Мотивация учебной деятельности подростков с разным уровнем успеваемости: слабо, средне, сильно успевающие. Сравнить успеваемость подростков 13-14 лет и 15-16 лет
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мотивация учебной деятельности подростков с разным уровнем успеваемости: слабо, средне, сильно успевающие. Сравнить успеваемость подростков 13-14 лет и 15-16 лет»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Мотивация учебной деятельности подростков с разным уровнем успеваемости: слабо, средне, сильно успевающие. Сравнить успеваемость подростков 13-14 лет и 15-16 лет
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Гимназия №5, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика изучения мотивации учения подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика мотивации достижения по А. Мехрабиану.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика изучения мотивации учения подростков (высокий уровень успеваемости).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика изучения мотивации учения подростков (низкий уровень успеваемости).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Мотивация достижений.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие мотивации
1.3 Особенности учебной деятельности подростков: проблема мотивации
1.4 Особенности мотивации учебной деятельности подростков с разным уровнем успеваемости
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое изучение мотивации учебной деятельности и ее формирования без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников методов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Поскольку наиболее острые проблемы в области подготовки и обучения связаны с отсутствием мотивации к образованию у основной массы учащихся, следствием чего является снижение основных показателей образования и воспитания выпускников всех образовательных учреждений, актуальность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет разное значение для разных учащихся. Определение характера мотивации обучения и значения обучения для учащегося в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении мер педагогического воздействия учителя.
Эффективное педагогическое взаимодействие со школьником практически невозможно без учета особенностей его учебной мотивации. Учебная деятельность имеет разное значение для разных детей. Определить характер мотивации, значение обучения для школьника означает определить меры педагогического воздействия, способы работы с этим школьником.
Подростковый возраст – это сложный период в развитии каждого человека. Согласно многим литературным источникам, подростки уделяют обучению меньше внимания. Однако в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей, поэтому очень важно заинтересовать подростка учебным материалом, сфокусировать его внимание на интересной и трудной учебной работе, ради результата, который ожидается в будущем. Поэтому укрепление и развитие мотивации к учебной деятельности у подростков всегда является актуальной проблемой.
В современной психологии мотивация рассматривается как комплексный, многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека. Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной психологии начала наиболее интенсивно развиваться во второй половине ХХ века в связи с принятием деятельностного подхода к обучению [4, с.203].
По мнению одного из наиболее авторитетных исследователей российской психологии Божович Л.И., занимавшейся в основном проблемами детской психологии: развитием личности ребенка, формированием мотивации, аффективных конфликтов, самооценки и динамики развития в юном возрасте, понятие мотив определяется как то, на что осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую направлена деятельность.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростком считается несовершеннолетний, в возрасте от 14 до 18 лет. По мнению исследователя Г.С. Абрамовой, подростковый возраст с точки зрения психологии является самым коротким периодом жизни человека [1, с.254]. Однако за этот период времени человек проходит большой путь в сфере формирования характера, ценностей, умений, задатков и т.д. Подросток переживает множество внутриличностных конфликтов, в связи с чем, он пытается обрести чувство личности. В связи со стремлением человека в подростковом возрасте стать полноценно взрослым и, не имея возможности реализовать себя в данном качестве, он постепенно обретает чувство возрастной неполноценности.
Социальная ситуация развития подростка в данный возрастной период также является неоднозначной. В связи с противоречивостью характера, подростки зачастую демонстрируют совершенно противоположный тип поведения. Данный период характеризуется бурным развитием ценностных ориентаций подростков, становление личностной позиции.
Особенностью социальной ситуации развития подростка является и то, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и друзьями, занимает среди них новое место, выполняя новые функции
В социальной ситуации развития подростков появляется принципиально новый компонент – отчуждение, т.е. дисгармония отношений в значимых предметных областях. Гармония проявляется в активности, поведении, общении, внутреннем опыте, а ее совокупный результат – в сложности «перерастания» в новые контент-области. Дисгармония взаимоотношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (вырасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подростки нуждаются в тех качествах, которых им не хватает [6, с.254].
Физическое и сексуальное развитие вызывает интерес к другому полу и в то же время усиливает внимание к внешнему виду. Но подростки не готовы ни социально, ни психологически правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). А поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать внутренние противоречия. Однако в ряде случаев взрослые имеют мало возможностей для оказания помощи подростку.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: ГУО «Гимназия №5» г. Бреста. В исследовании принимали участие 40 респондентов, в возрасте 13-14 лет. Общая выборка составила 15 юношей (37%) и 25 (63%) девушек. В связи с преобладанием в выборке девушек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Исследование проводилось нами ы рамках двух групп:
– 1-я группа – подростки с высоким уровнем успеваемости (20 человек);
– 2-я группа – подростки с низким уровнем успеваемости (20 человек).
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Методики исследования:
1. Методика изучения мотивации учения подростков (Приложение А)
Данная методика состоит из 18 вопросов, на каждый из которых необходимо выбрать правильный вариант ответа (от а до е). За определенный вариант ответа насчитывается определенное количество баллов:
А– 0 баллов;
Б – 1 балл;
В – 2 балла;
Г – 3 балла;
Д – 4 балла;
Е – 5 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что подростковый возраст является крайне важным этапом в рамках развития и становления личности каждого отдельно взятого подростка. Основными новообразованиями подросткового возраста являются такие как повышение уровня коллективизма и общительности и снижение уровня специфического отношения к учебной деятельности.
Мотивация представляет собой совокупность определенных побуждающих мотивов, направленных на повышение и активизацию личности. Мотив представляет собой определенную активность, которая формирует представление о окружающем мире.
Формирование интереса к обучению является результатом всего образовательного процесса в школе. Несмотря на совершенствование системы обучения, использование методов проблемно-ориентированного развития. Несмотря на совершенствование системы обучения, использование проблемно-ориентированных и развивающих методов обучения, богатый опыт и материалы по формированию мотивации учебной деятельности школьников, существует проблема эффективного интереса к обучению, особенно у подростков. Основной задачей педагогов на данном этапе является поддержание и поддержание интереса к обучению. Если этого сделать не удастся, то мотивация обучения может начать снижаться.
Учебная мотивация является основной проблемой современного обучения подростков. Учебная мотивация формируется на основе формирования определенного индивидуального подхода к каждой категории учащихся. Успеваемость формируется как основополагающая характеристика процесса обучения, на основе которого происходит непосредственное взаимодействие процесса мотивации и успеваемости.
С целью определения особенностей мотивации и успеваемости младших и старших подростков нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики изучения уровня учебной мотивации и анализа документации, подтверждающих успеваемость учащихся.
Были получены следующие результаты исследования:
– для подростков с низким уровнем успеваемости в основном характерными являются такие особенности как низкий уровень мотивации и успеваемости, что можно списать на начало подросткового периода;
– для подростков с высоким уровнем успеваемости характерными являются такие особенности как средний и высокий уровень мотивации и успеваемости;
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академ. проект, 2011. – 699 с.
2. Айзенк, Г. Структура личности / Г. Айзенк. – СПб.: Ювента, 2009. – 464 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 731 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: МОДЭК, 2007. – 352 с.
5. Бороздина, Л.В. Притязания и самооценка / Л.В. Бороздина, Л.Н. Видинская. – М.: Издательство МГУ, 2009. – 218 с.
6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2009. – 314 с.
7. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
8. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М.В. Ермолаева. – М.: Академия, 2009. – 457 с.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Изд–во Феникс, 2009. – 617 с.
10. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 2009. – 335 с.
11. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2009. – 336 с.
12. Маслоу, А. Монография. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер; Серия: Мастера психологии, 2009. – 595 с.
13. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. /Менчинская. – М.: Дрофа, 2009. – 487 с.
14. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений /под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352 с.
15. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2011. – 745 с.
16. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА–М, 2010. – 612 с.
17. Психология мотивации студентов: Учебное пособие/ Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий – М.: Логос, 2009. – 184 с.
18. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 2009. – 510 с.
19. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Педагогика, 2011. – 612 с.
20. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2009. – 660 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности. Психология личности. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 2011. – 598 с.
22. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
23. Структура и развитие личности / К.К. Платонов – М.: Наука, 2011. – 256 c.
24. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 578 с.
25. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2012. – 381 с.
26. Эриксон. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 2009. – 344 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика изучения мотивации учения подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика мотивации достижения по А. Мехрабиану.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика изучения мотивации учения подростков (высокий уровень успеваемости).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика изучения мотивации учения подростков (низкий уровень успеваемости).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Мотивация достижений.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты