Психологические особенности межличностных отношений в детской группе
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности межличностных отношений в детской группе»
по дисциплине: «Общая психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности межличностных отношений в детской группе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая психология
Организация: Ясли-сад № 144, УО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение 1 Сводные таблицы по психодиагностическим методикам.
Приложение 1 Сводные таблицы по психодиагностическим методикам.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения психологических особенностей межличностных отношений в детской группе
1.1 Понятие межличностных отношений в детской группе
1.2 Виды и особенности межличностных отношений в детской группе
1.3 Методы и психолого-педагогические условия формирования благоприятных межличностных отношений в детской группе
2 Эмпирическое исследование межличностных отношений в детской группе
2.1 Описание методик и процедуры эмпирического исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в детской группе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что межличностные отношения со сверстниками является важным фактором, влияющим на личностное развитие ребенка. В процессе организации межличностных отношений ребенок получает знания о самом себе, оценку своей личности в целом и отдельных ее качеств, сначала от взрослых, а затем и от сверстников. Эта оценка влияет на то, как ребенок сам оценивает свою личность, на его самооценку. Очень важным является то, чтобы эта оценка не была негативной. В дошкольном возрасте большое значение приобретают сверстники. В общении со сверстниками ребенок развивает свой интеллект, получает новые знания, делится своими знаниями, в результате его индивидуальность становится разностороннее. Общение со сверстниками, как и совместная деятельность, обязательная предпосылка становления личности ребенка. В процессах общения он вырабатывает коммуникативные умения и навыки, формирует знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и со взрослыми. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности ребенка, создают трудности в его воспитании. Общение детей со сверстниками, так же как их общение со взрослыми, жизненно необходимо, является условием нормального развития человека. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, не популярность в группе сверстников, резко снижая интенсивность процессов общения, замедляет процесс социализации, препятствуют формированию ценных качеств личности. Ребенок эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ребенка, которого никто не выбирает.
Анализ научно-теоретической литературы по проблемам, связанным с межличностным взаимодействием, общением, коммуникативной компетентностью личности, позволяет судить о том, что структура, функции, генезис общения и отношений межличностного взаимодействия достаточно хорошо изучены и детально освещены в теоретических трудах психологов (А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, И.М.Юсупов, В.Я.Якунин и др.). Изучению проблемы межличностных отношений и общения в дошкольном возрасте посвящены труды Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.Н.Леонтьева, М.И. Лисиной, М.А. Репиной и многих других ученых.
Несмотря на достаточно широкое освещение проблемы межличностных отношений, недостаточное внимание уделяется рассмотрению особенностей данного феномена в дошкольном возрасте. В связи с этим научное и прикладное значение приобретает изучение особенностей межличностного отношений детей дошкольного возраста.
1 Теоретические основы изучения психологических особенностей межличностных отношений в детской группе
1.1 Понятие межличностных отношений в детской группе
Поэтому прежде чем охарактеризовать особенности общения детей старшего дошкольного возраста, необходимо привести различные определения понятия «межличностные отношения».
Межличностные отношения – это позиция личности к другому человеку или группе людей [2, с. 56]. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность [1, с. 122].
Разграничивает понятия «общение», «отношения», «взаимоотношения» Я.Л. Коломинский Он определяет общение как информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются, формируются и развиваются их межличностные отношения [9, с. 32]. Отношения – это и философская категория и категория, в которой выявляется отношение человека к человеку. В отношении человека к человеку следует различать объективные и субъективные аспекты, они составляют 2 основных слоя межчеловеческих отношений. Объективные отношения – это отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности. Субъективные отношения чаще обозначаются термином «личные отношения».
Не все отношения человека к другим людям можно рассматривать как взаимоотношения. Взаимоотношения – это обязательно прямые межличностные отношения. Они могут быть непосредственными – «лицом к лицу» или опосредованными какими-то средствами коммуникации (телефон, радио); могут быть одновременными или отсроченными (например, при переписке), но в них всегда должна сохраняться действительно возможность взаимности. Таким образом, взаимоотношение это специфический вид отношений человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения [9, c. 32].
2 Эмпирическое исследование межличностных отношений в детской группе
2.1 Описание методик и процедуры эмпирического исследования
С целью изучения межличностных отношений в детской группе было проведено эмпирическое исследование. Объем выборки составил 20 детей в возрасте 4-5 лет, воспитанники средней группы. Исследование проводилось на базе УО «Ясли – сад № 144» г. Гомеля.
Организация исследования: на первом этапе необходимо было выявить особенности межличностных отношений и общения со сверстниками детей среднего дошкольного возраста; охарактеризовать основные направления психолого-педагогической деятельности по развитию межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; сформулировать выводы согласно полученным результатам.
Психодиагностические методики исследования:
1. Тест «Два домика», автор Т.Д Марцинковская. Цель: изучение особенностей межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста, анализ положения каждого ребенка в структуре межличностных отношений. Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами. Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике». Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь [17].
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
Заключение
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены задачи, по результатам решения которых сделаны следующие выводы:
1. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. Межличностные отношения в группе дошкольников включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).
2. При изучении развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста большинство авторов опираются на представление о единстве межличностных отношений и самосознания. Данный подход использовался в ряде экспериментальных работ, где исследовались межличностные отношения детей. Он лег в основу изучения популярных и непопулярных дошкольников, агрессивных, демонстративных, застенчивых детей. Результаты этих работ убедительно показали, что источником всех проблемных форм отношения к сверстнику является дефицит личностного и доминирование предметного начала.
3. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, не популярность в группе сверстников, резко снижая интенсивность процессов общения, замедляет процесс социализации, препятствуют формированию ценных качеств личности. Поэтому педагогу следует своевременно отслеживать динамику межличностных отношений в группе, грамотно применять методы формирования благоприятных отношений.
4. В соответствии с целью и задачами курсовой работы было проведено исследование, направленное на выявление особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста. В результате анализа данных экспериментального исследования можно выделить следующие особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста: многие дети дошкольного возраста занимают неблагоприятное положение в системе межличностных отношений. У них невысокие показатели коммуникативной активности. Слабо сформированы навыки построения продуктивных межличностных отношений.
1 Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
2 Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды / А.А.Бодалев.– М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 256 с.
3 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 418 с
4 Галигузова, Л. Н. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Л. Н. Галигузова. – Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2013. – 265 с.
5 Денисенко, И. С. Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста / И. С. Денисенко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3. – С. 22-25.
6 Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников : Автореф. дис. канд. психологических наук. – М.: МГУ, 2006. – 22 с.
7 Карушева, А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах / А.В. Карушева // Молодой ученый. – 2016. № 4 (104). – С. 691-693.
8 Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2010. – 416 с.
9 Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Тетра Системс, 2000. – 432 с.
10 Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова. – СПб. : Питер, 2007. – 367 с.
11 Леонтьев, А. А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл: Академия, 2012. – 368 с.
12 Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 276 с.
13 Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 246 с.
14 Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А.А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф., г. Челябинск, февраль 2015 г. – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 102-106.
15 Николаев, Е. В. Исследование межличностных отношений детей дошкольного возраста / Е.В. Николаев, И. И. Николаева // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 91-94.
16 Немов, Р.С. Психология: в 3 Кн. Кн.2. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – 608 с.
17 Практикум по психодиагностике: Прикладная психодиагностика / И.Ю.Белякова [и др.] – М.:МГУ, 2012. – 148 с.
18 Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 137с.
19 Репина, М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М.А. Репина, Т. К. Мухина // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 67- 69.
20 Смирнова Е.О. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников / Е.О. Смирнова, В.А. Бутенко // Вопросы психологии. – 2007. - №1. – С.27-37.
21 Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников – диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 322 с.
22 Чумовская, О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста] / О. Н. Чумовская // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 17-18.
23 Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2009. – 360 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение 1 Сводные таблицы по психодиагностическим методикам.
Приложение 1 Сводные таблицы по психодиагностическим методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты