Правовое регулирование нормотворческой деятельности органов государственного управления
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое регулирование нормотворческой деятельности органов государственного управления»
по дисциплине: «Управление органами внутренних дел»
2021
45.00 BYN
Правовое регулирование нормотворческой деятельности органов государственного управления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Управление органами внутренних дел
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
Введение
Глава 1. Понятие и содержание нормотворческой деятельности органов государственного управления
Глава 2. Нормативные и локальные акты, издаваемые органами государственного управления
Глава 3. Система правовых актов, регулирующих нормотворческую деятельность органов государственного управления и порядок ее осуществления
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях нормотворчество в Республике Беларусь осуществляется не только законодательными органами, но и многочисленными субъектами исполнительной ветви власти. Нормотворческие функции в соответствии со своей компетенцией реализуют органы государственного управления –министерства, комитеты. При этом они не только участвуют в законодательном процессе при подготовке и прохождении процедуры согласования проектов законов, нормативных актов Президента и формируемого им Правительства Республики Беларусь, но и принимают различные по юридической силе и сфере действия нормы права. Отсутствие комплексной работы, посвященной перечисленным проблемам в сфере нормотворческой деятельности органов государственного управления, определило необходимость проведения данного курсового исследования.
Объектом исследования является нормотворческая деятельность.
Предмет исследования – нормотворческий процесс в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Конституцией – Основным Законом Республики Беларусь (далее – Конституция) – установлена система государственных органов (должностных лиц), уполномоченных принимать нормативные правовые акты (далее – нормотворческие органы), на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, в сфере нормотворчества определены основные полномочия Президента Республики Беларусь, Парламента, Правительства, судебных, надзорных и контролирующих органов, органов местного управления и самоуправления, закреплен общий механизм подготовки законопроектов и принятия правовых актов, предусмотрены необходимые инструменты сдержек и противовесов в нормотворческой деятельности [13]. За каждым из указанных органов конституционно определены общие и исключительные полномочия в сфере нормотворческого процесса.
Чаще всего под «органами государственного управления» понимаются органы исполнительно власти. В соответствии с законодательством Республики Беларусь к органам исполнительной власти относят Правительство – центральный орган государственного управления, подведомственные ему органы: министерства, государственные комитеты, иные организации, находящиеся в подчинении Правительства, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, местные администрации).
В научной литературе авторами высказываются различные точки зрения относительно включения в систему исполнительной власти Национального банка, Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратуры. Надо иметь в виду, что указанные органы, особенно Национальный банк и Комитет государственного контроля (КГК), хотя и не подчинены Совету Министров, однако находятся в более тесной правовой, организационной и партнерской связи с Правительством.
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Играя активную роль в реализации актов законодательства более высокого юридического уровня, осуществляя собственную нормотворческую деятельность, органы исполнительной власти путем издания нормативных актов в пределах своих компетенций формируют национальную правовую систему, оказывают влияние на обеспечение правового порядка. Особенно важное место занимают нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. От своевременного их принятия зависят быстрота и качество воздействия на сферы жизнедеятельности, особенно это важно в период острой конкуренции между государствами. В связи с этим необходимость глубокого совершенствования нормотворчества республиканских органов исполнительной власти возрастает. Надо признать, что наличие большого количества республиканских органов исполнительной власти (министерств и государственных комитетов), обилие издаваемых ими нормативных актов различной формы обусловливает необходимость постоянного анализа процесса нормотворчества и правоприменения.
Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров. Обратим внимание, что по отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров (без рассмотрения на заседаниях). Вместе с тем не ясно, как определяется, что вопрос не требует обсуждения. Правильно было бы, когда есть возражения (особое мнение) кого-либо из членов Президиума, знакомить с ними всех членов Президиума, включая и тех, кто уже высказался за принятие постановления Президиума.
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ НОРМОТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Совокупность актов законодательства, посвященного нормотворческому процессу органов исполнительной власти, включает Конституцию Республики Беларусь, Закон о НПА, Закон о Совете Министров, акты главы государства (декреты и указы), постановления Правительства. Названные акты регулируют нормотворческую деятельность органов исполнительной власти, закрепляя материальные и процессуальные нормы права для органов исполнительной власти. Материальные нормы правовых актов фиксируют права и обязанности, возникающие в связи с подготовкой, внесением изменений или отменой нормативных правовых актов, а процессуальные нормы права решают процедурные вопросы на каждой стадии нормотворческого процесса.
Конституция Республики Беларусь решает ключевые вопросы относительно формы актов, их субординации и, конечно, полномочий органов по изданию актов законодательства. В Конституции используются такие понятия, как закон, декрет, указ, акты законодательства. В ней более 130 раз упоминается закон, около 20 раз – декреты, примерно столько же указы, термин «законодательство» называется в Конституции немногим более 20 раз, слово «решение» – около 50 раз. Один раз используется понятие «правовые акты», около 20 раз – «акты» и «нормативные акты». Таким образом, уже из текста следует определенное терминологическое многообразие, которое реализуется в актах текущего законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания курсовой работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.
1) Нормотворчество – процесс создания, изменения или отмены подзаконных нормативных правовых актов – указов Президента, постановлений Правительства, актов органов исполнительной власти.
2) Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле под указанной деятельностью необходимо понимать разработку и принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности; разработку проектов президентских и правительственных актов; законопроектную деятельность и порядок участия органов исполнительной власти в деятельности Национального собрания Республики Беларусь. В узком же смысле нормотворческую деятельность можно трактовать исключительно как подготовку и принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов, отнесенных к их ведению (компетенции).
3) Недостатком современного правового регулирование является отсутствие определения термина «компетенция органов государственного управления».
1. Арзамасов, Ю.Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации: автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Ю.Г. Арзамасов. – М., 2004. – 44 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб., 2000. – 1534 с.
3. Василевич, С.Г. О государственном управлении: понятие, цели, критерии эффективности / С.Г. Василевич // Проблемы управления. – 2014. – № 4. – С. 147-151.
4. Василевич, Г.А. К вопросу о совершенствовании проекта закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» / Г.А. Василевич // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: теория и практика: сб. науч. ст. – Витебск, 2017. – 327 с.
5. Ведомственное нормотворчество: теория и практика применения: монография / под ред. М.А. Лапиной, В.А. Баранова. – М., 2014. – 240 с.
6. Вопросы Министерства культуры [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 янв. 2017 г., № 40 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 25.02.2021 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019-2021 годы [Электронный ресурс] : заключено 19 дек. 2018 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. Глебова, Н.А. Ведомственное нормотворчество [Электронный ресурс] / Н.А. Глебова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7vedomstvennoe- normotvorchestvo.
9. Инструкция о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 23 сент. 2006 г., № 1244 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 16.12.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. Инструкция о порядке проведения правового мониторинга [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 30 янв. 2019 г., № 65 // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Инструкция по прогнозированию последствий принятия (издания) нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 25 янв. 2019 г., № 54 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 16.12.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Ковачев, Д.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа / Д.А. Ковачев // Правоведение. – 1985. – № 4. – С. 41-45.
13. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
14. Москалъкова, Т.Н. Нормотворчество: науч.-практ. пособие / Т.Н. Москалькова, В.В. Черников. – М., 2014. – 384 с.
15. Никифоров, М.В. Субъекты административного нормотворчества: мнография / М.В. Никифиров // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
16. Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 27 февр. 1991 г., № 651-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.11.1991 г. [утратил силу] // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Об энергосбережении [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2015 г., № 239-З // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. О гидрометеорологической деятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 93-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2018 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. О делегировании Министерству антимонопольного регулирования и торговли и Министерству энергетики полномочий на принятие отдельных нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 февр. 2015 г., № 89 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 12.01.2017 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 124-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 4 дек. 2007 г., № 611 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 05.11.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 февр. 2012 г., № 3 : в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 21.05.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. О нормативных правовых актах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З : в ред. закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. [утратил силу] // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
27. О совершенствовании нормотворческой деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 10 июля 2019 г., № 265 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 17.11.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. О сотрудничестве с международными организациями и межгосударственными образованиями [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 нояб. 2017 г., № 877 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 19.11.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. О специальной подготовке на должность судьи Хозяйственного суда Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 10 авг. 2007 г., № 51/11 : в ред. постановления Министерства юстиции Респ. Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь от 28.12.2012 г. [утратило силу] // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
30. Положение о Министре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 21 нояб. 2001 г., № 692 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 10.07.2019 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
31. Положение о порядке подготовки и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь проектов правовых актов [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 11 нояб. 2020 г., № 415 // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
32. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / И.В. Котелевская, Ю.А. Тихомиров. – М., 1999. – 381 с.
33. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М. Сырых. – М., 2012. – 704 с.
34. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / под ред. П.Е. Недбайло, В.М. Горшенева. – М., 1976. – 280 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты