Психологические страхи, связанные с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические страхи, связанные с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические страхи, связанные с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник «Психологические страхи, связанные с беременностью и родами».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица первичных эмпирических данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки данных с помощью критерия Краскала-Уоллиса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Содержание коррекционной программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Данные контрольной диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Данные статистической обработки.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
1.1 Характеристика женщин репродуктивного возраста с точки зрения медицины
1.2 Разнообразие страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
2. Эмпирическое исследование психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
2.1 Программа эмпирического исследования психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
2.2 Результаты исследования психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста и их анализ
2.3 Статистический анализ полученных данных
3. Коррекция психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
3.1 Программа коррекции психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
3.2 Результаты коррекционного воздействия на проявление психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
3.3 Рекомендации по преодолению страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Беременность – это состояние женщины, которое связано с огромным количеством неизвестности и кардинальными изменениями в жизни. Это своеобразное состояние стресса для женского организма, его перестройки (эмоциональной, гормональной и физической). Беременность связана не только с изменениями социального статуса женщины, но также и членов ее семьи. Постепенно происходит смена социальных ролей: из девочки в девушку, из девушки в женщину, потом наступает беременность и беременная превращается в мать.
То, что такие глобальные изменения могут сопровождаться страхами, является закономерным. Практически каждая беременная рано или поздно обнаруживает для себя, что испытывает тревогу и эмоциональный дискомфорт, которые связаны с новым состоянием, даже при условии, что беременность не первая.
Новизна, недостаток информированности и неизвестность, отсутствие опыта у женщин, беременных впервые являются первопричиной многих страхов. Эти страхи могут иметь огромную силу, и даже стать патологическими. А если не работать над ними, то, вполне возможен риск ускорения страха и его развитие вплоть до формирования послеродовой депрессии. Несколько проще может быть тем женщинам, которые имели опыт беременности ранее. Они помнят сам процесс и предполагают, чего можно ожидать. Однако наличие страхов это вовсе не отменяет, так как данный опыт имеет разную окраску. Порой страхи беременных женщин более осознанные и имеют под собой негативный опыт, что делает работу с ними столь немаловажной, сколько работу с беременными первый раз.
Страхи неосознанные чаще характеризуются физическими изменениями в организме – это плохое качество сна, проблемы с засыпанием, ночные кошмары и разнообразные телесные реакции. Часто женщины жалуются на общее недомогание, и даже не предполагают, что это может быть связано с неосознанными процессами, которые происходят во внутреннем мире.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ, СВЯЗАННЫХ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика женщин репродуктивного возраста с точки зрения медицины
Время, когда женщина может забеременеть и родить ребенка, называется репродуктивным. Данная способность у женщины появляется не сразу, и заканчивается в определенном возрасте.
Произвести потомство – основная функция в женском организме, заложенная природой. Социальные условия, окружающая среда, физиологические особенности развития воздействуют на репродуктивный возраст женщины. В настоящий момент многие специалисты определяют его границы в пределах от 15 до 45 лет, но у каждой женщины они индивидуальны. Согласно определению ВОЗ, репродуктивным считается тот возраст, в течение которого женщина способна зачать ребенка, то есть с менархе до менопаузы. [16].
Биологическая способность зачать, выносить и родить ребенка носит название женская фертильность. Некоторым женщинам достаточно легко удается забеременеть и родить ребенка, даже при наличии хронических болезней и абортов. Однако, у других, относительно здоровых женщин, может долгое время не получаться зачать или выносить ребенка.
Факторы, которые снижающие фертильность женщины и становящиеся причиной бесплодия:
− злоупотребление алкоголем;
− длительное интенсивное курение;
− несбалансированное питание;
− малоподвижный образ жизни;
− эндокринные расстройства;
− частые стрессы;
− воспаление половых органов;
− избыточный вес (ИМТ>30);
− недостаточный вес (менее 45 кг);
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ, СВЯЗАННЫХ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Программа эмпирического исследования психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
Цель исследования: выявить особенности психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста.
Для реализации цели определены следующие практические задачи:
1. Выявить психологические страхи, связанные с беременностью и родами, у беременных женщин раннего репродуктивного возраста.
2. Определить психологические страхи, связанные с беременностью и родами, у беременных женщин среднего репродуктивного возраста.
3. Установить психологические страхи, связанные с беременностью и родами, у беременных женщин позднего репродуктивного возраста.
4. Выявить различия в психологических страхах, связанных с беременностью и родами у женщин разного репродуктивного возраста.
Гипотеза исследования: существуют различия в психологических страхах, связанных с беременностью и родами, у женщин раннего, среднего и позднего репродуктивного возраста.
База исследования: всего в исследовании приняли участие 50 беременных женщин репродуктивного возраста. Выборку исследования составили 3 группы:
1) 15 женщин раннего репродуктивного возраста (18-25 лет);
2) 23 женщины среднего репродуктивного возраста (26-34 года);
3) 12 женщин позднего репродуктивного возраста (от 35 лет и выше).
В качестве диагностического инструментария был проведен опросник «Психологические страхи, связанные с беременностью и родами».
Опросник предназначен для выявления психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста.
3. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ, СВЯЗАННЫХ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Программа коррекции психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
Цель программы: коррекция психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста, снижение выраженности негативного эмоционального состояния.
Задачи программы:
- формирование позитивной установки в отношении беременности, снижение тревожности по поводу возможного неблагоприятного течения родов и формирование позитивной установки в отношении рождения здорового, полноценного ребенка;
- ознакомление с эмоционально-психологическими аспектами родов и послеродового периода;
- развитие необходимых для материнства женских качеств;
- обсуждение психологических трудностей в период беременности и послеродового периода;
- осознание специфических забот, конфликтов и проблем материнства и подготовка к ним;
- информировать о физиологических и психологических особенностях беременности и родов;
- снизить высокий уровень тревожности и страхов, нормализовать психоэмоциональное состояние;
- способствовать формированию психологически зрелой позиции материнства.
Программа коррекции включает два основных блока:
1. Просвещение женщин репродуктивного возраста (осуществляется при взаимодействии с врачом-гинекологом).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что репродуктивный возраст определяет способность женщины к зачатию и рождению ребёнка. Репродуктивный возраст подразделяется на три категории: молодой (18-25), средний (26-34) и поздний (от 35 и выше). В молодом возрасте выше риск выкидыша или преждевременных родов с осложнениями. Средний возраст является самым лучшим и оптимальным временем для планирования, зачатия и рождения ребенка, так как женщина уже готова осознанно стать мамой и взять ответственность за воспитание своего ребенка. В позднем репродуктивном возрасте с большей вероятностью возрастает наличие заболеваний, вероятность зачатия не здорового ребенка.
Основными страхами женщин репродуктивного возраста являются: страх смерти, родов, боли во время родов, за материнство, собственной непривлекательности в связи с беременностью и родами и т.д. Все страхи беременных женщин фертильного возраста можно разделить на конструктивные и патологические.
Эмпирическое исследование позволило установить психологические страхи, связанные с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста. Психологические страхи женщин молодого репродуктивного возраста представлены невынашиванием беременности и боязнью выкидыша, болью во время родов, процессом родов, изменениями фигуры, не услышать плач ребёнка после родов. У женщин среднего репродуктивного возраста преобладающие психологические страхи – это страх ухудшения здоровья, вследствие беременности и родов, страх медицинского вмешательства, страх боли во время родов. Женщины позднего репродуктивного возраста испытывают преимущественно такие страхи, как: страх рождения больного ребёнка, страх невынашивания беременности, выкидыша, страх за здоровье ребенка во время беременности, страх за здоровье ребенка во время родов, страх не услышать плач ребёнка после родов.
1. Андриенко,О.А. Исследование тревожности у беременных женщин разных возрастных групп [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-trevozhnosti-u-beremennyh-zhenschin-raznyh-vozrastnyh-grupp;
2. Васильева, В.В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения / В.В. Васильева, В.В. Авруцкая // Психологический журнал. – 2008. - № 3. – С.110-119.
3. Воронович, Д.В. Психологические особенности женщин с угрозой прерывания беременности // Материалы Первой Международной научно-практической Интернет-конференции «Актуальные проблемы гуманитарного образования». – Минск: БГУ, 2014. – С. 16-18.
4. Денисова, В. А. Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания беременности / В. А. Денисова // Молодой ученый. – 2011. – №12. Т.2. – С. 54-58.
5. Добряков, И. В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. – СПб.: Питер, 2015. – 272 с.
6. Епифанцева, М.В. Психоэмоциональные и индивидуально-характерологические особенности женщин с угрозой прерывания беременности / М.В. Епифанцева, Н.В. Дейнека // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – № 8(11). – С. 22-24.
7. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.:ЭкСпо, 2008. – 448 с.
8. Маслова, В.А. Психологическое состояние женщины в период беременности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/207/50758/;
9. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова. – М.: Вопр. Психол, 2006. – 480с.
10. Одинцова, О.Ю. Пренатальный диадический стресс как контекст страха беременности и родов / О.Ю. Одинцова, Т.Л. Крюкова, А.Т. Барабошин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26, № 2. – С. 127–133.
11. Петрова, Е.Ю. Страхи женщин в связи с будущей беременностью и помощь психолога [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psy.su/feed/6684/;
12. Психотехники работы с состояниями страха у беременных женщин [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/strahi_beremennyh/;
13. Радзинский, В.Е. Вариальный резерв и фертильность: сложности XXI века. Рациональный подход к сохранению репродуктивного резерва как залог фертильности и осознанного деторождения / В.Е. Радзинский. – М.: StatusPraesens, 2015. – 54 с.
14. Рябова, М.Г. Личностные детерминанты саморегуляции женщин в случае осложненной беременности / М.Г. Рябова // Вестник Тамбовского университета: гуманитарные науки. – 2014. – № 12. – С. 12-18.
15. Соколова, О.А. Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка / О.А. Соколова, Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2007. - №6. – С.69-81.
16. Тревоги и страхи беременных женщин. Как с ними справиться [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nikhospital.ru/news/6837/;
17. Тузов, Д.А. Женщины репродуктивного возраста как объект статистического исследования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschiny-reproduktivnogo-vozrasta-kak-obekt-statisticheskogo-issledovaniya.
18. Филиппова, Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ) / Г.Г. Филиппова. – М.: РГУ, 2012. – 498 с.;
19. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: лeчебное пособие / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 240 с.;
20. Филиппова, Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии, 2001. - № 2. – С. 22-36.
21. Фролова, Ю. Г. Психология здоровья: пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск : Вышэйшая школа, 2014. – 255 с.
22. Хамитова, И. Ю. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов / И. Ю. Хамитова // Московский психотерапевтическими журнал, 2001. - № 3 (30). – С. 125-150.
23. Хломов, К.Д. Исследование психоэмоциональных и индивидуально -характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания / К.Д. Хломов, С.Н. Ениколопов // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – №3. – C. 38–49.
24. Хломов, К.Д. Психоэмоциональные особенности беременных с угрозой прерывания : автореф. дисс. канд. психол. наук / К.Д. Хломов. – СПб.: Российский государственный педагогический университет, 2008. – 36 с.
25. Шевляков, В.В. Медицинская психология / В.В. Шевляков. – Минск: Тесей, 2015. – 334 с.
26. Шелехов, И.Л. Влияние типа акцентуации личности и структуры ценностей на формирование материнской функции беременных женщин: автореферат дис. канд. психол. наук. – Томск, 2006. – 28 с.
27. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: ЭКСМО, 2011. – 321 с.
28. Щукина, О.В. Планирование семьи - основа сохранения репродуктивного здоровья / О. В. Щукина, Н. В. Кривцова // Медицинский журнал. – 2015. – № 3. – С. 12-13.
29. Щукина, Е.Г. Развитие диадных отношений в системе «мать – младенец» при тревожном переживании беременности / Е.Г. Щукина, А.А. Макарова, Г.Н. Чумакова // Мир психологии. – 2008. - № 1. – С.77-89.
30. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2012. – 656 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник «Психологические страхи, связанные с беременностью и родами».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица первичных эмпирических данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки данных с помощью критерия Краскала-Уоллиса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Содержание коррекционной программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Данные контрольной диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Данные статистической обработки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты