Формирование основ культуры здорового образа жизни у учащихся во внеурочной деятельности
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у учащихся во внеурочной деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование основ культуры здорового образа жизни у учащихся во внеурочной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «культура здорового образа жизни»: содержание и структура.
1.2 Роль классного руководителя в формировании у учащихся культуры здорового образа жизни
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
2.1 Содержание и направления внеурочной деятельности по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни
2.2 Формы внеурочной деятельности по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Эпоха, в которой мы живем, полна быстрых перемен, постоянного прогресса, новых вызовов и новых ответов. Привычные модели поведения, стандарты, ценности претерпевают трансформацию, новые противоречия, которые культура должна разрешить, чтобы выйти на новый уровень. В глобальном мире успех каждого человека и каждой нации зависит от творческого подхода, новаторства и способности мыслить нестандартно и находить новые и неожиданные решения всех проблем. Логично предположить, что в таких условиях здоровый образ жизни должен стать важной ценностью, которая обеспечивает процветание, творческую реализацию, материальное, а главное – духовное развитие. Однако логика не всегда дает адекватный ответ в условиях сложных трансформаций и быстрых нелинейных процессов.
Сегодня здоровье людей находится под сильным негативным влиянием отрицательных воздействий, вредных привычек и нездоровой диеты. Это касается как Республики Беларусь, так и многих других стран европейского континента. В то же время невозможно утверждать, что люди пренебрегают своим здоровьем и своим будущим из-за невежества. Уровень образования населения, усилия государств в этой области и уровень распространения информационных технологий исключают абсолютное невежество. Остается актуальной проблема низкой популярности здорового образа жизни, двигательной активности населения, а также возможностей и инструментов их распространения.
Одной из существенных проблем современных обучающихся является резкое ухудшение здоровья подрастающего поколения. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь за последние 10 лет число детей с хронической патологией возросло в 2,1 раза. Только 10% детей условно можно назвать здоровыми, 50% имеют патологию, 40% относятся к группе риска. Уровень физической подготовленности основной массы не отвечает требованиям, предъявляемым к обучающимся. Многие имеют нарушения зрения, сердечнососудистые заболевания, нарушения органов дыхания, желудочного тракта и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «культура здорового образа жизни»: содержание и структура
Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обеспечению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственного (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни. В цивилизованном обществе здоровью ребенка придается особая роль и значимость. В настоящее время с понятием «здоровье» связывается не просто отсутствие болезни, а психическое, физическое и социальное благополучие личности. Здоровье является одним из самых важных условий полноценного участия личности в жизни социума [6, с. 254]. Но не всегда человек четко представляет, что обозначает термин «здоровье». Можно ли считать человека здоровым, если у него в данный период нет каких-то острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая под этим, что у него нет не только сетований на болезни. В науке выделяют несколько элементов здоровья:
– соматическое здоровье, когда проходящее состояние органов и систем организма человека, основание которого составляет биологическая программа личного развития;
– физическое здоровье – это уровень роста и развития органов и систем организма человека;
– психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляют состояния общего душевного комфорта;
нравственное здоровье, основу которого устанавливает система ценностей, установок и аргументов поведения личности в социуме [15, с. 198].
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
2.1 Содержание и направления внеурочной деятельности по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни
Однако любая деятельность по формированию ценностных установок на здоровый образ жизни будет не эффективна, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении. Исходя из этого, целью внеурочной работы по формированию культуры здорового образа жизни является формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.
Задачами внеурочной деятельности в этом направлении являются:
– создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
– использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
– формирование благоприятного морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах;
– увеличение двигательной активности обучающихся;
– достижение тесного сотрудничества педагогического коллектива, обучающихся и их родителей в формировании ценности здорового образа жизни;
– повышение педагогической грамотности родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития [5, с. 78].
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа разрабатывается в соответствии со стандартом образования. В рамках этой программы реализация внеклассных мероприятий в данном направлении заключается в том, чтобы научить учащихся заботиться о своем здоровье, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неспособность самих детей быть здоровыми, незнание основных законов здорового образа жизни, базовых навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению у детей различных форм деструктивного поведения, включая курение, алкоголизм, наркоманию, вплоть до попыток самоубийства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство авторов согласны в определении здорового образа жизни как совокупности внешних и внутренних условий среды существования обучающегося, обеспечивающих гармоничное развитие личности, сохранение здоровья и трудоспособность. Условия окружающей среды ограничивают роль обучающегося в реализации здорового образа жизни. К ним относятся духовное и нравственное согласие; позитивное мышление и восприятие жизни; достаточные знания о здоровье и здоровом образе жизни; принятие лечебно-профилактических мер; рациональный распорядок дня; культура питания и передвижения; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Здоровый образ жизни выражается в ежедневном личностном и активном поведении обучающихся, направленном на сохранение, укрепление и восстановление здоровья. Культура здорового образа жизни – это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни – это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.
Важнейшей задачей здорового образа жизни является формирование личности с высокой социальной активностью, творчеством, чувством коллективизма, уважения к другим, стремлением к нравственному самосовершенствованию, идеологии, высокому уровню интеллектуального, эстетического и физического развития, крепкому здоровью. И социальное развитие человека сегодня невозможно без воздействия со стороны педагога. Благодаря классному руководителю формируется духовно-нравственное единство личности, что, несомненно, налагает на него особую ответственность. Деятельность со стороны классного руководителя это не единственный фактор, влияющий на формирование культуры здорового образа жизни учащихся, но его влияние особенно велико.
1. Василенко, В. А. Ценность и ценностное отношение / В. А. Василенко. – М.: НУА, 2016. – 215 с.
2. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П. А. Виноградов. – М.: Изд-во «Мысль», 2010. – 360 с.
3. Возьмитель, А. А. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа / А. А. Возьмитель, Г. И. Осадчая // Социологические исследования. – 2009. – № 8. – С. 58–65.
4. Воробьев, В. И. Слагаемые здоровья / В. И. Воробьев. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 223 с.
5. Вуфольв, Б. З. О науке и практике воспитания: содержание и организация деятельности / Б. З. Вуфольв. – М.: ИСП РАО, 2010. – Ч. 1. – 143 с.
6. Глушанко, В. С. Общественное здоровье и здравоохранение / В. С. Глушанко ; под ред. В. П. Дейкало ; Витеб. гос. мед. унт, каф. обществ. здоровья и здравоохранения. – Витебск: Изд-во ВГМУ, 2011. – 491 с.
7. Гурвич, И. Н. Социальная психология здоровья / И. Н. Гурвич. – СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2012. – 1023 с.
8. Дорошкевич, М. П. основы валеологии и школьной гигиены: учеб. пособие / М. П. Дорошкевич, М.А. Нарашкевич, Д.М. Муравьёва, В.Ф. Черник. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 238 с.
9. Ефименко, С. А. Влияние образа жизни на здоровье / С. А. Ефименко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2009. – № 1. – С. 8–14
10. Калина, М. С. Здоровый образ жизни в информационную эпоху: между ценностью и модой / М. С. Калина // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2014. – № 2. – С. 47-50.
11. Касимов, Р. А. Здоровье и СМИ: стратегия взаимодействия власти, общества и средств массовой информации в формировании у населения Вологодской области мотивации к здоровому образу жизни / науч. ред. Р. А. Касимов, А. А. Колинько, А. И. Попугаева. – Вологда : МДК, 2008. – 35 с.
12. Кумко, В. Д. Педагогика / В. Д. Кумко. – Минск: Веды, 2012. – 287 с.
13. Косинец, А. Н. Здоровье, здравоохранение и социально-экономическое развитие страны / А. Н. Косинец, В. С. Глушанко // Здоровье населения – основа благополучия страны: Материалы V съезда организаторов здравоохранения Республики Беларусь, Минск, 11-12 мая 2006 г. – Минск, 2016. – С. 348–351.
14. Лебедева, Н. Т. Формирование здорового стиля жизни школьника / Н. Т. Лебедева – Минск: Народная асвета, 2006. – 144 с.
15. Лещинский, Л. А. Берегите здоровье / Л. А. Лещинский. – Москва: Физкультура и спорт, 2015. – 303 с.
16. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. Н. Лисицын. – М.: Медицина, 2012. – 139 с.
17. Луговцева, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общ. сред. Образования / Е. Н. Луговцева. – Минск: нац. Ин-т образования, 2012. – 192 с.
18. Могунова, М. Н. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование / М. Н. Могунова, Г. М. Сикорская, С. К. Валиев // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2016. – Т. 4. – № 1 (21). – С. 181-185.
19. О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь от 18 июня 1993 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа : http://www.pravo.by.
20. Пилипцев, Н. Н. Здоровый образ жизни – ведущий фактор, обуславливающий здоровье/ Н. Н. Пилипцев, Р. А. Часнойть, Т. П. Павлович // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2016. – № 2. – С. 55–61.
21. Ростовцев, В. Н. Основы культуры здоровья: пособие для педагогов и воспитателей учреждений образования / В. Н. Ростовцев, В. М. Ростовцева. – Минкс: Нац. ин-т образования, 2008. – 120 с.
22. Сапожников, И. А. Основы социально-педагогической деятельности / И. А. Сапожников. – Ровно : РГГУ, 2010 – 114 с
23. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаеф, Е. Н. Шиянова. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. – 250 с.
24. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2011. – 274 с.
25. Трусь, Е. И. Формирование здорового образа жизни у студентов медицинского университета: монография / Е. И. Трусь, М. Ю. Сурмач. – Гродно, 2018. – 160 с.
26. Фурманов, А. Г. Здоровый образ жизни: 15 уроков по профилактике вредных пристрастий / А. Г. Фурманов, Ю. Н. Князев. Минск: Тесей. – 2012. – 64 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты