ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «восприятие» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время внимание многих психологов всего мира обращено на проблемы развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что старший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития.
Изучив и просмотрев разную литературу по возрастной психологии, можно убедиться, что все авторы придерживаются того мнения, что старший дошкольный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – подготовка ребенка к поступлению в школу. В период старшего дошкольного возраста под влиянием воспитания и образования происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов у детей, в том числе восприятия. Ребенок овладевает восприятием формы, цвета, картины, пространства, рассказа, человека.
Изучению особенностей восприятия посвящено многим работам по психологии. Основополагающими работами являются работы Дж. Брунера, У. Найссера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.
Старший дошкольный возраст является ответственным периодом детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Значение восприятия в старшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Именно в старшем дошкольном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию психических познавательных процессов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «восприятие» в психолого-педагогической литературе
Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Вместе с тем, данные вопросы остаются актуальными и востребованными и в настоящее время [12, c. 197].
Наша жизнь – это процесс постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. Человек воспринимает и познает окружающий мир с помощью осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако значение их далеко не одинаково.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе существуют разные варианты определения понятия «восприятие» [10, с. 103]:
- отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств;
- целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств;
- целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
- психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Цель экспериментального исследования: выявить особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей восприятия в дошкольном возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, их анализ и интерпретация, формулирование выводов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №56 г. Бреста».
Выборка исследования: 20 детей старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых 5-6 лет.
Для достижения цели были подобраны следующие методы: тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика «Разрезные картинки» Т.Д. Марцинковской.
Назначение методики: изучение уровня развития действий восприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета.
Стимульный материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4-летних детей используют картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6-летних – картинки, разрезанные на 4-6 частей. Если вы считаете необходимым провести диагностику восприятия у школьников, рекомендуется применять более сложные рисунки – не с одним предметом, а с группами или с ситуациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики и рассматривается исследователями в качестве результата деятельности системы анализаторов, возникающего на основе ощущений. Это активный процесс предметного усвоения и отражения окружающей действительности. Особенности многомерной иерархии данного системного образования обусловлены включением в процесс ощущений, в определенной мере процессов внимания, мышления, памяти, а иногда эмоциональных и других компонентов.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под воздействием различной деятельности ребенка. Ранее всего начинает формироваться слуховое восприятие, затем зрительное и осязательное. Восприятие в младшем дошкольном возрасте носит предметный характер, в среднем дошкольном – опосредованный характер. К старшему дошкольному возрасту восприятие становится более осмысленным и анализирующим, приобретает целенаправленный и произвольный характер. Закономерности развития восприятия определяются сохранностью всех анализаторов, состоянием слуховых реакций, становлением перцептивных действий, возрастающей способностью использования сенсорных эталонов и овладением наглядным моделированием, практической деятельностью
Во второй главе работы проведено экспериментальное исследование развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Цель эмпирического исследования: выявить особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте. Обобщая результаты экспериментального исследования можно сделать следующие выводы: высокий уровень восприятия целостных образов предметов окружающего мира имеют 70% детей старшего дошкольного возраста; средний уровень восприятия целостных образов предметов окружающего мира имеют 20% детей старшего дошкольного возраста; низкий уровень восприятия целостных образов предметов окружающего мира имеют 20% детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте отмечается преимущественно высокий уровень восприятия целостных образов предметов окружающего мира.
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПБ: Питер, 2008. – 400 с.
2. Дубровина, И. В. Младший школьник : развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.
3. Запорожец, А.В . Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец. – М. : Знание. 1967. – 430 с.
4. Зимняя, А. А. Смысловое восприятие речевого сообщения / А. А. Зимняя. – М., 2006. – С. 84.
5. Кураев, Г. А. Возрастная психология: курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов-на Дону: УНИИ Валеологии РГУ, 2002. – 204 с.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 363 с.
7. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М. : Академия педагогических наук, 1983. – 312 с.
8. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М. : Педагогика, 1971. – 316 с.
9. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
10. Маранцман, Е. К. Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2. – № 1. – С. 80–85.
11. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарика, 2004. – 255 с.
12. Микушова, Т. П. Деятельностный подход к обучению литературному чтению младших школьников: учебное пособие для бакалавров / Т. П. Микушова. – Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. – 81с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
14. Нечаева, И. Ю. Система сенсорного развития детей / И. Ю. Нечаева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 1. – С. 58–70.
15. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2004. ‒ С. 206.
16. Онуфриева, В. В. Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте / В. В. Онуфриева, О. Ю. Федорова // Перспективы науки. – 2016. – № 10 (85). – С. 52-54.
17. Осницкий, А. Это удивительное восприятие…/ Записки психолога / А. Осницкий // Семья и школа. – 2014. – № 2. – С. 15.
18. Петровский, А. В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Куб, 2003. – 702 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство : Питер, 2012. – 720 с.
20. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. ‒ 14‒ е изд. – Ростов ‒ на ‒ Дону: Феникс, 2015. ‒ 671 с.
21. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.