Развитие умений монологической речи на основе использования цифровых историй
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие умений монологической речи на основе использования цифровых историй»
по дисциплине: «Методика преподавания английского языка»
2021
45.00 BYN
Развитие умений монологической речи на основе использования цифровых историй
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания английского языка
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры использования цифровых историй с целью развития навыков монологической речи у учащихся.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИСТОРИЙ НА 2 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психологические аспекты обучения учащихся иноязычной монологической речи
1.2 Классификация монологических высказываний в лингвистике и лингводидактике
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИСТОРИЙ НА 2 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методическая организация цифровых историй с целью развития умений монологической речи на 2 ступени общего среднего образования
2.2 Методическая разработка урока по развитию у учащихся 6--7 классов умений монологической речи на основе использования цифровых историй
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
C расширением международного сотрудничества возникает необходимость в формировании учащихся как субъектов межкультурный коммуникации, готовых эффективно взаимодействовать с представителями иных культур. Обучающимся необходимо овладеть нормами речевого поведения, научиться применять адекватные языковые и речевые средства с целью выражения своих мыслей в устной форме для достижения взаимопонимания.
Тем не менее, основываясь на многолетних наблюдениях преподавателей и обобщая их опыт, можно утверждать, что обучающиеся далеко не всегда могут связно высказаться по волнующему вопросу, передают только основное содержание прочитанного/услышанного, сводят свое высказывание к перечислению фактов [12, с. 2]. Кроме того, овладение монологической речью, как известно, вызывает определенные трудности у учащихся: они стесняются говорить на иностранном языке, боятся сделать ошибку и подвергнуть себя критике, испытывают нехватку языковых и речевых средств для решения поставленной задачи у обучающихся.
В последние годы в обучении иностранным языкам всё больший акцент делается на аутентичность используемых учебных материалов, организацию общения в социокультурном контексте, а также на внедрение различных веб 2.0 технологий в преподавании иностранного языка, таких как цифровые истории. Согласно Б. Р. Робину, цифровые истории в образовательной среде — это новый стандарт подачи информации, с обязательным использованием современных визуальных средств, например, инфографики, таблицы, диаграммы, фото и т.д., который облегчает восприятие происходящего и систематизирует информацию в интерактивном ключе [26, c. 709].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИСТОРИЙ НА 2 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психологические аспекты обучения учащихся иноязычной монологической речи
Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования предопределяется особенностями современного социального заказа, ориентирующегося на такое изучение языков, которое бы сделало возможным их широкое использование в качестве средства общения между людьми. Выполнение данного заказа невозможно без овладения умениями монологической речи.
Монологическая речь является одним из видов говорения и определяется в психологии речи и психолингвистике как «связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности» [10, с. 102] и др. С ее помощью осуществляется устное вербальное общение: происходит обмен информацией, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Монологическая речь сохраняет ряд признаков, которые присущи всем формам устной речи, однако она рассматривается как устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему, которое имеет целый ряд отличительных от диалогической речи особенностей. Монолог (как длительная по времени форма воздействия на слушателя) впервые был отделен от диалога Л. П. Якубинским. В качестве отличительных признаков монологической формы общения автор называет обусловленную длительностью говорения, связанность, «настроенность речевого ряда»; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера; наличие заданности, предварительного обдумывания [24, c. 17]. Все последующие исследователи связной монологической речи, ссылаясь на выделенные Л. П. Якубинским признаки, делают основной акцент или на лингвистических, или на психологических характеристиках монолога.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИСТОРИЙ НА 2 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методическая организация цифровых историй с целью развития умений монологической речи на 2 ступени общего среднего образования
В настоящее время процесс обу¬чения ИЯ строится в соответствии с пятью основными принципами коммуникативного подхода:
1) речемыслительной активности;
2) функциональности;
3) ситуативности;
4) новизны;
5) индивидуализации [18, с. 65].
Первым принципом является принцип речемыслительной актив¬ности. Речевая направленность учебного процесса возможна лишь при наличии речемыслительной активности учащихся, которая главным образом характеризует их деятельность. Речемыслительная активность учащихся заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользова¬ние языком.
Второй принцип — принцип функциональности. Это понятие означает, что любая речевая единица, любая языковая форма выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. В противном случае речевое воздействие было бы невозможным. Иными словами, функциональность есть самая существенная характерная черта любой речевой единицы, т. е. любой языковой формы. Обучение на основе коммуникативности и в целях общения предполагает усвоение не языка и его системы, а системы речевых средств, вернее, той модели данной системы, которая сможет замещать реальную [18, c. 87].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило теоретически обосновать и практически разработать методику обучения учащихся 7-х классов иноязычной монологической речи на основе использования цифровых историй. В процессе выполнения данного исследования удалось решить следующие теоретические задачи:
1. Теоретически конкретизированы когнитивные аспекты развития у обучающихся умений монологической речи на II ступени общего среднего образования. Основные механизмы порождения монологической речи включают в себя выбор говорящим слов и речевого образца, конструирование предложений, комбинирование, упреждение, репродукция заученных выражений, конструкций, дискурсивность. Соотнося речь и мышление, выделяет три основных уровня перехода мысли в высказывание: мотивационно-побуждающий, формирующий и реализующий.
2. Проанализирована классификация монологических высказываний в лингвистике и лингводидактике. В данном исследовании рассматривалась классификация, согласно которой существуют три типа монологических высказываний: монолог-описание, монолог-повествование, монолог-сообщение.
3. Выявлены особенности применения цифровых историй для развития у обучающихся умений монологической речи. Деятельность учащихся по овладению умениями монологической речи может организовываться двумя путями: дедуктивным и индуктивным. В дедуктивном пути исходной единицей обучения является текст-образец, в индуктивном пути – речевые образцы.
1. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. А. Бизикова. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного университета, 2014. – 236 c.
2. Бойко, Т. В. Формирование цифровой грамотности обучающихся в системе урочной и внеурочной деятельности / Т. В. Бойко, Н. В. Скрипкина // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 324-327.
3. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 104 с.
4. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи / В. В. Виноградов. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 255 с.
5. Воронова, Т. М. Формирование навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования / Т. М. Воронова. – Белгород, издательство НИУ «БелГУ», 2016. – 102 с.
6. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное / И. Р. Гальперин. — М: КомКнига, 2006. — 144 с.
7. Грушевская, В. Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся / В. Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 38-43.
8. Жинкин, Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе / Н. И. Жинкин. - М.: Знание, 1969. - 204 с.
9. Зимняя, И. А. Вербальное мышление (психологический аспект) / И. А. Зимняя // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.: Наука, 1985. – С. 72-75.
10. Зимняя, И. А. «Психология обучения иностранным языкам в школе» / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
11. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19–20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. – 418 c.
12. Лазаркевич, Л. И. Обучение монологическому высказыванию на старшем этапе в средней школе: на материале англ. яз.: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения. – Москва: [б. и.], 1972. – 23 с.
13. Логинова, А. В. Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на иностранном языке / А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 805-809.
14. Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. – 246 с.
15. Маняйкина, Н. В. Цифровое повествование как средство развития медиакомпетенции будущих учителей английского языка / Н. В. Маняйкина, Е. С. Надточаева // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 10. – С. 81-87.
16. Машлыкина, Н. Д. Использование речевых опор в процессе обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 2-6.
17. Назарова, А. В. Система стратегий и тактик иноязычной монологической речи на примере немецкого языка / А. В. Назарова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. - №3. – С. 1-9.
18. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
19. Прохоров, А. В. Социальные сети и Интернет / А. В. Прохоров // Журнал «КомпьютерПресс». – 2006. – №1. – С. 4-9.
20. Сакаева, Л. Р. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н. И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование с двумя профилями подготовки». – Казань: КФУ, 2016. – 189 с.
21. Скалкин, В. Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В. Л. Скалкин. – М., 2003. – С.17-19.
22. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. –М.: Slovo. – 2000. – 146 с.
23. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для 6, 7 класcов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. - 2017 г.
24. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский. – М.: Наука, 1986. – С. 17–58.
25. Юхнель, Н. В. Английский язык: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : (с электрон. прил.) / Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Н. В. Демченко. – 2-е изд., перераб. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 270 с.
26. Robin, B. R. The Educational Uses of Digital Storytelling / B. R. Robin // Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. – Orlando, Florida, USA: AACE. – 2006. – P. 709-716.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры использования цифровых историй с целью развития навыков монологической речи у учащихся.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты