Взаимосвязь перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Феномен перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Понятие психологического благополучия
1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Многочисленные проблемы населения непосредственно связаны политическими, социальными, культурными и другими изменениями. Человек как биопсихосоциальная система чутко реагирует на социальные настроения, улавливает не только положительные, но и негативные тенденции, все это не может не иметь влияния на личность, его психологическое здоровье. А проблемы благополучия и успеха личности в настоящее время все чаще рассматривают в контексте появления перфекционных установок.
Перфекционизм – «совокупность этических и моральных учений, в основе которых лежит представление, что в достижении некого идеала посредством личного совершенствования состоит конечная цель человека, а под добрым и должным понимается все то, что этому способствует» [24]. Американский психолог М. Холлендер, впервые сформулировавший понятие перфекционизм, определяет его как практику повседневного предъявления со стороны индивида по отношению к себе требований более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют обстоятельства.
Перфекционизм имеет сложную структуру и является многомерным конструктом, включающим в себя высокие личные стандарты, некоторые когнитивные и интерперсональные параметры.
Между тем психологическое благополучие является составляющей укрепления и сохранения саногенного потенциала личности. Под «психологическим благополучием» понимают субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия, состояния внутреннего равновесия.
Цель исследования: изучение взаимосвязи перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов.
Объектом исследования является перфекционизм и психологическое благополучие.
Предмет исследования – взаимосвязь перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии.
2. Охарактеризовать понятие психологического благополучия.
3. Дать психологическую характеристику студенческого возраста.
4. Изучить взаимосвязь перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Феномен перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии
В зарубежной клинической психологии и психотерапии интенсивное изучение феномена перфекционизма наблюдалось в 60-80 годы прошлого века. В классическом понимании определение этого феномена включало такой параметр, как тенденция личности устанавливать чрезмерно высокие стандарты и, как следствие, невозможность испытывать удовлетворение результатами. Одно из первых научных определений перфекционизма принадлежит М.Н. Холендеру, который определил его как предъявление к себе требований более высокого уровня выполнения деятельности, чем того требуют сложившиеся обстоятельства. При этом, М.Н. Холендер отводил перфекционизму как черте характера доминирующую роль в происхождении депрессии и разных психологических заболеваний [12, с. 46].
Вслед за ним Д. Бернс определил перфекционизм в качестве особой «сети когниций», включающей ожидания, интерпретации событий, оценки себя и других людей. Согласно психологу, лица, обладающие перфекционизмом, отличаются склонностью устанавливать нереалистично высокие стандарты, стремиться к невозможным целям и определять свою ценность в терминах достижений и продуктивности [29, с. 157].
Такое понимание перфекционизма также сфокусировано на чрезмерно высоких стандартах личности, однако психолог внес такой дополнительный когнитивный параметр, как мышление в терминах «все или ничего», которое допускает лишь два варианта выполнения деятельности – полное соответствие высоким стандартам или полный крах. Затем к этим аспектам перфекционизма добавился параметр избирательной концентрации на собственных ошибках, который предполагает склонность перфекциониста к генерализации стандартов во всех областях жизнедеятельности.
В 1990-е годы прошлого века представления о структуре перфекционизма были существенно расширены. Появились достоверные сведенья о том, что перфекционизм является многомерным феноменом, то есть содержит в себе ряд связанных между собой черт, одни из которых способствуют дезадаптации, а другие – могут быть адаптивными. Демонстрацией такого подхода выступает концепция перфекционизма П. Хьюита и Г. Флетта, которые выявили три составляющие перфекционизма:
– субъектно или личностно-ориентированный перфекционизм, который заключается в завышенных и нереалистичных требованиях к себе, усиленной рефлексии и самокритике, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач;
– объектно-ориентированный перфекционизм, предполагающий предъявление преувеличенных и нереалистичных требований к окружающим.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение взаимосвязи перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов.
Объектом исследования является перфекционизм и психологическое благополучие.
Предмет исследования – взаимосвязь перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов.
Исследование проведено на базе________. Фактический состав исследования составили студенты психологи в количестве 30 человек.
Данные утверждения позволили конкретизировать задачи эмпирического исследования:
1. Разработать психодиагностический комплекс, направленный на изучение взаимосвязи перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов.
2. Формирование выборки исследования.
3. Эмпирическим путем изучить взаимосвязь перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов.
4. Проанализировать и обобщить эмпирические результаты исследования. Сформулировать выводы.
Выполнение исследования проводилось в три этапа.
Этапы исследования:
1. Анализ научных текстов и исследований с целью обоснования исходных позиций, определения проблемы, объекта и цели исследования, формулировки гипотез и задач. Результат данного этапа: подобрана методология и методы исследования.
2. Организация и проведение основного исследования.
3. Количественный и качественный анализ полученных на втором этапе данных. Интерпретация и обобщение данных эксперимента. Формулировка выводов.
Методики исследования:
1. Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой) [10].
Цель: выявление уровня перфекционизма и определения характера соотношения его компонентов.
С помощью методики можно выявить:
– перфекционизм, ориентированный на себя – выраженность требований, которые предъявляются себе;
– перфекционизм, ориентированный на других – выраженность требований, которые предъявляются к другим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зарубежной психологии перфекционизм определяется как сложное образование, включающее ряд параметров: сфокусированность на чрезмерно высоких стандартах личности, мышление в терминах «все или ничего», избирательной концентрации на собственных ошибках. В отечественной психологии при изучении феномена перфекционизма особое внимание уделяется его связи с личностными свойствами индивида, с его проявлениями в эмоциональной, продуктивной и межличностной сферах, предлагаются различные классификации видов перфекционизма. Также рассматриваются положительные и отрицательные изменения личности перфекциониста – совершенствование и самореализация, саморазрушение и возникновение патологических поведенческих тенденций и развития нежелательных новообразований. В отечественной психологии проблема взаимосвязи перфекционизма и субъективного благополучия отражается в рамках клинической психологии с акцентом на деструктивный перфекционизм.
Психологическое благополучие личности – достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отметим, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самооценки, самоотношения.
Возраст 17 лет – это начало юношеского возраста, или молодости, который обычно совпадает с поступлением в высшее учебное заведение. Становясь студентом, человек активно овладевает знаниями, практическими профессиональными умениями, что требует реализации внутренних психологических ресурсов личности. Возникновение трудностей в данный промежуток жизнедеятельности человека связано прежде всего с разногласием: при полном физиологическом созревании невозможна социальная реализация в профессиональной деятельности, поскольку учеба занимает основное время студента и тем самым тормозится возможность самоактуализации в полной мере. Если анализировать социальную ситуацию развития личности студента, то мы видим, что в студенческом возрасте актуализируется внутренняя позиция с установкой на достижение глобальной цели – стратегии жизни, строятся планы для ее достижения.
Цель исследования: изучение взаимосвязи перфекционизма и психологического благополучия у студентов психологов. Нами использованы следующие методики: методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой) и методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Н.Н. Лепешинского.
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – 1974. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ. – С. 3-15.
2. Афанасьева Т.М. Семья / Т.М. Афанасьева. – М.: Просвещение, 1988. – 286 с.
3. Басалаева, Н. В. Проблема проявления перфекционизма и прокрастинации у студентов / Н. В. Басалаева // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы научно-практической конференции. – Лесосибирск, 2018. – С. 202-208.
4. Биктина, Н. Н. К вопросу проявления перфекционизма в студенческом возрасте / Н. Н. Биктина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 268-270.
5. Брэдберн, Н. Структура психологического благополучия/ Н. Брэдберн. – Ярославль.: Инфра. 2005. – 13с.
6. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников / А.В. Воронина // Ежегодник российского психологического общества. – СПб., 2003. – Т. 2. – С. 198–203.
7. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств : автореф. дис. … докт. психол. наук: 19.00.05 / Н.Г. Гаранян. – М, 2010. – 42 с.
8. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) / Н. Г. Гаранян // Терапия психических расстройств. –2006. – № 1. – С. 31–40.
9. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. – Киев: Наукова думка, 1984. – 209 с
10. Грачева, И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачева // Психологический журнал. – 2006. – № 6. – С. 73-81.
11. Груби, Т. В. Обзор исследований проблемы перфекционизма в Украине / Т. В. Груби // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2016. – № 2 (2). – С. 77-82.
12. Гуляс, И. А. Перфекционизм: исторические аспекты / И. А. Гуляс // Наука и свет. – 2012. – № 3. – С. 46-49.
13. Данилевич, Л. А. Перфекционизм как особый фактор академической успеваемости студентов : автореф. дис. канд.. психол. наук / Л. А. Данилевич. – Киев, 2010. – 20 с.
14. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
15. Жебрун, Я. О. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму / Я. О. Жебрун // Вестник Бурятского гос. университета. – 2010. – № 5. – С. 36–38.
16. Зеленцова, Ю. В. Типологический подход к исследованию перфекционизма в работах зарубежных и отечественных психологов / Ю. В. Зеленцова // Приволжский научный вестник. – 2105. – № 6-2 (46). – С. 87–90.
17. Зеньковский В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – М.: Академический проект, 2019. – 406 с.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. – Ростов н / Д., 2017. – 266 с.
19. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 302 с.
20. Кашина, О. П. Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе / О. П Кашина // Вестник Нижегородского ун-та. – 2010. – № 2. – С. 41-46.
21. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М., 1989. – 187 с.
22. Кононенко, О. И. Теоретические модели изучения перфекционизма личности в зарубежной психологии / О. И. Кононенко // Scientific e-journal «PEM: Psychology. Educology. Medicine». – 2014. – № 1. – С. 49–58.
23. Ларских, М. В. Психолого-педагогическая концепция формирования конструктивного перфекционизма студента : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. В. Ларских. – Москва, 2016. – 25 с.
24. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М. : Прайм-Еврознак, 2008. – 421 с.
25. Панина, В. В. Перфекционизм как устойчивая черта личности современных студентов / В. В. Панина // Социологический нарратив 2020. – Курск, 2020. – С. 270-275.
26. Тал, Бен-Шахар. Парадокс перфекциониста / Пер. с англ. – М. : Манн, Иванов, Фербер, 2013. – 151 с.
27. Шагарова, И. В. Перфекционизм как фактор копинг-поведения в профессиональных стрессовых ситуациях / И. В. Шагарова, В. Г. Нагайцева // Вестник Омского университета. – 2011. – № 1. – С. 11–17.
28. Эриксон, Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Флинта, 2006. – 352 с.
29. Ясная, В. А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние / В. А. Ясная, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 157-168.
30. Diener E. Frequency and intensity : Dimensions underlying positive and negative affect / Diener. E., Larsen R. J., Levine S. & Emmons R. A. // Journal of Personality and Social Psychology. – 1985 – № 48 – Р. 1253-1265.
31. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being//Annual Review Psychology. – 2001. – № 52. – P. 141-166.
32. Ryff C. D. Psychological well-being : Meaning, measurement, and implications for psychotherapy research / C. D. Ryff, B. Singer // Psychotherapy an Psychosomatics. – 1996 – № 65 – P. 14-23.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты