Социально-педагогическая помощь учащимся младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в коммуникации со сверстниками
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая помощь учащимся младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в коммуникации со сверстниками»
по дисциплине: «Социально-педагогическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая помощь учащимся младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в коммуникации со сверстниками
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущностные характеристики понятия «коммуникация»
1.2 Развитие коммуникативных навыков у учащихся младшего подросткового возраста
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Диагностика коммуникативных умений у обучающихся 10-13 лет
2.2 Рекомендации по оказанию социально-педагогической помощи учащимся младшего подросткового возраста с проблемами в коммуникации со сверстниками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что психическое развитие ребенка начинается с общения, а продуктивность общения обусловлена уровнем развития коммуникативных навыков. Для младшего подростка общение выступает необходимым условием, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Неотъемлемым условием формирования коммуникативных особенностей у детей младшего школьного возраста являются взаимоотношения со сверстниками, которые активно формируются в общеобразовательной школе. Межличностные взаимоотношения в учебном коллективе выполняют важнейшую функцию в развитии процесса социализации ребенка и в последующем определяют его статус в коллективе сверстников. Формирование и интериоризация социального опыта подростка может зависеть от того, на сколько успешно складываются межличностные взаимоотношения в коллективе сверстников, в тех конкретных малых группах, членом которых является учащийся.
Сложности вхождения во взаимодействие детей, недостаточно сформированное умение анализировать в совместной деятельности интересы партнера могут приводить к слабому коммуникативному опыту в младшем подростковом возрасте, могут оказывать отрицательное влияние на формирование продуктивных межличностных отношений, формируют его низкий социальный статус в группе сверстников. Поэтому развитие коммуникативных навыков является важнейшим условием в дальнейшем формировании социального опыта и личностного развития учащегося подросткового возраста.
Концептуальные разработки проблемы общения и коммуникации прежде всего связаны с именами Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.М. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, которые рассматривали коммуникацию как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. С точки зрения различных подходов полный анализ коммуникативных особенностей осуществлен с позиции принципа единства общения и деятельности. Или, по крайней мере, их глубокой взаимосвязи. Коммуникация является при этом особой деятельностью сотрудничающих людей, направленное на создание целостной системы их совместной деятельности, их сотрудничества. Изучением особенностей
младшего подросткового возраста занимались такие отечественные ученые, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, и др. Информационный поиск по проблеме исследования выявил противоречия между практической востребованностью доступных и адекватных средств формирования коммуникативных навыков у учащихся младшего подросткового возраста и их недостаточной теоретической разработанностью. А также необходимостью организации образовательного процесса, ориентированного на формирование знаний о способах владения вербальными средствами коммуникации. Вышеизложенное обусловило выбор темы и актуальность нашего исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущностные характеристики понятия «коммуникация»
В наиболее общем виде коммуникация определяется как просто акт передачи информации из одного места, человека или группы в другое.
Термин «коммуникация» более детально определяется А.В. Петровским как взаимный обмен информацией между партнёрами по общению, передача и приём знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности [23, с.214].
В каждом сообщении участвует (как минимум) один отправитель, сообщение и получатель. Это может показаться простым, но на самом деле общение - очень сложный предмет.
На передачу сообщения от отправителя получателю может повлиять множество вещей. К ним относятся наши эмоции, культурная ситуация, среда, используемая для общения, и даже наше местоположение. Сложность заключается в том, почему хорошие коммуникативные навыки считаются столь желанными работодателями во всем мире: точное, эффективное и недвусмысленное общение на самом деле чрезвычайно сложно.
Когда говорят о коммуникации, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Однако, по мнению Г.М.Андреевой, такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации [4, с.136]. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл [16, с.112]. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Соответственно, суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Диагностика коммуникативных умений у обучающихся 10-13 лет
С целью выявления коммуникативных умений у обучающихся 10-13 лет было проведено исследование.
Выборку исследования составили подростки в возрасте 10-13 лет, количество детей 22 человека (11 девочек, 11 мальчиков).
Гипотеза исследования: существуют различия в сформированности коммуникативных умений у девочек и мальчиков младшего подросткового возраста.
Методики исследования:
1. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2). Автор: Н.П. Фетискин.
Цель методики: выявление коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.). Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин. В данном исследовании анализировались только показатели по шкале коммуникативные склонности [10].
2. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона
Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха.
Цель: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Инструкция: «Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать».
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается оценить тип преобладающего поведения [19, с.212].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа и обобщения научной литературы было установлено, что термин «коммуникация» определяется как взаимный обмен информацией между партнёрами по общению, передача и приём знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь. Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального).
Ведущей деятельностью в младшем подростковом возрасте является коммуникативная. В процессе коммуникативной деятельности происходит становление личности подростка, формиро¬вание важнейших ее свойств. В подростковом возрасте развитые коммуникативные способности обуславливаются высокой потребностью в общении, активностью и инициативностью в установлении и поддержании контактов, мотивацией быть принятым в группе и выраженной мотивацией достижения успеха, коллективистской направленностью, стремлением к лидированию, а также такими характерологическими характеристиками, как ответственность, открытость, оптимистичность, отзывчивость, общительность. Общение со сверстниками играет чрезвычайно важную роль в развитии личности подростка и его социализации: посредством общения осуществляется идентификация и обособление «Я» подростка, следовательно, развивается его самосознание. То есть, общаясь, подросток не только удовлетворяет потребности в признании и принятии, но и сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Благодаря общению и связанному с ним обособлению, складывается мировоззрение подростка, формируется его жизненная позиция. Если у подростка нарушен процесс коммуникации, он также лишается возможности гармоничного личностного развития и гармоничного вхождения в социум. Нарушается процесс социализации подростка. Неудовлетворенность в общении, низкий статус в группе сверстников, отсутствие взаимопонимания со взрослыми может привести к девиантному поведению, что чаще всего является попыткой преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы поведения.
1. Авдеева, Г.Н. Нарушения общения и школьная дезадаптация / Г.Н.Авдеева, Н.С.Жукова // Вестник Московского университета. – 2011. – №3. – С. 38-52.
2. Адушкина, И.Б. Понятие и модель применения тренинговой психотехнологии в учебных группах с деструктивными взаимоотношениями / И.Б. Адушкина // Психопедагогика. – 2007 . – №1. – С. 32 − 37.
3. Адушкина, И.Б. Теоретические предпосылки изучения деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных учреждений / И.Б. Адушкина // Психопедагогика. – 2013. – № 2. – С. 10 − 18.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000.– 376 с.
5. Ачитаева, И.Б. Социально-психологическая помощь по преодолению деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных учреждений / И.Б. Ачитаева // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции 24 апреля 2009 г. – СПб.: ГИПСР, 2009. – 337 с.
6. Бырдина, О.Г. Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности / О.Г. Бырдина, Ю.П. Сахарова // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 35-37.
7. Васюра, С.А. Коммуникативная активность школьников и ее развитие / С.А. Васюра // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 3. – с.35-44.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. –224 с.
9. Голубева, Э.А. Дифференциальный подход к коммуникативным способностям / Э.А. Голубева // Способности и склонности: Комплексные исследования. – М.: Приори, 2009. – 100 с.
10. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Аспект-Пресс, 2002. - C.263-265.
11. Дранков, В.Л. О природе коммуникативных способностей / В.Л. Дранков // Способности и склонности: Комплексные исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 100 с.
12. Захарова, Т.В. Исследование развития коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте в условиях реализации
ФГОС НОО / Т.В. Захарова, Т.В. Казакова, Т.А. Колесникова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 51-59.
13. Иоаниди, А.Ф. Методы развития коммуникативных навыков у детей младшего подросткового возраста / А.Ф. Иоаниди, Л.В. Мамедова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12. – С. 56-58.
14. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
15. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Приори, 2011. – 288 с.
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев // Сборник работ по общей психологии. – М.: Самиздат, 2015. – 138 с.
17. Медникова, А.А. Особенности структуры коммуникативных способностей / А.А. Медникова // Вестник ТГПУ. – 2009. - № 2. – С.120-123.
18. Межличностное общение / Под общ.ред. Н.В. Казариновой, В.М.Погольши. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
19. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я.Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008. – 672 с.
20. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция / А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь, 2011. – 180 с.
21. Социальная адаптация / Авт.-сост. Л. В. Астапович. – Минск : Красико-Принт, 2008. − 176 с.
22. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – Минск: Амалфея, 2009. – 213 с.
23. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
24. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск: БГПУ, 2009. – 235 с.
25. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 420 с.
26. Яковук, Т.И. Меняющаяся молодежь в меняющем¬ся обществе / Т.И.Яковук, ЕМ. Бабосов ; под науч. ред. Е.М. Бабосова. – Брест : БГТУ, 2012. – 354 с.
27. Якушев, И.В. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений / И.В. Якушев // Вопросы психологии. – 2015. – №6. – С. 51 − 56.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты