Методика обучения аудированию и говорению на основе информационных и коммуникационных технологий
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика обучения аудированию и говорению на основе информационных и коммуникационных технологий»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранных языков»
2021
45.00 BYN
Методика обучения аудированию и говорению на основе информационных и коммуникационных технологий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранных языков
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Особенности обучения аудированию и говорению
1.2. Возможности информационных технологий в обучении иностранному языку
1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий для развития навыков аудирования и говорения
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
2.1. Анализ существующих информационно-коммуникационных технологий для обучения иностранным языкам
2.2. Фрагмент урока с использованием ИКТ для формирования навыков аудирования и говорения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Актуальность. Обучение аудированию в методике обучения иностранному языку очень важно, так как понимание на слух - это сложный процесс, требующий максимального внимания со стороны учащихся, а со стороны преподавателя - последовательной подготовки к развитию данного вида речевой деятельности. Поэтому необходимо методично и правильно организовать процесс обучения восприятию иноязычной речи на слух, а также применять новые подходы к развитию этой способности.
Также следует отметить, что на образование большое влияние оказала информатизация современного общества, которая кардинально модернизировала сети образовательных учреждений и укрепила их материально-техническую базу за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий и Интернета. Это введение привело не только к прямому использованию Интернета и информационно-коммуникационных технологий, но и к активному использованию социальных сетей, которые в настоящее время являются неотъемлемой частью жизни каждого подростка и могут стать хорошей образовательной средой для развития умения аудирования.
Объект исследования: развитие умений аудирования и говорения при обучении английскому языку.
Предмет исследования: информационно-коммуникативные технологии как средство обучения аудированию и говорению на уроках английского языка.
Цель исследования: на основе теоретической литературы определить эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения аудированию и говорению на уроках английского языка, а также разработать фрагмент урока по формированию навыков аудирования и говорения с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Глава 1. Теоретический аспект исследования методики обуения аудированию и говорению на основе информационно-коммуникативных технологий
1.1. Особенности обучения аудированию и говорению
Речевая деятельность – это активный и целенаправленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловленный коммуникативной ситуацией для отправки или получения сообщения [1, c. 68].
Деятельность – это система творческих навыков, направленных на решение разнообразных коммуникативных задач [1, c. 59].
Формы речи можно разделить на два типа: устные и письменные. Виды речевой деятельности также отличаются продуктивностью и восприимчивостью символов.
Устная речь представляет собой речь в устной форме, состоящую из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактное общение) или может быть опосредована техническим средством (телефоном, магнитофоном, компьютером и т. д.), если общение происходит на большом расстоянии (дистантная речь).
Конечной целью обучения устной речи является выработка у учащихся умений неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в стандартах и примерных программах.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Продуктом говорения является речевое, а в качестве единицы говорения выделяется речевое действие. Выделяют следующие формы говорения: монолог, диалог, полилог.
Глава 2. Методическая разработка урока по формированию навыков аудирования и говорения с использованием икт
2.1. Анализ существующих информационно-коммуникационных технологий для обучения иностранным языкам
В данном исследовании было проведен анализ современных ИКТ для обучения иностранным языкам. Проведенный анализ позволил составить ряд важных заключений, которые дают прочную основу для организации урока английского языка с использованием ИКТ, направленного на формирование и совершенствование навыков аудирования и говорения.
Анализ показывает, что все типы ИКТ имеют в своем предназначении определенные цели:
1) развитие личности учащегося, его подготовка к жизни в обществе, развитие творческого мышления, развитие навыков коммуникации, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательно-исследовательской деятельности, информационная аккультурация;
2) реализация социального заказа общества в виде подготовки специалистов в области применения информационно-коммуникационных технологий, обучение использованию информационных технологий в своих нуждах;
3) влияние на учебно-воспитательный процесс, а именно, повышение качества обучения за счет возможностей ИКТ, развитие мотивации, побуждение к познавательной деятельности.
ИКТ включают в себя значительное количество разнообразных обучающих программ и служат для обучения учащихся какому-либо из аспектов иностранного языка, а именно:
а) фонетике;
б) грамматике;
Заключение
Анализ научной и методической литературы по вопросу эффективного использования информационно-коммуникативных средств обучения на уроке иностранного языка, напрвленного на обучение аудированию и говорению, позволил определить специфику обучения иноязычному аудированию и говорению, а также определить значимость использования ИКТ на уроках английского языка.
Несмотря на то, что восприятие речи на слух является одним из самых сложных речевых упражнений, понимание учащимися речи на слух является одной из самых важных целей обучения. Слушать и говорить - это возможность общаться на иностранном языке. Поскольку разговорное общение является двусторонним процессом, недооценка слушания как сочетания прослушивания речи на иностранном языке и возможностей для активного разговора может серьезно подорвать языковые навыки учащихся. В естественном общении через речь аудирование происходит во всех коммуникативных переживаниях, а не только в прямом обмене мыслями.
Информационно – коммуникационные технологии идеально подходят для обучения любому иностранному языку. Они могут быть использованы при формировании всех коммуникативных умений и навыков и при обучении всем языковым аспектам изучаемого языка.
Организация уроков с использованием ИКТ также является выгодным решением для внесения разнообразия в учебный процесс. Такие уроки могут использоваться как для подачи нового материала учащимся, так и для организации внеклассных мероприятий в виде викторин, конкурсов и олимпиад.
Таким образом, итоги проведенного анализа литературы позволил составить фрагмент урока с использованием ИКТ.
1. Гальскова, H.Д. Языковое образование на современном этапе общественного развития / H.Д. Гальскова, H.И. Гез // Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие. – M.: Академия, 2004. – 245 c.
2. Гез, H.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / H.И. Гез, M.B. Ляховицкий. – M.: Высшая школа, 2002. – 373 c.
3. Говорун, C.B. Стратегии учебного аудирования / C.B. Говорун // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – №5 (47). – C. 16-35.
4. Кулиш, Л.Ю. Виды аудирования / Л.Ю. Кулиш, И.Л. Бим, A.A. Леонтьева // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. – M.: Русский язык, 2014. – 258 c.
5. Зимняя, И.A. Лингвопсихология речевой деятельности / И.A. Зимняя. – M.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2011. – 432 c.
6. Зимняя, И.A. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.A. Зимняя. – M.: Просвещение, 2011. – 222 c.
7. Гоцкин, H.Г. Взаимосвязанность перцепции, апперцепции и понимания при аудировании иноязычной речи / H.Г. Гопкин // Сб. Вопросы обучения иностранным языкам в средней и высшей школе. – Волгоград, 2005. – C. 3-17.
8. Пассов, E.И. Основы методики обучения иностранным языкам / E.И. Пассов. – M.: Рус. яз., 2007. – 214 c.
9. Соловова, E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / E.H. Соловова. – 4-е изд. – M.: Просвещение, 2006. – 239 c.
10. Артемов, B.A. Психология обучения иностранным языкам / B.A. Артемова. – M.: Просвещение, 2009. – 279 c.
11. Зубов, A.B. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам / A.B. Зубов, И.И. Зубова. – M.: Академия, 2009. – 204 c.
12. Шарапова, M.И. ИКТ в образовании / M.И. Шарапова // Вестник МГЛУ. – 2011. – C. 119-135.
13. Патаракин, E.Д. Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах / E.Д. Патаракин // Педагогическая информатика. – 2006. – №1. – C. 3-11.
14. Афанасьева, O.B. Использование ИКТ в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – URL: https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/
15. Елухина, H.B. Какими должны быть тексты для чтения и тексты для аудирования? / H.B. Елухина, E.B. Мусницкая // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 3. – C. 28-36.
16. Быховский, Я.C. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию / Я.C. Быховский, A.B. Коровко, E.Д. Патаракин. – M.: Интуит.ру, 2007. – 95 c.
17. Козлова, B.A. Социальные сервисы – созидательный Интернет для образования / B.A. Козлова, B.B. Аспидов // Нар. образование. – (Технология и практика обучения). – 2009. – № 2. – C. 153-156.
18. Brown, H.D. Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy / H.D. Brown. – London: Longman, 2001. – 480 p.
19. Рогова, Г.B. Методика обучения английскому языку на начальной этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г.B. Рогова. – M.: Просвещение, 2008. – 224 c.
20. Пассов, E.И. Урок иностранного языка в средней школе / E.И. Пассов. – 2-е изд., дораб. – M.: Просвещение, 2006. – 223 c.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты