ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
1.1 Психофизическая характеристика детей-инвалидов
1.2 Специфика социальной работы с детьми-инвалидами
1.3 Проект. Управление проектом
1.4 Процессы управления проектом
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНЦЕРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
2.1 Описание содержания проекта
2.2 Определение сроков проекта
2.3 Оценка ресурсов
2.4 Оценка качества
2.5 Заинтересованное стороны проекта
2.6 Планирование человеческих ресурсов
2.7 Планирование коммуникаций
2.8 Управление стоимостью проекта
2.9 Управление рисками
2.10 Закрытие проекта
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема инвалидности является крайне важной и актуальной на сегодняшний день. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) за 2011 год, в мире более миллиарда человек (около 15 % всего населения) являются инвалидами. Около 20-25 % инвалидов – дети в возрасте до 16 лет. Каждый ребенок-инвалид – это человек с особенной судьбой, особыми потребностями. Задача современного общества заключается в том, чтобы обеспечить как можно лучшие условия для жизнедеятельности каждого ребенка с диагнозом «инвалидность».
На современном этапе развития общества проблеме специального образования уделяется пристальное внимание. В Республике Беларусь специальное образование характеризуется тенденцией к активному обновлению образовательных программ для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Также пристальное внимание уделяется созданию условия для гармоничного развития личности детей с ОПФР. В настоящее время в рамках общепринятой концепцией в качестве цели обучения детей с ОПФР выступают повышение качества жизни этих детей, их социализация, знакомство с окружающей действительностью, участие в социальном и экономическом взаимодействии. Республика Беларусь осуществляется специальное образование в соответствие с европейскими стандартами и активно использует зарубежный опыт. Согласно Закону Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития» (18 мая 2004), психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями является одной из приоритетных задач современного образования.
Актуальность работа заключается в том, что для детей-инвалидов важна не только медицинская помощь, но и организация отдыха, досуга. Ребенок-инвалид вынужден сталкиваться с множеством проблем и трудностей. Несмотря на то, что в современном обществе постоянно проводится работа по формированию толерантного отношения к детям с особенностями развития, к сожалению, чаще всего это не спасает ситуацию. К сожалению, на сегодняшний день средств, предоставляемых государством на реабилитацию таких детей, явно недостаточно. Мне кажется, каждый человек в силах оказать помощь детям. Необходимо только предоставить людям возможность пожертвовать деньги для детей-инвалидов. Одним из наилучших способов сбора денег для детей с инвалидностью, по моему мнению, является организация концерта. Издавна человечество стремилось к зрелищам. Концерты всегда привлекают внимание, собирают людей из совершенно разных слоев общества, объединяют людей с разными характерами и взглядами на жизнь. Именно концерт, по моему мнению, сможет привлечь внимание общества к детям с особыми потребностями – детям с инвалидностью.
Цель работы – разработать проект по проведению концертов для детей-инвалидов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
1.1 Психофизическая характеристика детей-инвалидов
Социальная помощь и обеспечение инвалидов является приоритетной задачей каждого государства. В настоящее время тема инвалидности в высокой степени освящена в литературных источниках.
На сегодняшний день, интерес к социальным проблемам инвалидности не угасает и рассматривается в работах таких авторов как: Е.И. Холостова , Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Для осмысления проблемной ситуации анализа инвалидности как социального феномена (инвалидность с социологической точки зрения — это "ненормальная" норма или "нормальное" отклонение) важной остается проблема социальной нормы, с разных сторон изучавшаяся такими учеными, как Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.
Изучением положения инвалидов в современном обществе, исследованием проблем инвалидности, в том числе, инвалидов по слуху, подготовку специалистов по социальной реабилитации в России и организационно-методическое обеспечение деятельности реабилитационных учреждений, а также — анализом организации социальной реабилитации инвалидов, занимались: Осадчих А.И., Лысенко А.Е., Васильева Н.В., Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Бадя Л.В., Храпылина Л.П., Устинова Э.В., Насыбуллина М.А.
В литературе рассмотрены вопросы реабилитации лиц с нарушениями слуха; особенности психического развития лиц в условиях патологии слуха; проблемы обучения и воспитания лиц с нарушенным слухом, а также вопросы адаптации, интеграции и социализации лиц с нарушениями слуха [1, с. 72].
В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации глухих людей, их приспособления к обществу, невротические реакции [12, с. 58].
При анализе социальной работы с инвалидами по слуху, в первую очередь, необходимо рассмотреть понятие «инвалидность». По данным Э.А. Вальчука, в Республике Беларусь не менее 10 % населения имеют дефекты здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности. В конце 80-х гг. ХХ века инвалиды составляли 3,1 % населения, а с 1989 г. их удельный вес стал увеличиваться, достигнув в середине 90-х годов 4,1 % [5, c. 39].
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [16].
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНЦЕРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
2.1 Описание содержания проекта
Предлагается провести концерт для детей-инвалидов.
Цель проекта - собрать деньги для детей-инвалидов.
Задачи проекта:
1. Привлечь внимание к проблеме инвалидности.
2. Развивать толерантность в обществе.
3. Предоставить семьям, воспитывающим детей-инвалидов, возможности для коммуникации.
4. Обеспечить досуг детям-инвалидам и их семьям.
2.2 Определение сроков проекта
Группа процессов инициации состоит из процессов, выполняемых для определения нового проекта или новой фазы существующего проекта путем получения авторизации на начало проекта или фазы. В рамках процессов инициации определяется изначальное содержание и выделяются изначальные финансовые ресурсы. Определяются внутренние и внешние заинтересованные стороны, которые будут взаимодействовать и влиять на общий результат проекта. Выбирается руководитель проекта, если он еще не назначен.
Группа процессов планирования состоит из процессов, выполняемых для определения общего содержания работ, постановки и уточнения целей и разработки последовательности действий, требуемых для достижения данных целей. Процессы планирования разрабатывают план управления проектом и документы проекта, которые будут использованы для выполнения проекта.
Группа процессов реализации состоит из процессов, выполняемых для исполнения работ, указанных в плане управления проектом, с целью соответствия спецификациям проекта. Эта группа процессов включает в себя координацию людей и ресурсов, управление ожиданиями заинтересованных сторон, а также интеграцию и выполнение операций проекта в соответствии с планом управления проектом.
Группа процессов завершения состоит из процессов, выполняемых для завершения всех операций в рамках всех групп процессов управления проектом в целях формального завершения проекта, фазы или договорных обязательств. Данная группа процессов, будучи завершенной, подтверждает, что процессы, определенные в рамках всех групп процессов, выполнены необходимым образом для закрытия проекта или фазы проекта, и формально устанавливает, что проект или фаза проекта завершена.
На фазе инициации необходимо изучить актуальность проекта, сформировать команду и распределить обязанности между членами команды проекта, решить финансовые вопросы.
Мероприятия на фазе инициации представлены на рисунке 2.1.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвалид – это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами.
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К основным категориям детей с ОПФР относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью.
Данные исследование детей с ОПФР свидетельствуют не только о трудностях поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста в коммуникативно-деятельностной ситуации, но и о том, что совместная деятельность находится в зоне их ближайшего развития, что они обладают значительными потенциальными возможностями развития навыков совместности, которые могут быть реализованы в учебном процессе при создании благоприятных условий.
Э.А. Вальчук сводит реабилитационные мероприятия к МР и ресоциализации (социальной реабилитации). МР состоит из:
А. Основных действий:
- распознания и диагностики болезни;
- предварительной и периодической оценки физических, психических и функциональных способностей больного и инвалида;
- кинезотерапии, эрготерапии, механотерапии и спортивных занятий и т.д.;
- трудотерапии, бытовой реабилитации; оборудования, необходимого для самообслуживания;
- физиотерапии.
Б. Дополнительных действий:
- использование иных способов лечения (фармакотерапии, хирургических коррекционных вмешательств, бальнео – и климатотерапевтических воздействий, психотерапии и т.д.).
Предлагается провести концерт для детей-инвалидов.
Цель проекта - собрать деньги для детей-инвалидов.
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. – 672 с.
2. Вальчук, Э.А. Основы медицинской реабилитации/ Э.А. Вальчук. – Мн: Мет, 2010. – 320 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М: Просвещение, 2018. – 319 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - Т. 4. Детская психология/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2004. - 432 с.
5. Григорьев, А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси: история. опыт, проблемы/ А.Д. Григорьев. – Мн: Асвета, 2000. – 463 с.
6. Гусева, Л.А. Технология социальной реабилитации инвалидов/ Л.А. Гусева // Социальное обслуживание. - 2014. - №3. - С.33-44.
7. Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /И. Г. Зайнышев. – М.: Гуманитарное издательство Владос, 2016. – 240 с.
8. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии./под ред. Б.П.Пузанова. – М: Академия, 2017. – 420 с.
9. Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях МСЭ: Методические рекомендации / Сост. Д.И. Лаврова, Е.С. Либман, С.Н. Пузин.- М.: ЦИЭТИН, 2000. –184 с.
10. Курбатов, В.И. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480с.
11. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей: Учеб. Пособие: МГУ, 2014. - 137 с.
12. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция/ Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2012. – 526 с.
13. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа/ Н.Н. Малофеев. - М. : Просвещение, 2009. — 319 с.
14. Миронова, Е.А. Инвалиды как субъект социальной политики/ Е.А. Миронова // Отечественный журнал социальной работы. - 2009. - №4. - С.20-22.
15. Наберушкина, Э. К. Политика в отношении инвалидов / Э.К. Наберушкина. - М.: ИНИОН РАН, 2012. – 154 с.
16. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов/ Т.Г. Никуленко. – М.: Феникс, 2016. — 382 с.
17. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М: АСТ, 2001. – 539 с.
18. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэля и С. Шардлоу; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 223 с.
19. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М: Просвещение, 2002. – 415 с.
20. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования: учебное пособие/Сост. Рогов, Е.И. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 354 с.
21. Певзнер, М.С. Основы дефектологии/ М.С. Певзнер. – М: Просвещение, 2019. – 380 с.
22. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников/ В.Г. Петрова. - Красноярск, 2014. – 395 с.
23. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Б.П. Пузанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
24. Храпылина, Л.П. Основы реабилитации инвалидов/ Л.П. Храпылина. – М: Просвещение, 2009. – 334 с.
25. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация/ Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2012. – 408 c.
26. Шиф, Ж.И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Ж.И. Шиф. - М.: Педагогика, 2002.- 250 с.
27. Эльконин, Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет: учебное пособие/ Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 2016. - 207 с.