Личностные особенности интернет зависимых подростков
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Личностные особенности интернет зависимых подростков»
по дисциплине: «Возрастная психология»
2021
45.00 BYN
Личностные особенности интернет зависимых подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Возрастная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости, русскоязычный вариант текста К. Янг, адаптированный В.А.Лоскутовой (Буровой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П.Коста).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест на самооценку Будасси.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П.Коста).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест на самооценку Будасси.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Содержание понятия «интернет-зависимость»
1.2 Особенности зависимости в подростковой среде
Выводы по главе 1
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Проблема технологических аддикций и, в частности, феномен зависимости от Интернета приобретают особенную актуальность в настоящее время. Современное общество невозможно представить без интернета. Влияние сети на повседневную жизнь человека увеличивается, но наряду с позитивными изменениями интернет привнес в нашу жизнь значительное число проблем. Наиболее подверженными зависимости от Интернета оказываются подростки.
Современная действительность с ее стремительным темпом жизни во многом определяет трудности, с которыми сталкиваются подростки в общении со сверстниками. Сегодня появилась еще одна возможность межличностного взаимодействия – виртуальное общение, и подростки успешно осваивают эту сферу, зачастую увлекаясь ей в большей степени, чем необходимо.
Повышение интереса к Интернету у подростков обусловлено рядом причин: высокая познавательная мотивация, которая выражается в их тяге ко всему новому; осознание уникальных возможностей применения современных технологий для познания, общения или развлечения; проявление самостоятельности в выполнении ими творческой работы, а также наличие характерных для подростков психологических проблем и затруднений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Содержание понятия «интернет-зависимость»
В психологической науке понятие «зависимость» (от англ. «аddiction») определяется как зависимость, пагубная привычка. В широком значении «аддикция» характеризует состояние необходимости или потребности в чем-то для поддержки или функционирования личность.
Большинство зарубежных исследователей зависимость синонимом аддикции, а зависимое поведение синонимом аддиктивного поведения. Психологическую зависимость сопровождают появления настойчивого желания, что проявляется в ощущении острой необходимости выполнения какой-либо деятельности. Человек, испытывающий пристрастие к чему-либо, является аддиктом [18, с. 2].
Зарубежный психолог Л.М. Доддс под аддикцией понимает компульсивно побуждаемую активность, для которой характерна интенсивность и неослабевающее упорством относительной потеря автономии Эго, включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе [3, с. 15].
Согласно Ц.П. Короленко, зависимость – это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно [11, с. 652].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления личностных особенностей интернет-зависимых подростков было проведено эмпирическое исследование.
Для реализации цели были поставлены следующие практические задачи:
1. Исследовать уровень интернет-зависимости у подростков.
2. Определить и сравнить личностные особенности у подростков без зависимости и интернет-зависимых подростков.
3. Изучить и сравнить уровень самооценки у подростков без зависимости и интернет-зависимых подростков.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что существуют различия в личностных особенностях интернет-зависимых подростков и подростков без зависимости.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 34» г. Могилева. В исследовании приняли участие 60 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет, из них 38 мальчиков и 22 девочки.
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости, русскоязычный вариант текста К. Янг, адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой).
Цель: выявление патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что интернет-зависимость рассматривается как форма деструктивного поведения, которая проявляется в стремлении к уходу от реальности путем постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности в виртуальном пространстве. Характерными чертами Интернет-зависимости являются: сильное влечение к деятельности в Интернете, которое с трудом поддается контролю, а также овладевающие мысли и представления об аддиктивных действиях и тех обстоятельствах, которые им сопутствуют. Чрезмерное увлечение деятельностью в виртуальном пространстве обусловлено социальными, личностными и биологическим факторами. Виртуальная аддикция, будучи повторяющим паттерном поведения, сопровождается потерей самоконтроля, повышает риск развития личных и социальных проблем. За проявлениями виртуальной зависимости часто скрываются другие аддикции или недостатки личности, что требует квалифицированной помощи специалиста.
На протяжении подросткового возраста отмечается постепенное формирование новой субъективной реальности, преобразующей представления ребенка о себе и о других. Факторами зависимого поведения у подростков являются: социальные, психологические и биологические. Современные подростки характеризуются эмоциональной неустойчивостью, повышенной сенситивностью, неадекватной самооценкой, тревожностью, агрессивностью, что способствует усилению внутреннего эмоционального напряжения, внутриличностного конфликта. Подростки, злоупотребляющие Интернет-общением, отличаются более высокой потребностью в самовыражении, более низкой субъективной насыщенностью жизни и ярко выраженной склонностью не брать на себя ответственность за свою жизнь, по сравнению с другими подростками.
1. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. Комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Айрапетова, А. Аддиктивное поведение как фактор психологической дезадаптации и пути его профилактики / А. Айрапетова // Наука и Мир. – 2016. – № 1 (29). – С. 117–120.
3. Галяутдинова, С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 2. – С. 14–19.
4. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров. Н. А. Кузнецова. Е. А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5, № 2. – С. 20–27.
5. Жмырко, К.С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1333-1335.
6. Журлова, И. В. Модель коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи / И. В. Журлова, К. С. Бирусь // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 55-60.
7. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
8. Карбанович, О. В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации / О. В. Карбанович // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 74–79.
9. Колотилова, И. В. Особенности формирования зависимого поведения у подростков / И. В. Колотилова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 7 (73). – С. 234–244.
10. Королева, А. М. Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции / А. М. Королева // Молодой ученый. — 2013. – № 6. – С. 651–654.
11. Короленко, Ц.П. Психодинамические механизмы аддикций: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Германия: LAP LAMBERT, 2011. – 188 с.
12. Косивченко, Е.И. Особенности личности пользователя виртуальных социальных сетей / Е.И. Косивченко // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. – Краснодар, 2010. – С. 185-188
13. Костенко, Г. А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г. А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133-137.
14. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. канд. мед. наук / В. А. Лоскутова. – Новосибирск : НГА, 2004. – 19 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
16. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
17. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
18. Светличная, Т. Г. Феномен зависимости : терминологический анализ / Т. Г. Светличная, Л. И. Меньшикова, Е. А. Смирнова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – № 2. – С. 1-14.
19. Середина, Н. В. Психологические особенности зависимого поведения / Н. В. Середина, И. В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6. – С. 28–31.
20. Хломов, К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 1-9.
21. Шамухаметова, Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388–390.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 346 с.
23. Goldberg, Ivan K. Pain, Anxiety, and Grief: pharmacotherapeutic care of the dying patient and the bereaved (Foundations of Thanatology) / Ivan K. Goldberg, Austin H. Kutscher, and Sidney Malitz, editors; with the assistance of Lilliam G. Kutscher. – New York: Columbia University Press, 1986. – 228 p.
24. Griffiths, M.D. Internet addiction: Fact or fiction? / M.D. Griffiths // Psychologist. – 1999. – V.12. – № 5. – P. 246–250.
25. Young, K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs о£ Internet Addiction – and a Winning Strategy for Recovery / K.S. Young. – NY e. a. «John Wiley & Sons», 1998.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости, русскоязычный вариант текста К. Янг, адаптированный В.А.Лоскутовой (Буровой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П.Коста).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест на самооценку Будасси.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П.Коста).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест на самооценку Будасси.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты