Работа специалистов по идеологической и воспитательной работе конфликтного поведения у подростков закрытого учреждения
Республиканский институт высшей школы БГУ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Работа специалистов по идеологической и воспитательной работе конфликтного поведения у подростков закрытого учреждения»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2021
45.00 BYN
Работа специалистов по идеологической и воспитательной работе конфликтного поведения у подростков закрытого учреждения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Организация: Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа №1 легкой промышленности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Тест «Уровень конфликтности личности», автор В. Алексеенко.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие конфликта и конфликтной ситуации
1.2 Типы конфликтов и конфликтных ситуаций
1.3 Причины конфликтного поведения
1.4 Особенности поведения подростков в конфликтной ситуации
1.5 Способы и методы разрешения конфликта
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКА
2.1 Организация исследования уровня конфликтности личности в закрытых учреждениях
2.2 Анализ исследования уровня конфликтности личности в закрытых учреждениях
2.3 Рекомендации для педагогических работников по профилактике конфликтного поведения в учреждении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается рост негативных тенденций в развитии личности подростка. В подростковом возрасте наблюдаются различные виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, ролевой, адаптационный, конфликт неадекватной самооценки, нереализованного желания) [3, с. 297].
Длительные внутренние конфликты могут препятствовать развитию личности подростка. Часто возникающие и переживаемые подростком внутриличностные конфликты могут приводить к утрате уверенности в своих возможностях, формированию комплекса неполноценности, нарушению социальной адаптации. Зачастую подросток не способен адекватно оценить все обстоятельства и выбрать то поведение, которое могло бы избавить его от внутренних неприятных, противоречивых переживаний. Испытываемое в подростковом возраст внутреннее напряжение, дискомфорт, часто не только мешающий конструктивному разрешению возникшей проблемы, но и дестабилизирующий личность в целое, требует своего разрешения.
Речь идет о внутриличностным конфликте – то есть конфликте между различными тенденциями в психике и личности подростка. Подростковый возраст, как период наиболее интенсивного развития личности, отличается появлением качественных внутриличностных новообразований, связанных с многочисленными внутренними конфликтами:
– конфликт между самооценкой, как результатом осознанного отношения к себе, и самоотношением, как эмоциональным и неосознанным отношением к себе.
– конфликтом «Я-концепции», что проявляется в противоречивом отношении к себе, в реакции на свою меняющуюся внешность;
– конфликтом в развитии и реализации психосексуальной функции;
– конфликтом доверия к миру, который, в т.ч., проявляется в потребности в социальной дистанции и независимости от окружающих (в основном от взрослых);
– конфликтом между потребностью в дистанцировании от взрослых и желанием чувствовать их поддержку;
– конфликтом двойственных (амбивалентных) чувств по отношению к своим близким, друзьям и знакомым, который рассматривается самими подростками как проявление безнравственности [19, с. 40].
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие конфликта и конфликтной ситуации
Понятие «конфликт» – это отсутствие договора между двумя или боле сторонами, иначе, это столкновение противоположных целей, взглядов субъектов взаимодействия.
Сейчас существует много вариантов определения термина «конфликт». К примеру, американский теоретик Л. Козер под конфликтом понимает противостояние ценностей и притязаний на определенные ресурсы, статус, власть, основными целями которых являются нанесение урона, нейтрализация или полная ликвидация противника.
В отечественной литературе термин «конфликт» носит социологический характер. Авторы подчеркивают особенности различных типов социальных конфликтов, которые представляют разные формы противостояния между людьми и социальными сообществами и которые направлены на достижение разных целей.
Так, Ю.Г. Запрудский раскрывает понятие социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству [9, c. 15].
С точки зрения А.В. Дмитриева, под социальным конфликтом понимают то противостояние, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, которые могут угрожать противодействующим индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны [6, c. 32].
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКА
2.1 Организация исследования уровня конфликтности личности в закрытых учреждениях
Цель исследования: изучение уровня конфликтности подростка в закрытых учреждениях.
Объектом исследования является конфликтность.
Предмет исследования – уровень конфликтности подростка в закрытых учреждениях.
Исследование проведено на базе________. Фактический состав участников исследования составили девочки подросткового возраста (11-14 лет): 12 человек.
Данные утверждения позволили конкретизировать задачи эмпирического исследования:
1. Разработать методику, направленную на изучение уровня конфликтности подростка.
2. Формирование выборки исследования.
3. Эмпирическим путем изучить уровень конфликтности подростка в закрытых учреждениях.
4. Проанализировать и обобщить эмпирические результаты исследования. Сформулировать выводы и дать рекомендации.
Методика исследования: Тест «Уровень конфликтности личности», автор В. Алексеенко.
Выполнение исследования проводилось в три этапа.
Этапы исследования:
1. Анализ научных текстов и исследований с целью обоснования исходных позиций, определения проблемы, объекта и цели исследования, формулировки гипотез и задач. Результат данного этапа: подобрана методология и методы исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликт понимается как наиболее сложный способ разрешения значительных противоречий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся положительными и отрицательными эмоциями. Однако понимания содержания конфликта недостаточно, чтобы понять весь смысл конфликта, необходимо научиться действовать и преодолевать конфликты. Для этого необходимо изучить классификацию конфликтов, чтобы лучше понять это сложное явление.
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую она входит, между организациями или группами одного или различного статуса.
Среди огромного множества причин конфликтов выделяют общие и частные причины, которые проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах.
Подростковый возраст, как период наиболее интенсивного развития личности, отличается появлением качественных внутриличностных новообразований, связанных с многочисленными внутренними конфликтами. Под внутриличностные конфликтом понимается переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой.
Подростковая конфликтность может выступать как средство апробирования подростком своих возможностей и попытку осознания и идентификации собственного «Я». Внутриличностный конфликт в подростковом возрасте может проявляться в виде агрессии как формы конфликтного поведения. Агрессивность, появляющаяся вследствие внутриличностного конфликта, может проявляться как по отношению к другим, так и по отношению к себе. Подростковую конфликтность мы рассматриваем мы состояние дезинтеграции личности, которое выражается в обострении противоречий между различными сторонами личности, что сопровождается негативными переживаниями по отношению к своей личности и проявляется в защитном поведении.
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 551 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие / С.В. Баклановский, А.Я. Анцупов . – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2016. – 336 с.
3. Бочарова, Е. С. Проблема агрессивного поведения подростков и старшеклассников / Е. С. Бочарова // Научное сообщество студентов: сборник материалов научной конференции. – Чебоксары, 2019. – С. 28-31.
4. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: учеб. пособие / Н.Ф. Вишнякова. – Минск: Университетское, 2009. – 246 с.
5. Гришина, Н.В. Психология конфликтов. 2 –е изд. / Н.В. Гришина . –СПб. Питер, 200. – 464 с.
6. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2001. – 320 с.
7. Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
8. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб: Питер, 2001. – 400 с.
9. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт. / Ю.Г. Запрудский. – Ростов н/Д, 1992. – 212с.
10. Конфликтология для специальностей: 1-23 01 04 Психология, 1-03 04 02-02 Социальная педагогика. Практическая психология: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Ж.Л. Данилова. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – 119 с.
11. Конфликтология: учеб. пособие для бакалавров / С.В. Алексеев, И.Е. Говядкин, А.Я. Гуськов, В.В. Меркурьев, ред.: А.Я. Гуськов, Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА) .— М. : Проспект, 2013 .— 172 с.
12. Красильников, И.А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация [Текст] / И.А. Красильников. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006. – 110 с.
13. Лебедев, В.И. Психология управления. / В.И. Лебедев. - М. – 1990. – 302 с.
14. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста [Текст] / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38–50.
15. Павлова, Т.В. Внутриличностные конфликты современных подростков [Текст] / Т.В. Павлова, О.А. Бенькова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. – Барнаул, 2015. – С. 2007–2013.
16. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития [Текст] / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. –№ 1. –С. 95–99.
17. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие (курс лекций) / Н.Ф. Петрова, С.В. Нищитенко.— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2018 .— 142 с.
18. Рубцова, О.В. Внутренний ролевой конфликт подросткового возраста и возможности его преодоления [Текст] / О.В. Рубцова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – № 2. – С. 62–70.
19. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: учебник / М.В. Вдовина, Е.Г. Сорокина .— М. : ИТК "Дашков и К", 2018 .— 282 с.
20. Суворова, А.В. Психология конфликта : учеб. пособие / С.В. Нищитенко, А.В. Суворова. — Ставрополь: изд-во СКФУ, 2018 .— 105 с.
21. Черепанова, Е.С. Философия конфликта: [учеб. пособие] / Урал. федер. ун-т, Е.С. Черепанова .— 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017 .— 196 с.
22. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: учебник / В.И. Сперанский, Ф.И. Шарков .— М. : ИТК "Дашков и К", 2018 .— 238 с
23. Шейнов, В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П.Шейнов. – Минск. Харвест, 2010. – 912 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Тест «Уровень конфликтности личности», автор В. Алексеенко.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты