Взаимосвязь удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования уровня удовлетворенности браком по тесту удовлетворенности браком Е.Ю. Алешиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие эмоциональный интеллект
1.2 Модели эмоционального интеллекта
1.3 Понятие удовлетворенности брачными отношениями в психологии
1.4 Психологические факторы удовлетворенности брачными отношениями
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ СУПРУГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности брачными отношениями супругов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Динамичность современного общества находит отражение в процессах, происходящих в семье. Тенденция к усилению индивидуализации, ориентация на карьеру приводят к трансформации семейных отношений, установок и ценностей, в связи с чем институт семьи обнаруживает ряд кризисных моментов: растет число молодых людей, не желающих создавать семью, увеличивается число разводов, растет число неблагополучных семей, все больше пар отдают предпочтение гражданскому сожительству, а ценность официального брака снижается. Причиной данных тенденций является общая неудовлетворенность отношениями в паре.
Принято считать, что удовлетворенность браком является основным показателем качества брака. Стабильность союза и степень удовлетворенности совместной жизнью рассматриваются через удовлетворение или неудовлетворение тех или иных потребностей супругов. Эта тема нашла отражение в работах А.Ю. Тавита, Э. Берна, Ю.Е. Алешиной, В.А. Сысенко, С.И. Голода, А.Я. Анцупова, А.И. Шипиловой, Е.В. Антонюк, А.В. Толстова, Т.Л. Крюковой, О. Шишкина, Т.В. Андреевой, Е.В. Гроздова, А.Г. Лидерс и других исследователей. Большинство специалистов определяют удовлетворенность как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку.
В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, его идей о «совмещенных психологических системах», супруги могут пониматься как особое системное образование, в результате взаимодействия которых происходит перестройка их образа мира, смена ценностных ориентаций и жизненных установок. В следствие этих изменений особую важность для благополучия семьи приобретают задачи сохранения брачных отношений. Особое значение для удовлетворенности браком играет способность понимать собственные эмоции и различать эмоции других людей, иначе говоря, эмоциональный интеллект. Эффективное взаимодействие в супружеской паре на эмоциональном уровне позволяет избегать множества конфликтов и, следовательно, обеспечивать высокий уровень удовлетворенности брачными отношениями.
Цель исследования: изучение взаимосвязи удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров.
Объектом исследования является удовлетворенность брачно-семейными отношениями и эмоциональный интеллект.
Предмет исследования – взаимосвязь удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие эмоциональный интеллект
Понятие «эмоциональный интеллект» трактуется по-разному. На современном этапе принято считать, что «Эмоциональный интеллект» — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач».
Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1964 году в работе М. Белдока (Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication), позже в 1966 году это понятие прозвучало в работе Б. Лойнера (Emotional intelligence and emancipation) [22, с. 17].
Зачастую, параллельно с понятием эмоциональный интеллект используется термин «эмоциональная грамотность». Его ввел в 1975 году один из основателей транзактного анализа, американский психолог и психотерапевт Клод Штайнер, который разработал концепцию эмоциональной грамотности. Штайнер представил ее в своей книге Achieving Emotional Literacy, а впоследствии запустил, свою программу тренинга эмоциональной грамотности. Штайнер утверждал, что у людей способность к эмоциональной грамотности дана от природы, но в процессе взросления человек эту способность утрачивает. Он отмечал особую ценность эмоциональной грамотности в жизни человека, и считал, что эмоциональная грамотность — это эмоциональный интеллект, находящийся в сердце. Эмоциональная грамотность неоспоримо влияет на отношения. Возникновение дружбы и любви между людьми зачастую происходит благодаря именно ей, так же эмоциональная грамотность делает эффективной совместную деятельность и способствует возникновению чувства общности, что существенно повышает качество жизни индивидуума [22, с. 28].
По мнению Штайнера, эмоциональная грамотность проявляется в 5-ти категориях:
1. Осознание своих чувств.
2. Обладание чувством сопереживания.
3. Умение управлять своими эмоциями.
4. Победа над эмоциональными проблемами.
5. Эмоциональная интерактивность.
В данной концепции эмоциональная грамотность представляет собой способность распознавать и понимать собственные чувства и эмоции, а также умение чувствовать других и сопереживать их эмоциям, что дает возможность эффективно взаимодействовать с другими людьми, кроме того, эмоциональная грамотность проявляется в умении управлять своими эмоциями и эффективно их выражать.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ СУПРУГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение взаимосвязи удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров.
Объектом исследования является удовлетворенность брачно-семейными отношениями и эмоциональный интеллект.
Предмет исследования – взаимосвязь удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров.
Обобщение результатов научных исследований дает основание определить гипотезу исследования: существует связь удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров.
Исследование проведено на базе________. Фактический состав участников исследования составили супруги: 30 человек.
Данные утверждения позволили конкретизировать задачи эмпирического исследования:
1. Разработать психодиагностический комплекс, направленный на изучение удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров.
2. Формирование выборки исследования.
3. Эмпирическим путем изучить уровень удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоциональный интеллект партнеров.
4. Проанализировать и обобщить эмпирические результаты исследования. Сформулировать выводы.
Методики исследования:
1. Тест на удовлетворенность браком (Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). Опросник включает 16 вопросов с предлагаемыми вариантами ответов. Испытуемому предлагается выбрать вариант ответа, наиболее подходящий для него. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
Уровень удовлетворенности браком по данному тесту может варьировать от 0 до 51. С помощью методики можно выявить высокий (40-51 балла), средний (18-39 балла) и низкий (0-17 баллов) уровень удовлетворенности браком.
2. Методика «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина.
Цель: выявление уровня эмоционального интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональный интеллект – это совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Удовлетворенность браком представляет собой внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному супружеству. Это удовлетворенность отдельными аспектами супружества, которые образуют ряд оценок его различными сторонами в зависимости от требований, которые предъявляются к личности партнера и семейной жизни. Удовлетворенность браком – это динамическая характеристика супружеских отношений, механизмы которой меняются по мере развития семьи. Эта характеристика отражает степень эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их потребностей.
На удовлетворенность браком влияют многочисленные факторы, которые можно условно разделить на объективные и субъективные. Основными объективными факторами, влияющими на удовлетворенность супругов в браке, являются: социально-демографические характеристики семьи, стадия жизненного цикла семьи, семейный стаж. К субъективным факторам, влияющим на удовлетворенность супругов в браке, можно отнести: особенности протекания добрачного период; уровень совпадения установок супругов относительно распределения и выполнения семейных ролей; совпадение ценностных ориентаций, установок, взглядов и убеждений; психологическая совместимость, параметры общения между супругами.
Цель исследования: изучение взаимосвязи удовлетворенности брачно-семейными отношениями супругов и эмоционального интеллекта партнеров. Для достижения цели нами были использованы методики: Тест на удовлетворенность браком (Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) и тест на эмоциональный интеллект Люсина.
По результатам исследования уровня удовлетворенности браком большинство супругов имеют высокий уровень удовлетворенности семейной жизнью – у них преобладает позитивное субъективное восприятие брачных отношений в контексте удовлетворения их потребностей, отсутствие серьезных конфликтов между ними.
1. Алешина, Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни : автореф. дис. канд. психол. наук / Ю. Е. Алешина. – Москва, 1985. – 21 с.
2. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, 26–27 ноября 2004 года, Смоленск: в 2 ч. – Ч. 1. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 22.
3. Бакланова, О. Э. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений : автореф. дис. канд. психол. наук / О.Э. Бакланова. – СПб. : СПбГУ, 2012. – 22 с.
4. Баландина, Л. Л. Психологическая характеристика супругов в разной степени удовлетворенных браком / Л. Л. Баландина, Т. М. Харламова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 4. – С. 79-80.
5. Баландина, Л. Л. Удовлетворенность браком в системе родительско-детских и супружеских отношений / Л. Л. Баландина // Вестник Пермского гос. гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – №1. – 125–136.
6. Белогай, К. Н. Супружеские отношения на этапе молодой семьи / К. Н. Белогай, М.В. Кускова // Вестник Кемеровского гос. университета. – 2009. – № 1 (37). – С. 72
7. Березовская, Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта / Т.П. Березовская // Когнитивная психология ; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Мн. : БГПУ, 2006. – С. 16–20.
8. Бурова, С. Н. Социология брака и семьи : история, теоретические основы, персоналии / С. Н. Бурова. – Минск : Право и экономика, 2010. – 444 с.
9. Вагапова, С. А. Семейная идентичность супругов и их оценка степени удовлетворенности браком / С. А. Вагапова, С. А. Перова // Известия Саратовского ун-та. – 2015. – Вып. 1. – С. 72-75.
10. Гаврилова, Е. А. Гармоничный брак как проблема психологической науки и практики / Е. А. Гаврилова // Вестник ТГУ. – 2010. – № 4, Т. 84. – С. 174-177.
11. Голод, С.И. Семья и брак : историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб. : Петрополис, 1998. – 271 с.
12. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман ; пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2016. – 188 с.
13. Григорьева, М. А. Степень удовлетворенности браком в зависимости от стажа семейной жизни / М. А. Григорьева // Вестник психофизиологии. – 2013. – № 4. – С. 71-72.
14. Денисова, Е. А. Сравнительный анализ супружеской удовлетворенности в молодых и зрелых семьях / Е. А. Денисова, К. А. Агаян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 7. – С. 1-8.
15. Дикс, Г. В. Теория объектных отношений и исследования брака [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psyjournal.ru/drupal_journal/articles/teoriya-obektnyh-otnosheniy-i-issledovaniya-braka.
16. Дубовских, О. В. Влияние образа семьи супругов на их удовлетворенность браком / О. В. Дубовских, С. В. Ильинский // Вестник СГА. – 2015. – № 1 (17). – С. 138-145.
17. Евтух, Т. В. Удовлетворенность браком и ассертивность супругов в группах с разным стажем брака / Т. В. Евтух // Вестник Пермского гос. гуманитарно-педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 4-10.
18. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – Питер, 2007. – 464 с.
19. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 634 с.
20. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
21. Котельникова, Ю. С. Психологические факторы удовлетворенности браком в молодых семьях / Ю. С. Котельникова // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 60–63.
22. Кузнецова, К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта / К. С. Кузнецова. – Саратов, 2012. – 207 с.
23. Лагонда, Г. В. К проблеме создания психологической теории брака / Г. В. Лагонда // Психологический журнал. – 2007. – № 2 (14). – С. 72–81.
24. Ланина, Т. С. Анализ практики повышения удовлетворенности браком в малообеспеченных семьях / Т. С. Ланина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании / отв. ред. Л. А. Байкова. – Рязань, 2015. – С. 141-143.25.
25. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи / А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2008. – 432 с.
26. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования ; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
27. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
28. Попова, И. С. Подходы к пониманию стабильности и удовлетворенности супружескими отношениями / И. С. Попова // Общество : социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 72-74.
29. Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – № 4. – С. 3-26.
30. Рыбаков, Р. П. Семейно-супружеские отношения как психологический феномен / Р. П. Рыбаков // Журнал гуманитарных наук. – 2016. – № 13. – С. 40-45.
31. Савенышева, С. С. Динамика супружеских отношений при переходе к родительству : анализ зарубежных исследований / С. С. Савентышева // Психологические исследования. – 2016. – № 47. – С. 11-13.
32. Савенышева, С. С. Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и удовлетворенность браком в период взрослости / С. С. Савентышева, М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижакова // Мир науки. – 2017. – № 1. – С. 1-4.
33. Сатир, В. Вы и ваша семьи: Руководство по личностному росту / В. Сатир. – М. : Апрель-Пресс, 2002. – 314 с.
34. Сафина, Н. Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи : автореф. дис. канд. психол. наук / Н. Х. Сафина. – Казань : КГУ, 2004. – 16 с.
35. Сидоров, И. В. Супружеские отношения как часть семейных отношений, их типология / И. В. Сидоров // Педагогика и психология : тренды, проблемы, актуальные задачи. – 2016. – № 10. – С. 1-16.
36. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 196 с.
37. Солоненко, В. С. Влияние совместимости супругов на удовлетворенность браком / В.С. Солоненко // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития : материалы научно-практ. конф. – М., 2017. – С. 292-297.
38. Сопун, С. А. Психологическая совместимость супружеской пары и удовлетворенность браком / С. А. Сопун, А. Г. Лидерс // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 156-161.
39. Столин, В. В. Удовлетворенность браком / В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко // Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина : в 2 т. – М., 2001. – Т. 2. – С. 173–179.
40. Сысенко, В. А. Устойчивость брака : проблемы, факторы, условия / В. А. Сысенко. – М. : Смысл, 2001. – 541 с.
41. Степанов, И.С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И.С. Степанов // Вестник ЮУрГГПУ. - 2012. - №11. – С. 17-19.
42. Тереханова, Т. А. Взаимосвязь удовлетворенности супружескими отношениями и ценностных ориентаций супругов / Т. А. Тереханова // Научное и образовательное пространство : перспективы развития: материалы научно-практической конференции – М., 2018. – С. 114-115.
43. Тест на удовлетворенность браком (Е. Ю. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская) // Психология современной семьи // Т. В. Андреева. – СПб., 2006. – С. 424–427.
44. Хлевная, Е. А. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта / Е. А. Хлевная, В. А. Штроо, Т. С. Киселёва // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 3. – С. 50-60.
45. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 341 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования уровня удовлетворенности браком по тесту удовлетворенности браком Е.Ю. Алешиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты