Особенности сексуальности у студентов с разным психологическим полом
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности сексуальности у студентов с разным психологическим полом»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности сексуальности у студентов с разным психологическим полом
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика «Полоролевой опросник» С. Бем.
Приложение Б Методика «Рисунок мужчины и женщины» (Н.М. Романова).
Приложение В Шкала векторного определения половой конституции у мужчин (по Л.О. Перегожину).
Приложение Г Шкала векторного определения половой конституции у женщин (по Р.А. Жук).
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения сексуальности и психологического пола
1.1 Понятие гендера. Гендерные особенности юношей и девушек
1.2 Психологический пол личности в контексте гендерных исследований
1.3 Психологические аспекты понятия «сексуальность»
1.4 Основные проявления нормальной сексуальности у мужчин и женщин
2 Эмпирическое исследование особенности сексуальности у молодежи с разным психологическим полом
2.1 Методика и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
С конца XX века среди молодежи наблюдается тенденция к тому, чтобы парни и девушки вступали в половые отношения в раннем возрасте. Истоки этого «движения» лежат в Соединенных Штатах, на земле свободы и демократии. Там подростки проводили свои первые содержательные встречи, чтобы удовлетворить свои сексуальные потребности и желания. Позже она распространилась по Европе и США, а в начале 1990-х годов быстро распространилась и на постсоветское пространство. В последние годы в стране произошли значительные изменения в сексуальном поведении и отношениях молодежи, особенно подростков и молодых мужчин и женщин, и возросла социальная обеспокоенность данного вопроса.
Первая трудность заключается в многоаспектности происходящих изменений. Психологическое развитие – один из аспектов развития, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, особенно половым созреванием и дальнейшими изменениями половой функции. Эти явления можно понять только в системе жизненного цикла организма. В то же время, психологическое развитие является результатом сексуальной социализации, во время которой человек узнает конкретные сексуальные роли и правила сексуального поведения. Здесь решающую роль играют социальные факторы, такие как структура деятельности человека, отношения с близкими людьми, нормы половой морали, возраст, типичные формы ранних половых экспериментов, нормативные определения супружеских ролей.
Вторая трудность – разнообразие типов психологического развития. Модели развития мужчин и женщин сильно отличаются друг от друга, и сроки и последовательность фаз, характерные для одного поколения, могут не подходить для другого.
Третья трудность заключается в крайне неравномерном распределении научных данных по психологическим характеристикам на каждом этапе жизненного цикла.
Данная тема исследования актуальна, поскольку сексуальное поведение и психологический пол тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием человека. Несмотря на богатство эмпирических данных, о развитии сексуальности известно мало. Существуют также проблемы с изученностью вопроса психологического пола и его взаимосвязи с сексуальностью.
Исследованием вопроса сексуальности и его взаимосвязи с психологическим полом занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи: Г.C. Абрамова, P. Ассаджиоли, C.C. Балабанов, Э. Берн, M. Зельник, K. Имелинский, Д.H. Исаев, Дж. Кантнер, Ф.C. Каприо, Г. Келли, B.H. Колоцкий, И.C. Кон, P. Крукс, И.Ю. Кулагина, P. Соренсон, A.A. Ткаченко, З. Фрейд и другие. Работы данных авторов послужили теоретической базой данного исследования.
1 Теоретические аспекты изучения сексуальности и психологического пола
1.1 Понятие гендера. Гендерные особенности юношей и девушек
Ученые различают такие понятия как пол и гендер. По мнению исследователей пол, характеризует биологические и физиологические характеристики личности, а гендер – общественно-социальные [2, c. 152].
Именно социальные нормы диктуют правила поведения, модели поведения, ведущие личностные особенности человека. Мужчина и женщина в обществе играют предопределенную им роль, выполняют функции в соответствии с предписанными нормами в социуме [9, c. 130].
Ж.- Ж. Руссо отмечал равенство мужчин и женщин по биологическому аспекту, сходных по строению организмов, имеющих одинаковые потребности, но по общественному аспекту они не равны, и должны выполнять свою роль в социуме согласно их полу.
Мужчина – прямота, агрессия, критичность суждений, смелость, женщина – скоромность, хитрость, кокетливость, нежность. Ж.-Ж. Руссо выделял проницательность женщины и делал акцент на том, что она способна получить достойное образование, которое не относится к воспитанию детей и быту.
По Э. Канту женщины и мужчины различаются по особенностям поведения и характеру политической деятельности. Мужчина склонен отстаивать свои позиции и суждения, быстр в принятии решений, активен, тогда как женщины являются пассивными и управляющими. Ее роль заключается в репродуктивной функции и в совершенствовании общества в духовном плане. Вышеописанные философские суждения послужили развитию современных психологических теорий и исследований различий мужчин и женщин [22].
В середине XX в. исследователей интересовало развитие половых ролей и их связь с социальными детерминантами. Изучение данной проблемы рассматривалось с позиций разных подходов.
З. Фрейд отдавал предпочтение биологическим причинам в становлении половой дифференциации путем идентификации ребенка с родителем [19, c. 67].
Э. Эриксон считал, что общественный строй и его экономический уровень детерминирует развитие личности. Культурные ценности социума способствуют формированию гендера [21, c. 114].
2 Эмпирическое исследование особенности сексуальности у молодежи с разным психологическим полом
2.1 Методика и организация исследования
В рамках данного исследования было проведено эмпирическое исследование особенностей сексуальности у молодежи с разным психологическим полом.
В исследовании приняли участие 25 человек, а именно: учащаяся молодежь (студенты) в возрасте от 20 до 24 лет.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап – постановка цели и содержания исследования. На данном этапе проводился отбор методик для исследования и определялась база исследования.
Второй этап – эмпирическое исследование. На данном этапе были реализованы отобранные методики на отобранной базе исследования.
Третий этап – анализ и интерпретация полученных результатов. На данном этапе произведен анализ результатов по проведенным методикам и подведены итоги всего исследования.
Методы исследования:
- тестирование;
- методы количественного анализа;
- методы описательной статистики (вычисление среднего, стандартного отклонения);
- методы частотного распределения (вычисление процентных соотношений показателей).
В исследовании были использованы следующие методики:
- Методика «Полоролевой опросник» (С. Бем) (Приложение 1).
- Методика «Рисунок мужчины и женщины» (Н.М. Романова) (Приложение 2).
- Шкала векторного определения половой конституции мужчин (по Л.О. Пережогину) (Приложение 3).
- Шкала векторного определения половой конституции женщин (Н.А. Жук) (Приложение 4).
Исследование проводилось в индивидуальной форме с помощью подобранных методик. Респондентам были выданы специальные бланки для занесения ответов по методикам.
Затем был проведен анализ полученных результатов исследования.
Заключение
Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.
Психический пол – в широком смысле слова комплекс психических, психологических и поведенческих характеристик, отличающих мужчину от женщины и могущих применяться для определения и идентификации мужчин и женщин по их поведению и психологическим особенностям. В данном исследовании под биологическим полом мы понимаем совокупность генетически и гормонально детерминированных анатомических и морфофункциональных характеристик организма, обобщающие разнообразные специфически репродуктивные особенности, отличающие его от представителей другого пола.
Сексуальность человека – это то, посредством чего мы испытываем и выражаем самих себя как лицо определённого пола. Наши знания о самих себе как о женщине или мужчине – это часть нашей сексуальности, которую мы можем воплотить в наших эротических опытах и сексуальных откликах. Важнейшей задачей в изучении сексуального поведения в наше время является правильное восприятие этой темы. Происходит то, что мы получаем научные знания о новой ситуации вокруг нас и имеем возможность косвенно влиять на новые поколения. В современном мире сексуальное и эротическое поведение и мотивация, как правило, освобождаются от репродуктивной биологии, связанной с деторождением, которое имеет систематическое происхождение. Быстрые изменения во взглядах и восприятии молодых людей на сексуальные отношения и половые отношения, зачастую спонтанные и нерегулируемые, должны затрагивать всю сексуальную культуру молодых людей.
В рамках данной курсовой работы было проведено эмпирическое исследование. В ходе данного исследования были проведены 4 методики, в исследовании приняли участие 25 человек (13 мужчин и 12 женщин). По методике «Полоролевой опросник» сильных различий в показателях маскулинность и феминность выявлено не было. Было заключено, что незначительно преобладает показатель маскулинности среди испытуемых, однако показатель феминниности выражается хоть не чаще, но ярче. По методике «Рисунок мужчины и женщины» было заключено, что гендерная установка «независимость» выражена наиболее ярко у испытуемых, а гендерные установки «изоляция» и «притяжение» выражены незначительно.
1. Абрамова, Г.C. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.C. Абрамова. – M.: Издательский центр «Академия», 2009. – 600 c.
2. Ассаджиоли, P. Психосинтез. Принципы и техники / P. Ассаджиоли. – M.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 c.
3. Балабанов, C.C. Сексуальное поведение учащихся / C.C. Балабанов. – M.: KPOH-ПРЕСС, 2003. – 152 c.
4. Бем, C. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / C. Бем. – M.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2004. – 336 c.
5. Берн, Э. Секс в человеческой любви / Э. Берн. – M.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 384 c.
6. Ильин, E.П. Пол и гендер / E.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 c.
7. Имелинский, K. Сексология и сексопатология / K. Имелинский. – M.: Медицина, 2006. – 424 c.
8. Исаев, Д.H. Половое воспитание и психология пола / Д.H. Исаев, B.E. Каган. – M.: Медицина, 2009. – 385 c.
9. Каприо, Ф.C. Многообразие сексуального поведения / Ф.C. Каприо. – M.: Артания, 2005 – 352 c.
10. Келли, Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. – СПб: Изд. «Питер», 2000. – 896 c.
11. Кон, И.C. Введение в сексологию / И.C. Кон. – M.: Олимп, 2008. – 250 c.
12. Кон, И.C. Подростковая сексуальность на пороге XXI века / И.C. Кон. – M.: Олимп, 2002. – 208 c.
13. Крукс, P. Сексуальность / P. Крукс, K. Баур. – СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005. – 480 c.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, B.H. Колюцкий. – M.: Просвещение, 2001. – 464 c.
15. Майоров, A.A. О гендерном аспекте любви и влюбленности / A.A. Майоров, A.B. Духарева. – [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-gendernom-aspekte-lyubvi-i-vlyublennosti.
16. Молчанов, C.B. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / C.B. Молчанов. – M.: Издательство Юрайт, 2016. – 351 c.
17. Мэй, P. Человек в поисках себя / P. Мэй. – M.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 224 c.
18. Пашукова, T.И. Теоретический анализ становления понятия гендера и гендерной идентичности в психологии / T.И. Пашукова, A.C. Тер-Акопова. – [Электронный ресурс]. 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-stanovleniya-ponyatiygendera-i-gendernoy-identichnosti-v-psihologii.
19. Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. – M.: МЦ «Система при МК ВЛКСМ, 2009. – 200 c.
20. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм; пер. с англ. A.B. Александровой. – M.: Астрель, 2012. – 314 c.
21. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ. – M.: Флинта, 2006. – 342 c.
22. Яворская, O.A. К вопросу о сущности понятия «гендер» / O.A. Яворская. – [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kvoprosu-o-suschnosti-ponyatiya-gender.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика «Полоролевой опросник» С. Бем.
Приложение Б Методика «Рисунок мужчины и женщины» (Н.М. Романова).
Приложение В Шкала векторного определения половой конституции у мужчин (по Л.О. Перегожину).
Приложение Г Шкала векторного определения половой конституции у женщин (по Р.А. Жук).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты