Особенности проявления зависти и уровня субъективного контроля у подростков
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности проявления зависти и уровня субъективного контроля у подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности проявления зависти и уровня субъективного контроля у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровень субъективного контроля (УСК) ДЖ. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие субъективный контроль
1.2 Характеристика чувства зависти
1.3 Психологические особенности подросткового возраста
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Ответственность является одной из важнейших характеристик личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой.
Ответственность или безответственность человека всегда имеет разные стороны, и данными качествами обладают практически все. К незрелой личности можно отнести и выпускника старшей школы. Как определяют многие ученые на формирование зрелой личности влияет не только его окружение, воспитание, но и уровень субъективного контроля.
Уровень субъективного контроля – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Представления человека о том, от кого зависят значимые для него события выявляются специальными тестами-опросниками по определению локуса контроля. Это понятие предложено американским психологом Дж. Роттером.
Люди с интернальным локусом контроля считают, что удачи или неудачи зависят только от их собственных действий и способностей. Люди с экстернальным локусом контроля полагаются на судьбу, счастливый случай, влиятельное окружение.
Проблема возникновения, формирования и проявления чувства зависти является малоизученной в социальной психологии, психологии личности и педагогической психологии. Особый интерес оно представляет для специалистов в области психологии развития, поскольку может быть оценено как важный социально-психологический феномен, существенным образом влияющий на поведение и социализацию личности в группе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие субъективный контроль
Уровень субъективного контроля можно отнести к одной из важнейших характеристик самосознания, которая определяет характеристики поведенческих реакций в широком спектре социальных взаимодействий и проявляется как чувство ответственности, уровень активности и степени воздействия на обстоятельства жизни.
Локус контроля – понятие, которое отражает склонность человека связывать причины событий с внешними или внутренними факторами [11].
Есть два крайних типа локализации локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что события зависят в основном от его компетентности, решимости и способностей и определяются его собственными действиями и усилиями. Во втором случае человек считает, что его успех и неудача во многом определяются действием внешних обстоятельств, успехом, совпадением и действиями других людей.
Концепция локуса контроля является следствием теории социального научения Дж. Роттера. По его мнению, интернальность и экстернальность – достаточно устойчивые черты личности, складывающиеся в процессе их социализации [4, с. 152]. Ключевым элементом теории социального научения является надежда человека на то, что его поведение приведет к желаемой награде. Проблема управления поведением изучается с разных сторон в философии, социологии и психологии с учетом способности и способности человека управлять своим поведением (конформизм, отчуждение, самоопределение, самоактуализация, аномия и т.д.).
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методы исследования
Целью данной работы является изучение особенностей проявления зависти и уровня субъективного контроля у подростков.
Исследование проводилось в ГУО.
Выборка исследования; в исследовании принимали участие 60 подростков. Из них 30 юношей и 30 девушек.
Для проведения эмпирического исследования, использовались следующие диагностические методики:
– «Методика исследования завистливости личности» Т.В. Бесковой
–Опросник уровня субъективного контроля (УСК)
1. Опросник уровня субъективного контроля (УСК)
Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень субъективного контроля можно отнести к одной из важнейших характеристик самосознания, которая определяет характеристики поведенческих реакций в широком спектре социальных взаимодействий и проявляется как чувство ответственности, уровень активности и степени воздействия на обстоятельства жизни. Локус контроля – понятие, которое отражает склонность человека связывать причины событий с внешними или внутренними факторами.
Есть два крайних типа локализации локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что события зависят в основном от его компетентности, решимости и способностей и определяются его собственными действиями и усилиями. Во втором случае человек считает, что его успех и неудача во многом определяются действием внешних обстоятельств, успехом, совпадением и действиями других людей.
Зависть – это одно из неприятных ощущений человека, вызванное раздражением и неудовлетворенностью успехом и благополучием других людей. Зависть – это прежде всего постоянное сравнение с другим человеком.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в процессе воспитания. Чаще всего это состояние связывают с половым созреванием. В периоды активного роста и изменения организма подростки могут испытывать чувство тревоги, депрессии или повышенной возбудимости. Этот период часто приводит к болезненным переживаниям подростка, что связано с тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от уровня большинства сверстников. Следствием такого негативного опыта может стать низкая самооценка.
1. Абульханова-Славская К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К.А. Абульханова-Славская // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. – М., 1997. – С. 56-75.
2. Архангельская Л. Зависть: путь к победе или поражению? / Л. Архангельская. – М.: Феникс, 2011. – 140 с.
3. Бажин Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М. Эткинд. – М.: Смысл, 1993. – 15 с.
4. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психол. журн. – 1984. – №3. – с.152-162.
5. Божович, Л.И. Подростковый возраст / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва : Академия, 2001. – с. 219.
6. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. – 666 с.
7. Быков С. В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах / С. В. Быков // Психологический журнал. – 2004. – № 3. – с.34-43.
8. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 9-19
9. Востокова Н. Ярмарка невест или Колыбельная зависти / Н. Востокова. – М.: Давид, 2011. – 208 с.
10. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика 1984. – 132с.
11. Елисеев, О.П. Локус контроля / О.П. Елисеев // Практикум по психологии личности. – СПб., 2003. – С.413-417.
12. Ельин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
13. Кляйн М. Ненависть, зависть, любовь, сочувствие / М. Кляйн. – М.: Астер-Х, 2012. – 116 с.
14. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев . – Питер, 1983. – 132 c.
15. Стецишин, Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08. / Р.И. Стецишин. – Краснодар, 2008. – 25 с.
16. Шек Г. Зависть / Г. Шек (перевод с немецк. В. Кошкин). – Иркутск.: ИРИСЭН, 2010. – 544 с.
17. Шипова Л. В. Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности / Л. В. Шипова, О. В. Кухарчук // Теория и практика общественного развития – 2015. – № 19. – С. 243 - 245.
18. Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов – М., 1997. – 193 с.
19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – 16 с.
20. Эпштейн Д. Зависть / Д. Эпштейн (перевод с англ. О. Сергеева). – М.: АСТ, 2009. – 192 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровень субъективного контроля (УСК) ДЖ. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты