ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ В ДОШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к понятию самооценки в психологии
1.2 Особенности статуса в группе в дошкольном возрасте
1.3 Специфика статуса в группе в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ В ДОШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение взаимосвязи самооценки и статуса в группе в дошкольном возрасте
2.3 Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и статуса в группе в подростковом возрасте
2.4 Практические рекомендации
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к человеку как к личности, предполагающей ее высокую сознательность, критичность и требовательность, как к себе, так и к окружающим. Ядром личности выступает самооценка человека, которая является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки. Дошкольный возраст - начальный этап осознания ребенком самого себя. Поэтому важно в этот период заложить фундамент развития адекватной самооценки. В дальнейшем это ребенку поможет правильно оценить себя, свои силы и в соответствии с ними самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько и др. Перечисленные авторы согласны в том, что положительная самооценка в дошкольном возрасте играет важную роль не только в дошкольном детстве, но и в дальнейшем развитии личности.
Самооценка носит динамичный характер и в подростковом возрасте имеет свои особенности. В этот период жизни происходят одни из самых значительных по своим проявлениям и последствиям личностные изменения, связанные с переструктурированием самосознания. В подростковом возрасте актуализируется процесс развития «Я» личности, обусловленный усилением значимости для нее процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни. На формирование самооценки подростка, еще недостаточно четко осознающего свой «образ Я», в значительной мере влияет социальная среда, прежде всего - среда сверстников.
Социометрический статус ребенка любого возраста играет важную роль в его развитии. Социометрический статус является основным фактором, определяющим положение личности дошкольника в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного ребенка по сравнению с остальными членами группы. Популярность среди сверстников, принятие ребенка в детскую группу является очень важным звеном в процессе личностного становления и важный показатель социализации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ В ДОШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к понятию самооценки в психологии
В зарубежной и отечественной психологии существуют разные подходы к изучению самооценки. В отечественной психологии самооценка рассматривается как центральное личностное образование, которое формируется еще в раннем возрасте под влиянием социальной ситуации развития и значимых других людей. Во многих исследованиях самооценка рассматривается как важнейший компонент самосознания, показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в «образе-Я» [1; 2].
Самооценку в качестве важного компонента самосознания рассматривал Б.Г. Ананьев, согласно которому самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, личностных качеств,» образа-Я» среди окружающих людей. Самооценка рассматривается в качестве фундаментального образования личности, которое определяет ее активность, отношение к самому себе и другим людям [1, с. 171]. Согласно определению Л.С. Выготского, «самооценка – это обобщенное, устойчивое, внеситуативное и дифференцированное отношение ребенка к себе, которое вбирает в себя опыт его деятельности, общение с окружающими людьми» [8, с. 224].
Самооценка является сложным интегративным элементом самосознания, объединяющим самопознание и самоотношение. И.С. Кон рассматривает самосознание как социальную установку и отождествляет его с образом Я. По мнению И.С. Кона, самосознание включает три компонента:
– когнитивный, который предполагает знание себя, представление о своих характеристиках;
– аффективный, отражающий оценку этих характеристик, и включает самоуважение и самолюбие;
– поведенческий, включающий действенное отношение к себе, как результат когнитивного и аффективного компонентов, готовность к действиям в отношении самого себя [14, с. 128].
По мнению А.В. Захаровой, «самооценка – это центральная часть личности, через призму которой преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, прежде всего, становление его личности и индивидуальности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ В ДОШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи самооценки и статуса в группе в дошкольном и подростковом возрасте было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №11 г. Могилева» и ГУО «Средняя школа №15 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 40 человек. Выборку исследования составили 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет и 20 учащихся 7 класса в возрасте 13-14 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилось непосредственное изучение самооценки и статуса в группе в дошкольном и подростковом возрасте;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и статуса в группе в дошкольном и подростковом возрасте.
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
Цель: выявление уровня и характера самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика проводится в форме беседы. В качестве стимульного материала выступает нарисованная лесенка из 5 ступеней. Процедура исследования: ребенку предлагается поставить фигуру человечка (себя) на одну из 7 ступенек и объяснить свой выбор.
Критерии оценки:
– неадекватно завышенная самооценка (7 ступенька);
– завышенная самооценка (5-6 ступенька);
– адекватная самооценка (4 ступенька);
– заниженная самооценка (1-3 ступенька).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что зарубежные психологи рассматривают самооценку в качестве механизма, который обеспечивает согласованность притязаний личности по отношению к самой себе и выдвижение требования к внешним факторам, в качестве функции целостности личности и взаимосвязан с аффективно-потребностной сферой человека. Отечественными психологами самооценка рассматривается как компонент самосознания, то есть оценка личностью самой себя, физических возможностей, умственных способностей, мотивации, целеполагания, отношения к окружающему миру, к окружающим людям и самой себе. Самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, личностных качеств, образа-Я среди окружающих людей, механизмом которой выступает рефлексия, позволяющая индивиду наблюдать за различными элементами «Я».
В дошкольном возрасте происходит формирование иерархической структуры мотивов и потребностей, самооценки, проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими. Группа детского сада является первым социальным объединением детей, в котором они занимают разное положение. К концу старшего дошкольного возраста происходит качественная своеобразная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания. На протяжении дошкольного возраста отмечается ярко выраженная возрастная тенденция увеличения «изолированности» и «звездности», взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников.
Статус в группе занимает важное место в жизни подростка. Факторами формирования статуса в группе в подростковом возрасте являются: потребность в общении, самоутверждении и аффилиации, развитие рефлексии, Я-концепции. Структура общения меняется, ее центр все более перемещается в группу сверстников. Общение со сверстниками для подростков выполняет ряд важных функций, среди которых становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения. В подростковом возрасте рефлексия и самооценка становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
3. Андронова, Е. И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е. И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 305. – С. 149–153.
4. Арендачук, И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И. В. Арендчук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
5. Бернс, Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
6. Бирюкевич, Е. А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е. А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
7. Бучилова, И. А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии / И. А. Бучилова, И. Н. Комкова, В. Н. Самылова // Концепт. – 2014. – № 2. – С. 54–58.
8. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та: 2013 – 144 с.
9. Гаджиева, З. М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З. М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы : материалы международной научно-практической конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
10. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
11. Кобелева, Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе: автореф. дис. канд. псих. наук : 19.00.01 / Г. Р. Кобелева. – Самара. 2004. – 23 с.
12. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
13. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – М. : Изд-во : АСТ, 2010. – 448 с.
14. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – СПб. : Питер, 2002. – 465 с.
15. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 276 с.
16. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71-79.
17. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова// Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
18. Наконечных, В. Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблема) / В. Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 1. – С. 358–369.
19. Подымова, Л. С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л С. Подымова, С. В. Ильина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. – 2016. – № 2. – С. 152–155.
20. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2010. – 452 с.
21. Репина, М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М. А. Репина, Т. К. Мухина // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 1267–1269.
22. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
23. Серкова, А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков / А. М. Серкова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
24. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками : учебное пособие / Е. О. Смирнова. – М. : Мозаика-синтез, 2012. – 192 с.
25. Урунтаева, Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Смысл, 2004. – 298 с.