Психологические особенности лиц совершающих уголовные преступления
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности лиц совершающих уголовные преступления»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности лиц совершающих уголовные преступления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1. Проблема изучения лиц совершающих уголовные преступления в психологической науке
1.1 Особенности семейного развития и характера лиц, совершающих уголовные преступления
1.2 Специфика «Я-концепции» у людей, совершающих уголовные преступления
1.3 Специфика психических свойств и состояний у преступников
2. Методы исследования психологических особенностей у лиц совершающих уголовные преступления
2.1 Методы исследования индивидуально-типологических и характерологических особенностей лиц, совершающих уголовные преступления
2.2 Методы исследования, позволяющие выявить психические свойства и состояния лиц, совершающих уголовные преступления
2.3 Методы исследования Я-концепции лиц, совершающих уголовные преступления
2.4 Методы исследования мотивационной и ценностно-смысловой сферы лиц, совершающих уголовные преступления
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время негативные тенденции общественного развития, нестабильность социально-экономической ситуации в обществе вызывают значительный рост асоциальных проявлений. В связи с этим научный интерес сосредоточен на выявлении социальных процессов и явлений, порождающих преступность, на углубленном изучении их личности и субъективных причин совершения уголовных преступлений. Комплексное исследование психологических особенностей лиц, совершающих уголовные преступления, послужит основой для разработки предупредительных мер.
Для принятия коррекционных мер в отношении того или иного преступника (в целях удаления его с преступного пути) нужно, во-первых, знать, что именно в его личности послужило корнем его преступления и каким изменениям должны подвергнуться эти элементы его личности, а во-вторых, – какого рода психологическому воздействию должен он подвергнуться для того, чтобы было достигнуто то именно изменение его личности, которое необходимо в общественных интересах. Для решения этих вопросов необходимо выяснить, к какой разновидности психологического типа принадлежит данный субъект, и иметь ряд общих сведений о присущих представителям этой разновидности криминогенных особенностях и о целесообразных способах воздействия на них. Знание уровня, динамики, состояния и структуры преступного поведения позволяет разработать и осуществить четкие специально направленные криминологические мероприятия с целью улучшения криминологической обстановки.
Проблема преступности получила освещение в трудах Ю.М. Антоняна, А.А. Габиани, М.Н. Голоднюк, В.Н. Зырянова, И.В. Корзуна, В.А. Серебряковой, Е.В. Середы и др. При этом почти все исследователи подчеркивали особую значимость социальных условий жизнедеятельности на совершение уголовных преступлений. Изучение преступного поведения как социального явления занимались В.Н.Кудрявцев, В.С. Собкин и др. В соответствии с теориями, в основе которых лежат социальные факторы преступного поведения, существенными причинами являются деформации нравственного и правового сознания отдельных субъектов, что связано с противоречивостью положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения, с другой, из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью. Также причиной деформации нравственного и правового сознания является устойчивая сила стереотипов противоправного и безнравственного мышления и поведения отдельных индивидов.
1. Проблема изучения лиц совершающих уголовные преступления в психологической науке
1.1 Особенности семейного развития и характера лиц, совершающих уголовные преступления
Семейное воспитание является одним из важнейших факторов нравственного формирования личности. В этой связи представляет научный интерес изучение особенностей семейного развития лиц, совершающих уголовные преступления. По мнению А.Г. Ковалева основные причины преступности в большинстве случаев кроются в семье. Причем семья сейчас переживает выраженные трудности. Отмечается тенденция к возрастанию количества неблагополучных семей, деформация моральных ценностей и ориентации, увеличение бездуховности, снижение педагогического и воспитательного потенциала в подготовке молодого поколения к жизни в семье. При этом снижается ответственность родителей за условия воспитания детей, при этом недостаточно реализуется психолого-педагогическая подготовка к осуществлению воспитания молодого поколения. Выраженный духовный потенциал, который накоплен человечеством, не может реализоваться на практике в условиях семейного воспитания [1, с.51].
Психологическими условиями и детерминантами совершения уголовных преступлений выступает отчуждение человека в семье. Установлено, что большая часть преступников находится на некоторой социально-психологической дистанции вдали от общества и у них не сформированы нравственно-правовые ценности. Эти люди отчуждены как от общества, так и от отдельных групп (в частности от семьи, от трудового коллектива, и от друзей и т.д.). Потому что существенно ослабли связи с ними. Если рассматривать в психологическом плане отчуждение, то оно представляет собой уход человека от способов межличностного взаимодействия, которое имеет выраженные психологические и социальные последствия, особенно в проявлении криминогенного поведения.
О.Н. Нешитой были описаны разные аспекты отчуждения личности, которые имеют значение для понимания определенных социально-психологических причин совершения преступного поведения [2, с. 245]:
1) отчуждение препятствует усвоению социальных норм, которые регулируют поведение личности в обществе. Нормы, которые не усвоены личностью, не могут стать составной частью в структуре ее внутреннего мира, а представляют собой «чужие», причем не обязательные для исполнения. Многие лица, которые совершают уголовные преступления, не понимают, из-за чего их осудили, хотя они понимают, какой закон они нарушили. При этом резко уменьшается степень воспитательного воздействия наказания;
2. Методы исследования психологических особенностей у лиц совершающих уголовные преступления
2.1 Методы исследования индивидуально-типологических и характерологических особенностей лиц, совершающих уголовные преступления
Существует большое разнообразие методов исследования индивидуально-типологических и характерологических особенностей лиц, совершающих уголовные преступления. При проведении судебной психологической диагностики с этой целью наибольшее распространение получили следующие методы исследования:
1. Метод проведения наблюдения, который позволяет анализировать поведение человека, совершившего уголовное преступление, в для него естественных непосредственных условиях деятельности в ходе общения, а также выполнения некоторой деятельности. Данный метод может быть пригоден для психолога в качестве дополнительного и может проводиться в рамках комплексной экспертизы и исследования индивидуально-типологических и характерологических особенностей. С целью установления и подтверждения наличия фактов данные наблюдения дополняются мнением родных, близких, сослуживцев, проживающих рядом людей, а также описаниями и характеристиками с того места учебы или производственной деятельности (в этом случае анализируются характеристики наблюдаемого близкого окружения). Метод наблюдения состоит в поэтапном и структурированном восприятии лица, совершившего уголовное преступление, анализа его конкретной деятельности. При этом перед этим наблюдением как средства судебно-психологического экспертного изучения поставлено множество требований: в частности, наблюдение должно соответствовать критерию объективности, быть однозначным по своему замысла, при этом оно допускать должно возможность реализации контроля. При этом наблюдение бывает постоянным, а также временным, может быть сплошным, а также выборочным. Широкие возможности и результаты предоставляет наблюдение в реализации его в естественных для подэкспертного условиях, с отсутствием вмешательства в деятельность эксперта в определенное наблюдаемое протекание хода событий. При этом метод реализации наблюдения может иметь и определенные недостатки: в частности, наблюдатель может быть в пассивном нахождении в этой ситуации, ему нужно ждать случая, когда может появиться интересное для него явление или анализируемое состояние. Этот метод не может даже предоставить определенной возможности для проведения количественной обработки полученных в его ходе результатов; также с его помощью сложно бывает установить конкретные причины для появления того или иного изучаемого психического явления, или же определенного процесса, а также наблюдаемого состояния [19, с. 69].
Заключение
В соответствии с целью и задачами исследования был проведен обзор современных исследований по проблеме семейного развития и характера лиц, совершающих уголовные преступления. Психологической предпосылкой преступного поведения выступает отчуждение личности в семье. Криминогенная направленность семьи, а также воспитание в атмосфере насилия и родительского непринятия приводят к формированию деформированных и ложных нравственных и правовых установок. Негативное влияние семейного воспитания проявляется в пропаганде асоциального образа жизни семьи на человека: в такой семье родители употребляли наркотические вещества, довольно часто злоупотребляют спиртными напитками. Эти личности могут вовлекать членов семьи и детей в группы преступной направленности. Помимо этого, родители, которые увлекаются своей беззаботной жизнью, могут переставать уделять повышенное внимание своим детям, обеспечивать их базовые потребности, и потом дети вырастая, в дальнейшим в поисках принятия и понимания вступают в асоциальные группы либо среди сверстников либо более старших лиц, которые имеют криминальную направленность. Это является криминогенным фактором для совершения в дальнейшем уголовных преступлений. Описанные криминогенные условия семейного воспитания накладывают определенный отпечаток на формирование характерологических особенностей лиц, которые впоследствии совершают уголовные преступления. Наиболее значимое отличие особенностей личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан, заключается в том, что у преступников многие составляющие черты характера (особенно те, которые были сформированы под влиянием деструктивных условий семейного воспитания) могут делать личность более восприимчивой к влиянию факторов криминогенной среды.
Была описана общая характеристика Я-концепции у людей совершающих уголовные преступления. Важнейшей особенностью «Я-концепции» у людей, совершающих уголовные преступления, является позитивное самовосприятие себя как субъекта такого деяния. Оно выражается не только в самооправдании, но и в приписывании себе положительных черт, требуемых для такого рода действий.
Описана специфика психических свойств и состояний у лиц, совершающих уголовные преступления. Ключевое значение имеют следующие психические состояния: тревога и тревожное состояние, страх, состояние стресса, фрустрация, разные виды опьянения, состояние аффекта. Испытываемое состояние тревоги, фрустрации, аффекта часто учитывают при разбирательстве ряда уголовных дел. Это состояние тревоги учитывают в уголовном судопроизводстве при анализе психического состояния обвиняемого в качестве обстоятельства, которое может смягчить наказание, при расследовании ряда уголовных дел.
1. Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / А.Г. Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 2008. – 136 с.
2. Нешитая, О. Н. К вопросу о влиянии семьи как одной из основных причин преступности несовершеннолетних / О. Н. Нешитая, О. Н. Баженов. // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – Москва : Буки-Веди, 2015. – С. 245-247.
3. Матафонова, Т.Н. Подростковая преступность как проблема современного общества / Т. Н. Матафонова, Л. Н. Золотарева, Е. В. Колесникова [и др.] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 4-6.
4. Ахвердова, О.А. Психология преступной личности // Криминальная психология: теоретические и методологические аспекты науки / О. А. Ахвердова [и др.]. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2009. – С. 58–67.
5. Аминов, И.И. Юридическая психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И. И. Аминов [и др.]. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 109–112.
6. Антонян, Ю. М. Криминология. Избранные лекции. – М. : Логос, 2004. – С. 90–94.
7. Еникеев, М. И. Типология личности преступников / М.И. Еникеев // Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учеб. для вузов. – М. : Норма, 2005. – С. 297–300.
8. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М. : Педагогика,1972. – 412 с.
9. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и вос¬питателей / Л. М. Фридман. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 480 с.
10. Пастушеня, А.Н. Индивидуальная профессиональная концепция специалиста: структурно-функциональная и содержательная характеристика / А.Н. Пастушеня // Психологический журнал (РБ). - 2007. - № 3. – С.38-48.
11. Полянская, В.А. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности в судебно-следственной практике / В.А. Полянская // Сибирский юридический вестник. – 2008. – № 4. – С. 107 – 111.
12. Кадыров, Р.В. Психологические особенности осуждённых, совершивших преступления сексуального характера / Р.В. Кадыров, Е.В. Янкина // Социосфера. – 2010. – № 4. – С. 104–112.
13. Свободный, Ф.К. Диагностика информированности личности о расследуемом событии в процессе судебной психологической экспертизы / Ф.К. Свободный // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2015. – № 13-1. – С. 135 – 137.
14. Сладкова, Н.А. Организация работы психолога в условиях амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы / Н.А. Сладкова // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 3. – С. 123 – 127.
15. Сергеева, О.С. Использование специальных познаний в процессе доказывания по уголовному делу: условия эффективности / О.С. Сергеева // Российский следователь. - 2017.–- № 18. – С. 40 – 44.
16. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2009. – 213 с.
17. Пастушеня, А. Н., Урбанович А. А. Юридическая психология : учеб. пособие. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2015. – С. 62–66.
18. Спасенников Б.А. О признаках симуляции психических расстройств подследственными / Б.А. Спасенников // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2017. – № 3 (39). – С. 65 – 68.
19. Терещенко, А.Г. Диагностика индивидуально-психологических особенностей потерпевших по делам о половых преступлениях в судебно-психологической экспертизе / А.Г. Терещенко, И.С. Бубнова // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 2. – С. 49 – 52.
20. Соколова, О.А. Использование результатов экспертиз и исследований в раскрытии и расследовании преступлений / О.А. Соколова // Российский следователь. – 2015. - № 1. – С. 5 – 10.
21. Детков, А.П. Компетенция судебной психологической экспертизы информированности личности о расследуемом событии и вопросы к эксперту / А.П. Детков, Ф.К. Свободный // Известия Алтайского государственного университета. – 2016. – № 3 (91). – С. 60 – 63.
22. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, – 2000. – 320 с.
23. Соломин, И.Л. Диагностика мотивации / И.Л. Соломин // Психологическая наука и практика. – 2015. - №7. – С.8-10.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты