Музыкальная культура в Великобритании в 1960-годы
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Музыкальная культура в Великобритании в 1960-годы»
по дисциплине: «История»
2021
45.00 BYN
Музыкальная культура в Великобритании в 1960-годы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Историография и источники
2 Абсорбация американской поп-музыки и формирование английских поп-групп
3 Формирование рок-музыки, как музыки социального протеста
4 Общественно-политические проблемы в отражении британской рок-музыки 1960-х годов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Формирование молодежного протеста проходило в Великобритании под влиянием многих факторов: социальных и экономических условий, политико-правовой системы Соединенного Королевства, событий за пределами государства. Одной из важнейших причин формирования молодежного протестного движения стали культурные изменения, которые после Второй мировой войны затронули все западные страны.
Важной составляющей культурной трансформации, оказавшей влияние на формирование массового молодежного протеста, была рок-музыка. Подобная ситуация была характерна для всех стран, где в тот период набрало силу молодежное движение. Однако британские особенности проявлялись в том, что в Великобритании количество влиятельных и широко известных рок-групп было сопоставимо с более населенными и крупными США. В рамках данной курсовой работы рассматривается отдельный аспект широкого понятия «рок-культура», а именно — музыкальная лирика рок-исполнителей.
Актуальность работы заключается в том, что музыкальная культура по настоящее время остается весомым фактором формирования настроений в обществе, в связи с чем целесообразным является изучение влияния музыкантов на протестные движения прошлых лет. Для анализа были отобраны тексты песен нескольких популярных британских исполнителей. Были проанализированы тексты всех песен, выпущенных данными музыкантами в течение 1960-х гг. Репрезентативность подборки основана на том, что были выбраны представители разных стилей рок-музыки (например, прогрессивный рок, хэви-метал, панк-рок), популярных среди различных социальных групп. Репрезентативность также основана на популярности данных исполнителей в Великобритании, поскольку песни и/или альбомы всех выбранных музыкантов попадали (в основном, неоднократно) в британские чарты.
Цель курсовой работы заключается в комплексном историческом анализе музыкальной культуры в Великобритании в 1960-годы.
Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи работы:
• проанализировать историографию и источники по исследуемой теме;
• выделить абсорбацию американской поп-музыки и формирование английских поп-групп;
• исследовать процесс формирования рок-музыки, как музыки социального протеста;
• изучить общественно-политические проблемы в отражении британской рок-музыки 1960-х годов.
1 Историография и источники
Курсовая работа, также как и любое историческое исследование, должно основываться на использовании источников и анализе имеющейся по данной теме историографической базы. Это дает возможность историку узнать о тех проблемах, которые были актуальны в рамках рассматриваемой темы, о существующих в науке точках зрение, дискуссионных аспектах, а также о том, насколько изучена данная тема, какие изданы публикации, чему уделено много внимания, а какие аспекты проблемы были оставлены без серьезного внимания. Опора на источники и историографию делает работу историка более объективной, позволяет шире взглянуть на проблемное поле. Без опоры на источниковую и историографическую базу нельзя представить работу профессионального историка.
В настоящее время изучение музыкальной культуры как одного из факторов формирования общественного (в частности, молодежного) протеста является популярной темой научных исследований.
В истории британской популярной музыки легко дифференцировать периоды, обычно измеряемые десятилетиями в музыкальной журналистике и исследовательской литературе и связанные с популярностью конкретных музыкальных жанров. Данная работа сосредоточена на анализе исторической образности и ее трансформации на протяжении 1960-х гг. Эти хронологические границы обусловлены тем фактом, что в современных гуманитарных и социальных науках считается общепризнанным, что британская популярная музыка получила наибольшее развитие и завоевала как общенациональное, так и общемировое признание в 1960-е гг.
История британской музыки 60-х гг.XX в. представляет собой огромный культурный пласт, оказавший влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
1960-е гг. ознаменовались значительными изменениями в популярной музыкальной культуре Великобритании. На фоне американизации британской массовой культуры в стране появились и стали необычайно популярными первые национальные музыкальные движения. Одновременно трансформировались британские медиа, появились первые музыкальные звукозаписывающие компании, возникли музыкальные группы, в большей степени ориентированные на национальную аудиторию [29, с. 40].
Источниковую базу данной курсовой работы составляют аудиоисточники, представленные дискографией британских групп рассматриваемого периода.
2 Абсорбация американской поп-музыки и формирование английских поп-групп
Бунтарский тон и образ американских рок-н-ролльных и блюзовых музыкантов стали популярными среди британской молодежи в конце 1950-х гг.
Певец из Ливерпуля Билли Фьюри (второй по популярности после Клиффа Ричарда) уже с 1959 г. начавший писать свои песни, обнаружил признаки самостоятельности в потоке подражания американской музыке. И все-таки в те годы ничто еще не предвещало того факта, что уже через несколько лет господство американской поп-культуры в Европе пошатнется, и Соединенные Штаты Америки испытают на себе обратное воздействие со стороны английской рок-музыки, которую сами англичане называли тогда словом «Beat».
Несмотря на американское влияние, британская молодежная сцена начала постепенно приобретать новые черты, демонстрируя определенную тягу к самостоятельности. Началу 60-х гг. XXв. было характерно образование независимых от звезд-солистов ансамблей, ставших прообразом будущих рок-групп.
Одной из первых таких групп стала Shadows, аккомпанировавшая Клиффу Ричарду, но в 1960 г. покинувшая его и начавшая отдельную концертную и звукозаписывающую деятельность. Гитарист Shadows Хэнк Марвин стал первым британским музыкантом, освоившим новую заокеанскую модель электрогитары «Fender Stratocaster».
Прежде чем коснуться формирования «бит-музыки», необходимо рассмотреть социокультурную ситуацию в Великобритании, особенно в молодежной среде.
Среди многочисленных группировок, в которые объединялись молодые люди с определенными социальными и культурными устремлениям, в первую очередь необходимо отметить, такие как «тэдди бойз» и «битников».
Первые, названные так с намеком на уменьшительное имя короля Эдуарда III, которому они поклонялись и подражали, представляли собой сравнительно небольшую группу так называемой "золотой молодежи», старавшуюся подчеркнуть свою принадлежность к высшим слоям общества при помощи особых изысканных манер и специфической одежды начала века.
3 Формирование рок-музыки, как музыки социального протеста
В настоящее время рок-музыка – это разновидность музыки, которая представлена совокупностью музыкальных стилей и жанров.
Для рок-музыки характерны: гипертрофированная роль ритма, органическое сочетание музыки с поэзией (рок-поэзия), театрализация (рок-шоу), интерактивность (участие слушателей-зрителей в процессе исполнения композиций), а также высокий уровень психологизации и физиологизации действия.
В этот период в результате проникновения в Великобританию ритм-энд-блюза и рок-н-ролла в стране начинается повальное увлечение этой музыкой, что приводит к появлению британских поп-групп, исполняющих ее в вокально-инструментальных составах.
Почвой для ее формирования в Великобритании явилась специфическая социокультурная обстановка, которая сложилась в этой стране после окончания Второй мировой войны.
Социокультурная и политическая обстановка 1950-х годов в Великобритании имела остро негативный характер. Ухудшение экономической ситуации, политическая и экономическая зависимость от США, распад английской колониальной империи привели к ситуации, благоприятной для возникновения протестных движений среди рабочей молодежи.
в Великобритании конца 1940-х – начала 1960-х гг. начинает складываться ситуация, благоприятная для возникновения протестных движений среди рабочей молодежи, которые в дальнейшем станут стержневой основой появления рок-музыки. Уже с первых ее шагов поражает небывалая по силе и размаху волна экспансии, выплеснувшаяся из недр массовой культуры и грозящая подавить все иные проявления творческого и музыкального интеллекта.
Социальными факторами, способствующими формированию в Великобритании протестного движения молодежи и его выражения в рокмузыке, явились:
а) распад после Второй мировой войны Британской колониальной системы, способствующий разрыву экономических связей с английскими колониями во всем мире и росту безработицы в стране;
б) экономический кризис, приведший к ослаблению экономических и политических позиций английского империализма, способствующий социальной нестабильности и протестного настроения в разных слоях населения, особенно среди рабочей молодежи;
в) экономическая зависимость Великобритании от США и жесткая внешняя конкуренция с капиталистическими странами.
4 Общественно-политические проблемы в отражении британской рок-музыки 1960-х годов
Культурные преобразования послевоенного времени в западной историографии иногда определяют как «культурную революцию».
Это был выход за рамки привычных форм, в том числе в популярной музыке. Особенностью рок-музыки стали не только непривычное звучание, но и лирика, зачастую весьма откровенная по меркам того времени. Эти два фактора делали рок-музыку востребованной среди одной из наиболее протестных социальных групп в обществе — молодежи.
Послевоенный период в истории Великобритании связан с обострением ряда внутри- и внешнеполитических проблем. Если в большинстве ведущих западных стран в конце 1950-х и 1960-е гг. отмечался бурный экономический рост, то английская промышленность переживала застой, а позиции Англии в мировой экономике существенно ослабели. На рубеже 1950–1960-х гг. трудности Британской империи значительно возросли в связи с мощным подъемом национально-освободительного движения. Осмысление новых реалий и поиск новых способов национальной самоидентификации стали одними из ключевых тем британской культуры шестидесятых.
1960-е гг. стали временем, когда, с одной стороны, формировалась британская музыкальная сцена, с другой – в британской популярной музыке фактически изобреталась традиция обращения с прошлым.
Группа «The Kinks» одной из первых в рок-культуре начала активно использовать образы национальной истории в разных формах, обращаясь к конкретным сюжетам и персонажам истории, а также к культурной традиции.
Подчеркивая классовое неравенство в стране и социальную нестабильность, музыканты группы «The Kinks» выступали за сохранение культуры рабочего класса, обращаясь в песнях к бытовым и повседневным сюжетам из жизни рабочих, фоном которым стали разнообразные репрезентации прошлого, преимущественно, довоенного периода истории Великобритании. Тематически исторические образы, активно используемые музыкантами группы, можно сгруппировать в три блока: отсылки к конкретным историческим персонажам и периодам довоенного прошлого Великобритании, переработка музыкальных традиций прошлого, обращение к повседневным сюжетам.
Прошлое, представленное «The Kinks», не было однородным – музыканты не стремились воспроизвести определенные исторические периоды или же реконструировать культурную атмосферу прошедших десятилетий. Напротив, артисты представляли мозаичное видение прошлого – в рамках одного альбома или даже песни могли органично сочетаться отсылки к викторианским социальным реалиям, музыкально стилизованные под мюзик-холл, наряду с визуальными репрезентациями британской эстрады образца 1940-х гг.
Заключение
В 1950-е годы обозначился первый виток в развитии музыкальной субкультуры американской молодежи, где на протяжении 10 лет ритм-энд-блюз и рок-н-ролл являлись ее знаменами, выражающими общий эмоциональный тонус, мироощущение, социальные идеалы, что, в свою очередь, послужило основой для формирования и дальнейшего развития РОК-музыки.
Таким образом, в Великобритании конца 1940-х – начала 1960-х гг. начинает складываться ситуация, благоприятная для возникновения протестных движений среди рабочей молодежи, которые в дальнейшем станут стержневой основой появления рок-музыки. Уже с первых ее шагов поражает небывалая по силе и размаху волна экспансии, выплеснувшаяся из недр массовой культуры и грозящая подавить все иные проявления творческого и музыкального интеллекта.
Социальными факторами, способствующими формированию в Великобритании протестного движения молодежи и его выражения в рокмузыке, явились:
а) распад после Второй мировой войны Британской колониальной системы, способствующий разрыву экономических связей с английскими колониями во всем мире и росту безработицы в стране;
б) экономический кризис, приведший к ослаблению экономических и политических позиций английского империализма, способствующий социальной нестабильности и протестного настроения в разных слоях населения, особенно среди рабочей молодежи;
в) экономическая зависимость Великобритании от США и жесткая внешняя конкуренция с капиталистическими странами;
г) вступление Великобритании в военно-политический блок НАТО, обусловившее обязательное выполнение программы военного перевооружения, что легло тяжким бременем на трудящихся, и способствовало снижению их жизненного уровня;
д) подъем забастовочного движения в стране, протестные движения контркультурной, авангардной, нонконформистски настроенной молодежи. В области культуры в Великобритании также начались многочисленные изменения и преобразования.
Актуальные проблемы современного британского общества, военные конфликты и политическое устройство государства вызывали у музыкантов наибольший отклик.
1. Богословский, Н. В. Из жизни «пчёл» и навозных «жуков». — Литературная газета. — 1964. — № 12. — С. 1.
2. Бондаренко, В.В. История рок-музыки : Европа. Америка. Австралия / В. В. Бондаренко, Ю. В. Дроздов. – Минск :Амалфея, 1997. – 175 с.
3. Бондаровский, П. The Beatles, спецвыпуск. — Студенческий меридиан. — 1991. — Июнь.
4. Воробьева, Т.А. История ансамбля "Битлз" / Т. Воробьева. – Ленинград : Музыка, 1990. – 285 с.
5. Добрюха, Н.А. Рок из первых рук / Николай Добрюха. – Москва : Молодая гвардия, 1992. – 297 с.
6. Дэвис, Х. Авторизованная биография Битлз / Пер. с англ. В. Н. Чемберджи, В. В. Познера. — М. : Радуга, 1990. — 448 с.
7. Житомирский Д. В., Леонтьева О. Т., Мяло К. Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. — М.: Музыка, 1989. — 302 с.
8. Колесник А.С. Источниковедческие подходы к изучению популярной музыкальной культуры США и Великобритании ХХ в. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 4 (181). С. 183-196.
9. Колесник А.С. Образы национальной истории в британской популярной музыке 1960–1980-х годов // Новая и новейшая история. 2016. № 5. – С. 90
10. Колесник А.С. Репрезентации прошлого в британской рок-культуре 1960–1980-х годов : дис. … канд. ист. наук. М., 2017. – 899 с.
11. Козлов, А. С. Рок: истоки и развитие / А.С. Козлов. – М. : Мега-Сервис, 1998. – 110 с.
12. Кокарев, А.И. Панк-рок от А до Я / Андрей Кокарев. - Москва : Музыка, 1992. – 79 с.
13. Королев, О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки : термины и понятия / О. К. Королёв. – Москва : Музыка, 2006. – 166 с.
14. Меньшиков В.К. Энциклопедия рок-музыки / В. К. Меньшиков – Ташкент, 1992. – 368с.
15. Музыка созидающая и разрушающая / [сост. А. В. Лисенков]. – Москва : Советская Россия, 1989. – 125 с.
16. Основные направления развития рок-музыки и джаза : учебное пособие / Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка ; [авт.-сост.: Г. Н. Федулина, В. В. Соболев, В. В. Ковалив]. – Минск : [б. и.], 2002. – 63 с.
17. Рок, 1955/1991 : информационно-справочное издание / [авт.-сост. А. А. Айвазян]. – Санкт-Петербург : Триал, 1992.– 389 с.
18. Рок-энциклопедия / сост. С. Кастальский. – Москва : Ровесник, 1997. – 909 с.
19. Рыбакова, Е.Л. Джаз и рок. Музыка современной России : учебное пособие с аудиоприложением / Е. Л. Рыбакова. - Санкт-Петербург : Композитор, 2013. – 333 с.
20. Сыров, В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке / В.Н. Сыров. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1997. – 209 с.
21. Федоров, Е.В. Рок в нескольких лицах / Евгений Федоров. – Москва : Молодая гвардия, 1989. – 248 с.
22. Хижняк, И.А. Парадоксы рок-музыки. Мифы и реальность / Игорь Хижняк. – Киев : Молодь, 1989.– 295 с.
23. Цалер, И.В. Популярная музыка ХХ века : джаз, блюз, рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул / Игорь Цалер. – Москва : Мир энциклопедий, 2010. – 478 с.
24. Цукер, А.М. И рок, и симфония... / А. Цукер. – Москва : Композитор, 1993. – 301 c.
25. Collins M. The British Invasion of America: and the Artists Involved 1964 – 1966 by Independently published (July 3, 2020) 339 p.
26. Friedman J.C. The Routledge History of Social Protestin Popular Music. Routledge; 1st edition NY, 2013. 432 p.
27. Harry B. The British Invasion: How the Beatles and Other UK Bands Conquered America Chrome Dreams (May 1, 2004) 250 p.
28. Kutschke B., Norton B. Music and Protest in 1968.Cambridge, 2013. DOI: 10.1017/CBO978113905168.
29. Marwick A. The Sixties: Cultural Revolution in Britain,France, Italy and the United States. Oxford, 1998.
30. Miles B. The British Invasion: The Music, the Times, the Era 2009 Sterling; 1st edition (November 3, 2009) 304 p.
31. Philo S. British Invasion: The Crosscurrents of Musical Influence 2017 Rowman & Littlefield Publishers 204 p.
32. Robb D. Protest Song in East and West Germany Sincethe 1960s. Rochester, 2007.3. Friedman.
33. Schaffner Nicholas. (Author) The British Invasion: From the First Wave to the New Wave 1982 McGraw-Hill; 1st McGraw-Hill edition 1982 316 p.
34. Simonelli D. Working Class Heroes: Rock Music and British Society in the 1960s and 1970s Lexington Books; 1st edition (December 7, 2012) 324 p.
35. Pink Floyd The Piper at the Gates of Dawn [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/45897.
36. Pink Floyd A Saucerful of Secrets [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/35511.
37. Pink Floyd Music from the Film More [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/9714548.
38. Pink Floyd Ummagumma [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/35540.
39. The Beatles Please Please Me [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277244.
40. The Beatles With The Beatles [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277247.
41. The Beatles A Hard Day’s Night [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277305.
42. The Beatles Beatles for Sale [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277380.
43. The Beatles Help! [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277248.
44. The Beatles Rubber Soul [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277323.
45. The Beatles Revolver [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277335.
46. The Beatles Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/5788435.
47. The Beatles Magical Mystery Tour [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277243.
48. The Beatles The Beatles [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/6017146.
49. The Beatles Yellow Submarine [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277246.
50. The Beatles Abbey Road [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/8822145.
51. The Beatles Let It Be [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3277368.
52. The Kinks Kinda Kinks [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/4021478.
53. The Kinks The Kink Kontroversy [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/2885704.
54. The Kinks Face to Face [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/227100.
55. The Kinks Something Else by The Kinks [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/227156.
56. The Kinks The Kinks Are the Village Green Preservation Society [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/5991145.
57. The Kinks Arthur (Or the Decline and Fall of the British Empire) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/226240.
58. The Rolling Stones The Rolling Stones [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/213601.
59. The Rolling Stones The Rolling Stones No. 2 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/169147.
60. The Rolling Stones Out of Our Heads [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/213613.
61. The Rolling Stones Aftermath [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/213605.
62. The Rolling Stones Between the Buttons [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/213571.
63. The Rolling Stones Their Satanic Majesties Request [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/4691564.
64. The Rolling Stones Beggars Banquet [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/213607.
65. The Rolling Stones Let It Bleed [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/213608.
66. The Who My Generation [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/3934836.
67. The Who A Quick One [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/1468950. –
68. The Who The Who Sell Out [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/2289213.
69. The Who Tommy [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://music.yandex.by/album/7378091.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты