ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Подходы к изучению застенчивости в психологии
1.2 Характеристика застенчивости у детей младшего школьного возраста
1.3 Диагностика и коррекция проявлений застенчивости у детей младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня застенчивости у детей младшего школьного возраста
2.2 Коррекционная программа застенчивости у детей младшего школьного возраста
2.3 Оценка эффективности коррекционной программы застенчивости у детей младшего школьного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Начальная школа – самый ответственный период в жизни человека. Именно в первые школьные годы начинается целенаправленное обучение, а основной деятельностью ребенка является образовательная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и личностных качеств. Дети младшего школьного возраста, как и любые другие, существенно отличаются друг от друга. Они отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью и работоспособностью. Они отличаются стабильностью интересов, способностей, характера, личностных характеристик.
Проблема застенчивости, как характеристика личности, является одной из наиболее актуальных в современной психологии. Она была изучена: Ф. Зимбардо, В. Джонс, Б. Плотник, Р. Каттелл и другие. Застенчивость – самое сложное явление, основанное на многих личных проблемах и особенностях. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Таким детям трудно находиться в контакте с другими людьми, быть в центре внимания, говорить перед большим количеством людей.
Застенчивость ребенка в процессе познания, с одной стороны, может служить барьером на пути качественного усвоения материала: застенчивость, являясь высокой эмоциональной нагрузкой, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость вредна для психоэмоционального здоровья ребенка: для застенчивого ребенка разговор перед классом является стрессовым, что, в свою очередь, может привести к школьным страхам.
Застенчивость пронизывает все сферы человеческой психики, физиологические, когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Все эти реакции проистекают из страха быть негативно воспринятым другими, быть отвергнутым. Крайняя застенчивость становится социальной фобией, несмотря на желание общаться. Особенно негативная застенчивость влияет на человека в процессе созревания, когда формируется истинная самостоятельность, подлинность, способность брать на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом. Таким образом, учет особенностей застенчивости становится особенно важным, что определяет актуальность исследования.
В связи с вышеперечисленными положениями была выдвинута тема исследования: « Диагностика и коррекция застенчивости у детей младшего школьного возраста застенчивости у детей младшего школьного возраста».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Подходы к изучению застенчивости в психологии
Анализ литературных источников, позволил выявить данные, указывающие на современное состояние проблемы застенчивости в психологическом знании.
Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности в связи с тем, что все большее количество людей проживает, концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна. При этом нагрузка на психику в настоящее время несравнимо больше, чем ранее. Она определяется высоким ритмом жизни, обилием информации, своеобразием способов ее приобретения и многими другими обстоятельствами. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как застенчивость, аутистичность, интровертированность могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов [8, с. 216].
В своем исследовании А.Р. Халфиева, Н.И. Исмаилова рассматривают застенчивость как скрытую личную проблему. Данные авторы указывают, что застенчивость является социальным заболеванием, в связи с ростом её масштабов.
А.Р. Халфиева, Н.И. Исмаилова указывают, что в ближайшие годы положение станет еще более проблематичным, так как действующие в нем силы все больше и больше изолируют нас друг от друга, подстегивают в нас дух соперничества, и мы все сильнее чувствуем одиночество [21, с. 38].
Понятие застенчивости в психологической литературе в рамках самостоятельного свойства не изучалась, исключение составляют работы таких авторов как И.С. Кон, А.Б. Добрович, В.Н. Куницина, Л.Н. Галигузова. В рамках зарубежного психологического знания данное понятие рассматривалось Ф. Зимбардо.
Авторы, рассматривающие понятие застенчивости по-разному описывают и дают определение данному понятию. Однако во всех определениях выделяется общая связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональным переживанием собственного смущения и возникновением затруднений в установлении контактов и процессе общения в целом [3, с. 374].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня застенчивости у детей младшего школьного возраста
С целью реализации поставленных задач, для проведения эмпирической части исследования, были сформулированы основные направления работы по организации исследования. Исследование проходило в соответствии с поставленной целью исследования: изучить особенности диагностики и коррекции застенчивости у детей младшего школьного возраста застенчивости у детей младшего школьного возраста.
Исследование проходило в несколько этапов.
Первый этап: подбор диагностического материала для проведения диагностики уровня застенчивости у детей младшего дошкольного возраста, формирование выборки исследования.
Второй этап: анализ и интерпретация результатов исследования уровня застенчивости у детей младшего дошкольного возраста, сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Третий этап: разработка коррекционной программы застенчивости у детей младшего школьного возраста.
Четвертый этап: оценка эффективности коррекционной программы застенчивости у детей младшего школьного возраста.
База исследования: ГУО «Средняя школа №35 города Могилева».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 учащихся младшего школьного возраста в возрасте 6-7 лет, среди которых 10 мальчиков и 10 девочек.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что предложенная в данной работе коррекционная программа застенчивости у детей младшего школьного возраста является эффективной.
Методики исследования:
1. Методика «Страхи в домиках». (А.И. Захаров, М. Панфилова) (Приложение А)
Данная методика представляет собой проективную методику на определения уровня тревожности детей младшего школьного возраста. Ребенку предлагается 2 домика. Все свои страхи ребенку необходимо расположить определенным образом: в один домик ребенку необходимо поместить «страшные» страхи, а во второй – не страшные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие застенчивости следует рассматривать с точки зрения процесса, состояния и свойства личности. Застенчивость это сложное, комплексное состояние, которое может проявиться в самых разнообразных формах. Это может быть и просто смущение, замкнутость, неловкость, тревожность и напряженность. Застенчивость очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Застенчивость связана с самоуважением и самосознанием, эмоциональным переживанием собственного смущения и возникновением затруднений в установлении контактов и процессе общения в целом. Стоит отметить, что больше личность сторонится других или отвергается ими, тем высока вероятность, что он останется застенчивым вследствие недостаточности практики или положительной обратной связи.
У детей младшего школьного возраста застенчивость сопровождается: повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. Такие дети довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. Страдают от застенчивости в основном эмоционально чувствительные, впечатлительные дети, которые принимают все близко к сердцу, у них повышенное чувство долга, им трудно обманывать и хитрить, а также трудно быстро подстраиваться под ситуацию. Причины застенчивости у детей младшего школьного возраста: биологическая предрасположенность, негативное общение в семье, отсутствие внимания родителей, травля в школе и др.
При исследовании особенностей коррекционной работы, которая проводится с застенчивыми детьми, определили, что существует необходимость в соблюдении правил и условий каждого отдельного занятия. При проведении таких занятий можно использовать различные формы и методы работы, которые будут развивать различные сферы жизни ребенка: эмоционально-волевую, познавательную, коммуникативную и т.д.
С целью изучения особенностей коррекционной деятельности с застенчивыми детьми, было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Страхи в домиках», «Лесенка», «Несуществующее животное». В ходе исследования были получены следующие результаты. При оценке тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста, нами было выявлено, что для данной категории детей характерен высокий уровень тревожности и страхов.
1. Амбросова, В. И. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте: дис. … канд. псих. наук: 19.00.13 / В. И. Амбрасова – Комсомольск-на-Амуре. 2006. – 160 с.
2. Белоусова, А. Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости: дис. … канд. псих. наук: 19.00.01 / А. Б. Белоусова. – Казань, – 2004. – 165 с.
3. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 575 с.
4. Бретт, Д. Застенчивость. Возрастная психология / Д. Бретт. – Изд-во: М.: Академия, 2000. – 231 с.
5. Векилов, С. А. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции / С. А. Векилов.– СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 101 с.
6. Галигузова, Л. И. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Л. И. Галигузова / Вопросы психологии. – 2009. – №5. – С. 28-37.
7. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. –СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
8. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. – М.: Моск. психолого-социал. ин-т, 2002. – 336 с.
9. Зимина, И. Проблемы воспитания застенчивых детей / И. Зимина // Воспитание школьников. – 2003. – № 7. – С. 50-53.
10. Зырянова, Н. М. Ранние сиблинговые исследования / Н. М. Зырянова // Психологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 5
11. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
12. Карабанова, О. А. Возрастная психология: конспект лекций / О. А. Карабанова. – М.: «Айрис-пресс», 2005. – 238 с.
13. Корепанова, И. А. Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу / И. А. Корепанова, Е. И. Карпунина // Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». – М., 2005. – С.38-42
14. Краснова, Л. В. Психосоциальные функции застенчивости /Л. В. Краснова // Вестник Адыгейского государственного университета. –2006. – №1. – С.177-179
15. Краснова, Л. В. Психологический анализ феномена застенчивости / Л. В. Краснова, Л. А. Торохина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2005. – №1 – С.121-124
16. Лукьянченко, Н. В. Системная семейная психотерапия М. Боуена: Учебно-методическое пособие / Н. В. Лукьянченко, И. А. Аликин. – Красноярск: РИО СиБУП, 2005. – 95 с.
17. Мирзагалиева, А. Ф. Изучение феномена застенчивости и его взаимосвязи с самооценкой / А. Ф. Мирзагалиева А. Ю. Мухарлямова // Международный журнал экспериментального образования. 2014 – №6. – С.92
18. Руфо, М. Братья и сестры, болезнь любви / М. Руфо. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 228 с.
19. Самойлина, Т. Г. Психофизиологические и психологические характеристики познавательной сферы младших школьников с трудностями в обучении: дисс. канд псих. Наук / Т. Г. Самойлина. – Ростов на Дону, 2002. – 171 с.
20. Усова, С. Детская застенчивость как следствие де структивного семейного воспитания / С. Усова, И. Молочкова // Коррекционно-развивающее образование. – 2009. – №3. – С. 57-67.
21. Халфиева, А. Р. Проблема застенчивости в психологической науке/ А. Р. Халфиева, Н. И. Исмаилова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – №8. – С.42
22. Чечулина, К. С. Преодоление застенчивости учащихся старших классов в условиях специально организованного обучения / К. С. Чечулина: 19.00.07 дисс. канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2012. – 167 с.