Особенности межличностных отношений супругов с разным уровнем эмоционального интеллекта
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности межличностных отношений супругов с разным уровнем эмоционального интеллекта»
по дисциплине: «Психология семьи»
2021
45.00 BYN
Особенности межличностных отношений супругов с разным уровнем эмоционального интеллекта
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология семьи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение Б Результаты методики межличностных взаимоотношений Р. Лири.
Приложение В Коэфициент кореляции Пирсона.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Понятие эмоциональный интеллект
1.2 Структурные особенности межличностных отношений
1.3 Гендерные особенности эмоционального интеллекта
1.4 Теории межличностных отношений
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений супругов
2.3 Результаты исследования эмоционального интеллекта
2.4 Результаты исследования взаимосвязи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время успешная адаптация личности к запросам современного общества невозможна без развитого эмоционального интеллекта, умения устанавливать успешное взаимодействие с другими людьми. Опираясь на собственные и чужие эмоции, люди учатся распознавать и получать информацию о том, что происходит в окружающей действительности. Развитие эмоционального интеллекта выступает фактором просоциального и другого позитивного поведения, так как он оптимизирует межличностные взаимодействия и характер общения. Успешное общение, будучи важнейшей характеристикой личности, выступает фактором гармоничного функционирования личности во внешней среде. Несмотря на различия в подходах, представители разных концепций сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект – это один из позитивных факторов индивидуальности для межличностного взаимодействия, который необходимо развивать. Однако данное мнение не подкреплено, в достаточной степени, экспериментальными исследованиями.
Изучением феномена эмоционального интеллекта занимались многие отечественные (И.Н. Андреева, М. А. Манойлова, Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига, Д.В. Люсин и др.) и зарубежные (Д. Гоулман, П. Сэловей и Ю. Мэйер, Р.Д. Робертс) психологи. Проблема общения в психологии является одной из фундаментальных (С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Н Леонтьев и др.). Условия успешности общения исследования А.В. Батаршев, В.Н. Куницына, Е.И. Рогов, Е.А. Смирнова и др.
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностные отношения – совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, – одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является, по существу, ключевой проблемой социальной психологии. Исследование проблемы межличностных отношений в психологии занимались авторы Е.П. Ильин, В.М. Соковнина, М.С. Каган, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, И.Н. Толстых и др.
Динамичность современного общества находит отражение в процессах, происходящих в семье. Тенденция к усилению индивидуализации, ориентация на карьеру приводят к трансформации семейных отношений, установок и ценностей, в связи с чем институт семьи обнаруживает ряд кризисных моментов: растет число молодых людей, не желающих создавать семью, увеличивается число разводов, растет число неблагополучных семей, все больше пар отдают предпочтение гражданскому сожительству, а ценность официального брака снижается. Причиной данных тенденций является общая неудовлетворенность отношениями в паре.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Понятие эмоциональный интеллект
Понятие «эмоциональный интеллект» трактуется по-разному. На современном этапе принято считать, что «Эмоциональный интеллект» — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач».
Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1964 году в работе М. Белдока (Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication), позже в 1966 году это понятие прозвучало в работе Б. Лойнера (Emotional intelligence and emancipation) [4, с. 17].
Зачастую, параллельно с понятием эмоциональный интеллект используется термин «эмоциональная грамотность». Его ввел в 1975 году один из основателей транзактного анализа, американский психолог и психотерапевт Клод Штайнер, который разработал концепцию эмоциональной грамотности. Штайнер представил ее в своей книге Achieving Emotional Literacy, а впоследствии запустил, свою программу тренинга эмоциональной грамотности. Штайнер утверждал, что у людей способность к эмоциональной грамотности дана от природы, но в процессе взросления человек эту способность утрачивает. Он отмечал особую ценность эмоциональной грамотности в жизни человека, и считал, что эмоциональная грамотность — это эмоциональный интеллект, находящийся в сердце. Эмоциональная грамотность неоспоримо влияет на отношения. Возникновение дружбы и любви между людьми зачастую происходит благодаря именно ей, так же эмоциональная грамотность делает эффективной совместную деятельность и способствует возникновению чувства общности, что существенно повышает качество жизни индивидуума [41, с. 13].
По мнению Штайнера, эмоциональная грамотность проявляется в 5-ти категориях:
1. Осознание своих чувств.
2. Обладание чувством сопереживания.
3. Умение управлять своими эмоциями.
4. Победа над эмоциональными проблемами.
5. Эмоциональная интерактивность.
В данной концепции эмоциональная грамотность представляет собой способность распознавать и понимать собственные чувства и эмоции, а также умение чувствовать других и сопереживать их эмоциям, что дает возможность эффективно взаимодействовать с другими людьми, кроме того, эмоциональная грамотность проявляется в умении управлять своими эмоциями и эффективно их выражать. Все это развивает навык рационального поведения, который крайне необходим в ситуациях, сопровождающихся сильными эмоциями. Автор данной концепции дает название этому навыку - «эмоциональная интерактивность». Поэтому суть модели эмоциональной грамотности Штайнера прежде всего заключается в конструктивном подходе к решению эмоциональных трудностей, с которыми сталкивается человек в своей жизнедеятельности. Акцент делается на внутреннем состоянии личности, и тем самым побуждает человека смотреть не на социальную среду, в которой действует индивид, а в свой внутренний мир.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: определить особенности межличностных отношений супругов с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Задачи исследования:
1. Определить уровень эмоционального интеллекта супругов;
2. Определить особенности межличностных отношений супругов
3. Выявить взаимосвязь особенностей межличностных отношений супругов и уровнем эмоционального интеллекта.
В исследовании приняли участие 15 пар. Эмпирическое исследование проводилось на базе _____.
Основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь между особенностями межличностных отношений супругов и уровнем эмоционального интеллекта.
В ходе анализа исследования использовались статистические методы (критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону, корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона).
Для получения достоверных данных было принято решение использовать следующие методики:
Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла – 30 вопросов, 5 шкал. Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Методика построена на общетеоретических представлениях об эмоциональном интеллекте как о личностных характеристиках, позволяющих распознавать свои эмоции, управлять ими, распознавать чувства в каждой конкретной ситуации.
Опросник ПЭА (Понимание, Эмоциональное Притяжение, Авторитетность; А.Н. Волкова).
Цель: выявление степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке.
Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверждений (Приложение А).
Третья используемая методика: тест межличностных отношений Лири [49]. Текст методики представлен в Приложении В.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональный интеллект – это совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые их межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности. Процесс формирования межличностных отношений представляет собой процесс становления определенных установок, ориентаций, ожиданий и др., которые определяются содержанием, целями, ценностями и организацией их совместной деятельности; это процесс постоянный и непрерывный.
Данные о гендерных различиях способностей эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путем воспитания.
Существует несколько теорий, описывающих межличностные отношения. К ним относятся: бихевиоризм, теория обмена, теория справедливости, теория социальной драматургии, психоаналитическая теория, транзакционная теория. Но следует отметить, что трансакционный анализ является одной из наиболее продуктивных теорий, которые объясняют человеческое общение, ее положения актуальны и в условиях управленческого общения. Указанная теория объясняет пути выхода из некоторых конфликтов, дает ключ к пониманию между руководителем и подчиненным, повышает эффективность этого взаимодействия.
Цель исследования: определить особенности межличностных отношений супругов с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь между особенностями межличностных отношений супругов и уровнем эмоционального интеллекта.
1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова – М. : Наука. 2008. – 209 с.
2. Алешина, A. B. Ничего личного – только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха / А. В. Алешина, С. В. Шабанов. – СПб. : Питер, 2012. – 336 с.
3. Андерсон, М. Н. Исследование эмоционального интеллекта студентов педагогического профиля / М. Н. Андерсон, Г. В. Радченко // Царскосельские чтения. – 2017. – № 2. – С. 288-291.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
5. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко. – М. : ACADEMIA , 2003. – 263 с.
6. Арендачук, И. В. Основы психологии семьи и семейного консультирования в учрежедниях образования / И. В. Арендачук.– Саратов: ИЦ Наука, 2009. – 74 с.
7. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению / А. В. Батаршев. – М. : Владос-Пресс, 2001. – 336 с.
8. Богомолова, Е. И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореферат. – Москва, 2015. – 232 с.
9. Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалев – Л., 2018. – 126 с.
10. Будакова, А. В. Эмоциональный интеллект как условие развития самодетерминации / А. В. Будакова // Психология индивидуальности : материалы научной конференции. – М. : Логос, 2012. – С. 41–42.
11. Волгуснова, Е. А. Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллект в юношеском возрасте / Е. А. Волгуснова, Д. С. Личман // Вестник Шадринскоо гос. пед. ун-та. – 2017. – № 2. – С. 100-106.
12. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
13. Григорьев, С. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов / С. А. Григорьев // Известия высших учебных заведений. – 2016. – № 2. – С. 106–118.
14. Духновский, С. В. Дистанция в межличностных отношениях. Регуляция и диагностика: моногр. / С. В. Духновский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. – 209 с.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 321 с.
16. Кленова, М. А. Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуз / М. А. Кленова // Известия Саратовского университета. – 2018. – Вып. 2. – С. 176-184.
17. Ковтун, Р. Ф. Коммуникативная компетентность молодого преподавателя / Р. Ф. Ковтун // Записки Горного института. – 2005. – Т. 160. – С. 42-44.
18. Колкер, Я. М. Речевые способности: как их формировать? / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова // Воспитание в школе. – 2010. – № 4 – С. 30–33.
19. Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / Я. Л. Коломинский. – М. : Прайм-Еврознак, 2014. – 137 с.
20. Комарова, А. И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А. И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 4. – С. 23–26.
21. Крупнов, А. И. Гендерные различия в психологических проявлениях общительности / А. И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2004. – № 2. – С. 160-164.
22. Крысько, В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 431 с.
23. Куницына, В. Н. Трудности межличностного общения : автореф. дис… д-ра псих. наук / В. Н. Куницына. – СПб, 1991. – 26 с.
24. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М : Просвещение, 2005. – 422 с.
25. Лешенко, А. А. Связь эмоционального интеллекта с индивдидуалньо-психологическими особенностями личности / А. А. Лешенко // Современная наука и образование. – Тамбов: Грамота, 2013. – №2. – С. 104-107.
26. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 29-36.
27. Макаров, В. К. Мотивация профессионального самоопределения старшеклассников – Глобализация: pro et contra: Материалы конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006. – С. 302-311
28. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 140 с.
29. Методика «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 57–59.
30. Михайлова, Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена): руководство по использованию / Е.С. Михайлова. – СПб : Иматон, 2001. – 56 с.
31. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект : концептуализация феномена : основные функции : монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
32. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1979. – 643 с.
33. Попова, Н. Ю. Изучение взаимосвязи внимания и памяти у современных студентов высших учебных заведений / Н. Ю. Попова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – № 1. – С. 92-94.
34. Попованова, Н. А. Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза / Н. А. Попованова // Ярославский педагогический вестник. – 2018 . – № 2. – С. 32-38.
35. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2005. – 385 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2015. – 705 с.
37. Саенко, Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. – СПб. : Речь, 2010. – 238 с.
38. Смирнова, Е. О. Проблема межличностных отношении дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. – 2006. – № 19. – С. 23.
39. Степанов, И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И. С. Степанов // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 1. – С. 205–212.
40. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманова, А. А. Альдбин, Е. М. Амелишко. – Минск : Технология, 2000. – 100 с.
41. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М., 1969. –315 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение Б Результаты методики межличностных взаимоотношений Р. Лири.
Приложение В Коэфициент кореляции Пирсона.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты