Введение
Глава 1. Понятие школьной успеваемости
1.1 Виды школьной неуспеваемости
1.2 Виды неуспевающих школьников
1.3 Внешние причины школьной неуспеваемости
1.4 Психологические причины школьной неуспеваемости
Глава 2. Пути преодоления неуспеваемости
2.1 Методы и методология диагностики неуспеваемости
2.2 Результаты исследования причин неуспеваемости школьников
2.3 Рекомендации по результатам исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность. Каждый преподаватель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости. Так что же такое школьная неуспеваемость и каковы ее основные проблемы?
На первый взгляд, проблема одна - ребенок с трудом усваивает программные знания и получает низкие отметки. Это, естественно, волнует и огорчает родителей, учителей и самого ребенка. Однако, если приглядеться пристальнее, неуспеваемость - сложнейшая социально-психологическая ситуация, в которую включен сам ребенок и все его ближайшее окружение. Без должной коррекционной работы эта ситуация неразрешима. Помимо субъектов ситуации неуспеваемости, о которых говорилось выше, в нее включена также сама технология обучения.
Цель: изучить причины отставания школьников в учебе
Объект: школьная неуспеваемость
Предмет: причины отставания школьников в учебе
Задачи:
1. Провести теоретический анализ видов школьной неуспеваемости
2. Определить виды неуспевающих учеников
3. Охарактеризовать внешние причины школьной неуспеваемости
4. Обозначить психологические причины школьной неуспеваемости
5. Провести исследование причин неуспеваемости школьников
Используемые методики:
1) методика «Простые аналогии».
2) методика «10 слов» (А. Лурия).
3) Изучение мотивационной сферы учащихся (В. М. Матюхина)
Выборка исследования: младшие школьники, учащиеся 3-х классов (20 человек, 10 девочек и 10 мальчиков).
Используемые методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников, математическая обработка данных (среднее арифметическое значение).
Глава 1. Понятие школьной успеваемости
1.1 виды школьной неуспеваемости
Школьная неуспеваемость - это процесс, при котором ученик постепенно отстает от своих сверстников и теряет связь с обязательным образованием, что в конечном итоге приводит к тому, что он бросает учебу до окончания учебы. Учащиеся могут начать переход к шаблонам неудач в любое время в течение своего школьного обучения, но неуспех учебы более вероятен на переходных этапах, например, при переходе из начальной в среднюю школу или после перехода семьи в новую школьную систему. Плохие оценки обычно являются симптомами эмоциональных, поведенческих проблем или проблем с обучением.
Неудача в школе может произойти из-за эмоциональных проблем, проблем с психическим здоровьем, нарушений обучения и неспособности соответствовать стандартам, установленным школой. Хотя те, кто испытывает школьные неудачи, могут думать, что это связано с интеллектом, есть много факторов, которые приводят к неудачам в школе, и это, как правило, не так. Многие школьные неудачи случаются среди учащихся, которые обладают способностями и интеллектом для достижения успеха, но не могут или не хотят применять эти способности в школьной обстановке.
Один из симптомов школьной неуспеваемости, который легко заметить на ранней стадии, - это снижение успеваемости учащегося. Родители или опекуны также могут осознавать, что их ребенок прогрессирует в учебе в разном темпе, пока вместе выполняют домашнее задание, тогда они могут заметить, что их ребенок не понимает информацию, изложенную в классе. При диагностике школьной неуспеваемости учителям очень важно сотрудничать в наблюдении за школьниками.
Среди разнообразных направлений, концепций и теорий причин неуспеваемости и возможных путей её преодоления можно выделить следующие основные подходы: биосоциологический, психологический, педагогический, комплексный (клинико-физиологический и психолого-педагогический).
Глава 2. Пути преодоления неуспеваемости
2.1 Методы и методология диагностики неуспеваемости
Теоретический анализ и обобщение литературных источников, отражающих проблему, позволил дать теоретическое обоснование выдвинутого положения и помог в объяснении результатов эмпирических исследований.
Анализ научно-методической литературы позволил оценить состояние изученности интересующего вопроса, определить методологическую основу исследования, установить предположение, направленное на решение поставленной проблемы.
Одним из основных принципов подбора психодиагностических методик является соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности.
Целью нашего исследования является изучение причин отставания школьников в учебе
Объект: школьная неуспеваемость
Предмет: причины отставания школьников в учебе
Используемые методики:
1) методика «Простые аналогии» [18].
Методика направлена па выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Иногда указывается, что она может применяться с подросткового возраста — от 10 лег, но при нормативном развитии ее можно применять и в младшем школьном возрасте1.
Стимульный материал методики представляет собой бланк, состоящий из двух колонок текста, на котором слева располагаются пары слов — образцы, но аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Справа вверху указано слово искомой пары, задача — выделить одно из пяти представленных ниже слов
2) методика «10 слов» (А.Лурия) [18].
Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Заключение
Таким образом, неуспеваемость - это сложнейшая социально-психологическая ситуация, в которую включены сам ребенок и все его ближайшее окружение. Без должной коррекционной работы эта ситуация неразрешима.
Анализ литературы позволяет говорить о том, что исследователи рассматривают причины неуспеваемости как единый комплекс дидактических, психологических и физиологических аспектов. Неуспеваемость - это не только низкий уровень знаний отстающего ученика, который не соответствует требованиям общества, ни требованиям времени, это к тому же и проблемы поведенческого плана. Безусловно, неуспевающий школьник переживает свое отставание в учебе от сверстников, и это сказывается на его уверенности в собственных возможностях, ребенок становится уязвимым и ранимым. Порой это провоцирует агрессию, с помощью которой ученик пытается проявить себя как личность и добивается якобы успехов конфликтным поведением.
Можно выделить типы неуспевающих по критерию главной причины неуспеваемости: неуспевающие, у которых отсутствуют действенные мотивы учения; школьники со слабыми способностями к учению; не умеющие учиться.
В педагогической науке есть тенденция разделять причины школьной неуспеваемости на внешние, обусловленные воздействием на ученика окружающей среды, и внутренние (психологические), обусловленные особенностями развития индивида. С тех пор в педагогических исследованиях нашло отражение много подходов к изучению сложной проблемы неуспеваемости, но все они группируются вокруг двух основных аспектов: как учитель учит, и как ученик учится.
1 Акимов, А. И. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема / А.И. Акимов // Педагогический журнал Башкортостана. – 2006. - №4. – С. 145-157
2 Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. - М. : Педагогика, 2006. - 243 с.
3 Меретукова, З.К. Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования / З.К. Меретукова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – №1. – С.15-19
3 Пидкасистый, П.И.Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006. – 604 с.
4 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527 с.
5 Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: Просвещение, 2004. – 448 c.
6 Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю. К. Бабанский. -М. : Академия, 2012. - 290 с.
7 Славина, Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л. С. Славина. - М. : Академия, 2008. - 367 с.
8 Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость у школьников / Н. И. Мурачковский. - Минск, 2003. - 164 с.
9 Майорова, Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. -СПб.: Знание, 2003. – 241 c.
10 Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. - 656 с.
11 Тончева, А. В. Причины неуспеваемости современных школьников / А. В. Тончева // Вестник Чувашского университета. – 2012. - №2. – С.49-57
12 Тончева, А.В. Причины неуспеваемости в школе // Профессиональная педагогика: новые вызовы и перспективы развития: сб. науч. тр. М.; Чебоксары: АПСН, 2011. - № 7. - С. 99-103.
13 Тараканова, Е.В. Проблема школьной неуспеваемости и дифференциации обучения / Е.В. Тараканова // Система ценностей современного общества. – 2014. - №1. – С. 87-94
14 Овчарова, Р.В. Практическая психология в школе. - М. ТЦ «Сфера», 2001.
15 Блонский, П.П. Школьная неуспеваемость. - М., 1991. – 272 с.
16 Гильбух, Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М., 1989.
17 Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 2003. – 197 с.
18 Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону: «Феникс», 2003. – 704 с.
19 Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.