Неформальные объединения подростков как фактор социализации
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Неформальные объединения подростков как фактор социализации»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Неформальные объединения подростков как фактор социализации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Средняя школа №215, УО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Оценка отношений подростков с группой».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
1.1 Сущность процесса социализации в подростковом возрасте
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста
1.3 Социализация подростков в процессе их вступления в неформальные объединения
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
2.1 Социально-педагогическая диагностика особенностей социализации подростков при их вступлении в антисоциальную неформальную группу
2.2 Анализ деятельности СППС службы УО «Средняя школа №215 г. Минска»
2.3 Методические рекомендации специалистам СППС службы, классным руководителям, родителям
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время возрос интерес к неформальным молодежным объединениям. Об этом говорят все, иногда в газетах можно прочитать радикально противоположные мнения по этому поводу. Тема «неформальность» всегда была актуальной. Неформальные объединения – это целая система, очень своеобразное социальное образование.
Сегодня необходимо усилить влияние формальных и неформальных институтов на молодое поколение. И если формальные институты социализации могут подлежать стандартизации, то неформальные институты менее подвержены социальному контролю, но они оказывают значительное влияние на развитие общества.
Неформальные молодежные объединения – закономерное явление современной общественной жизни, представленное социальными группами досугового характера, появление которых обусловлено социально-историческими, культурными, психологическими, педагогическими причинами, важнейшая из которых – отсутствие в постиндустриальном обществе оптимальных условий для социализации личности со слабыми адаптивными ресурсами.
Цель исследования – изучить неформальные объединения подростков как фактор социализации.
Объект исследования – процесс социализации подростков.
Предмет исследования – процесс профилактики вступления подростков в антисоциальные неформальные объединения.
Задачи:
1. Проанализировать сущность процесса социализации в подростковом возрасте
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста
3. Рассмотреть социализации подростков в процессе их вступления в неформальные объединения.
4. Провести социально-педагогическую диагностику особенностей социализации подростков при их вступлении в антисоциальную неформальную группу.
5. Проанализировать деятельность СППС службы УО «Средняя школа №215 г. Минска».
6. Разработать методические рекомендации специалистам СППС службы, классным руководителям, родителям.
Гипотеза: процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.
База исследования: ГУО «Средняя школа №215 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 подростков.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент (методика оценки отношения подростков к неформальной группе, определения уровня агрессии подростка к социуму), методы анализа и обработки педагогической и психологической информации.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на разделы), заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
1.1 Сущность процесса социализации в подростковом возрасте
В современной литературе существует несколько подходов к определению понятия социализации. С позиций субъект–объектного подхода социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В процессе социализации человек занимает пассивную позицию. У истоков этого подхода стояли Э. Дюркгейм Т. Парсонс.
Представители субъект–субъектного подхода указывают на активную позицию человека в процесс социализации, который не только адаптируется к социуму, но и оказывает влияние на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Среди основоположников этого подхода можно назвать Ч. Кули и Дж. Г. Мида. С позиций субъект–субъектного подхода социализация можно определяется как развитие и самоизменение индивида в процессе усвоения и воспроизводства культуры, осуществляемое во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [5, с. 94].
В рамках комплексного подхода (Р.М. Шамионов) социализация личности рассматривается в качестве многофункционального и многоуровнего процесса. В работе Р.М. Шамионова предлагается процессуальная модель социализация личности, которая описывает этот процесса на нескольких уровнях: на уровне взаимообусловленных детерминаций внешних (норм, традиций, условий реальной жизни, ожиданий), на уровне внутренних (свойств, характеристик, моделей поведения личности) инстанций, а также на уровне самоактуализации, личностной зрелости и удовлетворенности [28, с. 82].
Ряд современных исследователей (В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов) сущность социализации раскрывают через ее процессы – адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию. Их единство направлено на обеспечение оптимального развития личности на протяжении жизненного пути во взаимодействии с внешней средой. Сущность социализации заключается в том, что в процессе ее индивид становится членом социума, к которому он принадлежит [18, с. 16].
Социализация предполагает процесс включения индивида в социальную практику, приобретения социальных свойств и качеств, усвоения общественного опыта и реализации своей сущности путем выполнения конкретной роли в практической деятельности. В процессе социализации личность приобретает социальный опыт, расширяет среду общения и деятельности, развивает процесс саморегуляции, осуществляет становление самосознания и активной жизненной позиции. Как отмечают А.Д. Лопуха и В.А. Чебатарев, доминирующая роль для социализации личности принадлежит общественному воспитанию. В качестве институтов социализации традиционно принято рассматривать семью, образовательные и воспитательные учреждения, коллективы [11, с. 82].
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
2.1 Социально-педагогическая диагностика особенностей социализации подростков при их вступлении в антисоциальную неформальную группу
Опытно-экспериментальная работа проводилась среди подростков в возрасте 12-17 лет.
База исследования: ГУО «Средняя школа №215 г. Минска».
Для исследования особенностей социализации подростков в неформальных группах были поставлены следующие задачи:
1. подбор комплекса методик, необходимых для определения исходного уровня социализации подростков в неформальной группе;
2. разработка программы, способствующей повышению уровня социализации подростков в группе;
3. анализ и интерпретация полученных результатов.
Для достижения цели констатирующего эксперимента мы разработали диагностический комплекс, включающий в себя:
1. Анкету «Оценка отношений подростков с группой» (Приложение А);
2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) (Приложение Б).
Для выявления особенностей взаимодействия личности подростка с неформальной группой была составлена анкета «Оценка отношения подростка к неформальной группе». Дадим характеристику данной методике.
Предлагаемый метод позволяет выделить три возможных «типа» восприятия, осуществляемого индивидом в группе. В этом случае роль группы в индивидуальной работе выступает индикатором типа восприятия.
Тип 1. Индивид воспринимает группу как препятствие для своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет самостоятельной ценности для личности, что проявляется в отказе от совместных форм деятельности, предпочтении индивидуальной работы и ограничении контактов. Такой тип восприятия индивида в группе можно охарактеризовать как «индивидуалистический».
Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению определенных индивидуальных целей. В этом случае группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для личности. Предпочтение отдается более компетентным членам команды, способным оказать помощь, решить сложную проблему или послужить источником необходимой информации. Такой тип индивидуального восприятия в группе можно охарактеризовать как «прагматический».
Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. Актуальными становятся проблемы группы и отдельных ее участников, заинтересованность в успехе каждого члена группы и всей группы, желание внести свой вклад в деятельность группы. Формы коллективной работы обязательны. Этот тип группового индивидуального восприятия можно назвать «коллективистским».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст является крайне сложным и противоречивым периодом в жизни человека. Для подростка, наряду с физиологическими изменениями, характерны изменения в социальной ситуации развития. Стоит отметить, что становление социальной позиции подростка – сложный процесс, который требует пристального внимания, т.к. несформированность социальных позиций может привести к общей несоциализированности подростка и возникновению ряда педагогических проблем.
Учащийся в старших классах находится на границе подросткового возраста и юношеского возраста. Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии личности подростка и межличностных отношений. Важнейшее психологическое образование старшего школьного возраста – это становление самосознания и устойчивого образа «Я». Положение старшего подростка характеризуется противоречивостью, изменением структуры его социальных ролей, а также самооценки и уровня притязаний. В старших классах «Я» еще достаточно неопределенно, расплывчато, диффузно. Старших подростков, в силу возрастных особенностей, часто относят к группе риска.
Теоретические положения отечественных и зарубежных исследователей позволяют говорить о том, что неформальные молодежные объединения представляют собой не только попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, особенно, в период адаптации к меняющимся социально-культурным условиям жизни, но и являются достаточно мощной силой, которая может способствовать или препятствовать развитию общества и государства. В связи с этим, знание личностных особенностей, мотивов, ценностей молодых людей, а также вовремя организованная и скоординированная социально-педагогическая работа, помогут успешно регулировать процесс социализации детей, корректировать и ограничивать взаимодействие ребенка с неформальными молодёжными объединениями, осуществить профилактику отклоняющегося поведения.
Опытно-экспериментальная работа проводилась среди подростков в возрасте 12-17 лет. Для достижения цели констатирующего эксперимента мы разработали диагностический комплекс, включающий в себя: Анкету «Оценка отношений подростков с группой» и Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Большинство молодых людей в неформальной группе имеют прагматическую и индивидуалистическую ориентацию. Членство в группе рассматривается как средство достижения индивидуальных целей.
Чтобы выяснить, насколько неформалы агрессивно настроены и понять подростков и их проблемы, был проведен тест на выявление агрессивности. По результатам можно сделать вывод, что более половины испытуемых агрессивны по отношению к обществу. Они чрезмерно агрессивны, но часто неуравновешенны и жестоки по отношению к другим. Они надеются добраться до управленческих «верхов», полагаясь на свои методы, добиться успеха и пожертвовать интересами других. Поэтому их не удивляет неприязнь своих сверстников, но они стараются их за это наказывать. Средний уровень был обнаружен у 35% подростков. Умеренно агрессивные личности довольно успешно идут по жизни, потому что у них достаточно здоровых амбиций и уверенности в себе. Низкий уровень агрессии обнаружен только у 12,5% подростков. Они чрезмерно миролюбивые, потому что не уверены в своих силах и способностях. Это не значит, что человек сгибается как травинка при каждом ветерке. И все же больше решительности не помешает.
1. Абрамов Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамов. – М.: Педагогика, 2001. – 367 с.
2. Альтернативная субкультура: Энциклопедия / Сост. Д. Десятерик. – Екатеринбург, 2005. – 784 с.
3. Ананьев, Б.Г. О психологических эффектах социализации / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. – Вып. IX.–Л. , 2001. – С . 46 – 85.
4. Бачаев А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев // Молодой ученый. – 2015. – №1. – С. 509-511.
5. Брейк М. Сравнительная молодежная культура / пер. с англ. Е. Омельченко // Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. – М.: Институт социологии РАН, 2000. – 278 с.
6. Воронецкая, Л.М. Взаимосвязь социализации и процесса воспитания личности / Л.М. Воронецкая // Интеграция педагогической науки и практики как доминирующий фактор развития образования ХХI века : методология, теория, технология : Материалы Междунар. Науч.-практич. Конфер., Минск, 28-29 ноября 2003 г. / Бел. Гос. Пед. Ун-т им. М. Танка. – Минск, 2003. – с. 16-18.
7. Егорова, Т.В. Методы работы по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные неформальные объединения / Т.В. Егорова. // Воспитание школьников. – 2009. – №9, с. 27-30.
8. Ежов, О.В. Социализация личности: социально–философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / О.В. Ежов. – Москва, 2000. – 22 с.
9. Запесоцкий, А.С. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М. :Профиздат, 2000. – 224 с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. – 448 c.
11. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2009. – 245 с.
12. Кофырин, Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / Н.В. Кофырин // Cоцис. – 2001. – № 1. – С. 82 − 86.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие / И. Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 2006. – 317 с.
14. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. – М. : Смысл, 2001. – 576 с.
15. Лекомцева Е.Н. Неформальные объединения молодежи как социальное явление / Е.Н. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. – 2007. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neformalnye-obedineniya-molodezhi-kak-sotsialnoe-yavlenie.
16. Маскалевич, Ю.А. Подростковая субкультура как фактор социализации детей / Ю.А. Маскалевич // Условия успешной социализации детей и молодежи : перспективные исследования будущих педагогов: Материалы Междунар. Науч.-практич. Конфер., Минск, 19 апреля 2018 г. / Бел. Гос. Пед. Ун-т им. М. Танка; редкол. В.В. Мартынова, отв. ред. В.В. Мартынова. – Минск: БГПУ, 2019. – с. 81-84.
17. Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога / Малкина-Пых, Ирина. – М. : Эксмо, 2015. – 848 c.
18. Мудрик, А.В. Человек в процессе социализации / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ. – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 7-16.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с.
20. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения : [пособие] / С. В. Косарецкая, С. Г. Косарецкий, Н. Ю. Синягина. – СПб. : КАРО, 2006. – 389 с.
21. Ольшанский, Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д.В. Ольшанский. – М.: Педагогика, 2000. − 245 с.
22. Парыгин, Б. Д. Социальная психология Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. – СПб. : СПбГУП, 2010. – 254 с.
23. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Прогресс, 2007. – 424 c.
24. Рослякова С.В. Особенности социализации современных подростков / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко // БГЖ. – 2018. – №4 (25). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-sovremennyh-podrostkov-1.
25. Социальная педагогика: пособие / авт.-сост. В.В. Мартынова. – Минкс: БГПУ, 2019. – 164 с.
26. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Школьная пресса, 2003. – 314 с.
27. Тищенко, Ю. В. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / Ю. В. Тищенко, А. Н. Бражникова. – М., 2009. – С. 47-49
28. Хэбдидж, Д. Субкультура: значение стиля / Д. Хэбдидж. – Лондон; Нью-Йорк, 2001. – 312 с.
29. Шамионов, Р.М. Социализация личности: системно–диахронический подход / Р.М. Шамионов // Психологические исследования. – 2013. – № 27. – С. 8-11.
30. Шик, С.В. Работа с родителями подростков в контексте понимающей педагогики / С.В. Шик. // Воспитание школьников. – 2006. – №5. – с. 23-28.
31. Ясеницкий, И.А. Личность как продукт социализации / И.А. Ясеницкий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально–экономических наук. – 2017. – № 52. – С. 93-95.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Оценка отношений подростков с группой».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты