Административно-правовые меры борьбы с незаконным оборотом оружия на территории Республики Беларусь
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Административно-правовые меры борьбы с незаконным оборотом оружия на территории Республики Беларусь»
по дисциплине: «Административная деятельность органов внутренних дел»
2021
45.00 BYN
Административно-правовые меры борьбы с незаконным оборотом оружия на территории Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административная деятельность органов внутренних дел
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБОРОТА ОРУЖИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ
3 МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОВД ПО ФАКТАМ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, законах и предусмотренные международными обязательствами Республики Беларусь [1].
Обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства.
Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-З «Об оружии» (далее — Закон «Об оружии») предусмотрено право граждан на использование оружия для самообороны, занятий спортом и охоты, которое, несомненно, является одним из компонентов реализации прав и свобод человека, создания условий для свободного и достойного развития личности [2].
Вместе с тем нельзя не признать очевидную повышенную опасность оружия для общества, что требует от законодателя выработки определенного правового механизма, направленного на достижение равновесия между опасностью оружия и его социальной полезностью.
В настоящее время в Республике Беларусь для достижения указанной цели, помимо Закона «Об оружии», существует целый ряд иных нормативных правовых актов, детализирующих порядок оборота оружия на территории страны.
В ст. 1 Закона «Об оружии» нормативно определено само понятие оборота оружия, которое включает в себя семнадцать альтернативных действий, таких как производство, реализация, хранение, ношение, перевозка, пересылка и т. д. [2].
В то же время предусмотренные Законом «Об оружии» и иными правовыми актами Республики Беларусь меры ограничительного характера (классификация гражданского оружия, ограничения на его оборот, условия приобретения, хранения, использования и т. д.) не только не искажают сущности конституционных прав и свобод граждан и не ведут к утрате их реального содержания, а напротив, призваны обеспечить надлежащую защиту человека от любых противоправных посягательств, обеспечение общественного порядка и национальной безопасности в интересах всего общества.
1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБОРОТА ОРУЖИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Правовыми нормами, содержащимися в Законе «Об оружии» и иных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в данной сфере, устанавливаются границы дозволенного поведения граждан при совершении действий, составляющих оборот оружия. В свою очередь, посредством норм административно-деликтного и уголовного права реализуется система мер государственного принуждения, направленных на обеспечение поведения субъектов правоотношений, в рамках, установленных предписаниями правовых норм. В частности, за незаконные действия в отношении холодного оружия предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 23.47 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и уголовная ответственность в соответствии со ст. 296 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Вместе с тем, указанными нормами устанавливается юридическая ответственность только за совершение отдельных незаконных действий, составляющих оборот оружия. Так, ст. 23.47 КоАП предусматривает административную ответственность за незаконное ношение и перевозку холодного оружия [3], а ст. 296 УК, помимо административной преюдиции за ношение и перевозку, устанавливает ответственность за незаконные производство и реализацию холодного оружия [4].
Статья 8 Закона «Об оружии» и п. 73 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2002 г. № 473 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь» устанавливают полный запрет на пересылку оружия [5].
Вместе с тем исполнение данного нормативного предписания в отношении холодного оружия административно-деликтными или уголовно-правовыми санкциями не обеспечено, что, по нашему мнению, может способствовать свободному перемещению по территории страны указанного вида оружия посредством его пересылки.
2 ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ
Под оборотом оружия и боеприпасов понимается производство, реализация (в т.ч. продажа), передача во владение, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, транспортировка, перевозка, пересылка, использование, изъятие, уничтожение, а также ввоз оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов к нему на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы [6].
В свою очередь, пунктом 15.6 приказа МВД Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 177 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности участкового инспектора милиции» обязанность по ежегодной проверке условий хранения гражданского, наградного оружия и боеприпасов к нему по месту жительства его владельцев возложена на участкового инспектора милиции [7].
Согласно статье 7 Закона «Об оружии» к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты [6]. В свою очередь, оружием самообороны является газовое оружие (газовые пистолеты, газовые револьверы и патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия), электрошоковые устройства и искровые разрядники; спортивным оружием – огнестрельное оружие с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное оружие, холодное, метательное оружие, пневматическое оружие с дульной энергией свыше 3 Дж, но не более 25 Дж; охотничьим оружием – огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное, огнестрельное комбинированное (гладкоствольное и нарезное), в т.ч. со сменными и вкладными нарезными стволами, пневматическое с дульной энергией свыше 7,5 Дж, но не более 25 Дж, метательное, холодное, сигнальное оружие [6].
3 МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОВД ПО ФАКТАМ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ
Применение административного законодательства с целью оптимизации государственного регулирования оборота оружия является эффективной формой одного из важных направлений правоохранительной деятельности и способствует поддержанию общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений и тем самым усилению законности, охраны прав человека и гражданина, так как выполнение этих задач практически невозможно без государственного управления, а административное (управленческое) право в значительной степени оказывает регулятивное воздействие на общественные отношения, возникновение которых непосредственно связано с государственной управленческой деятельностью и в целом проявляет себя как регулятор общественных отношений в сфере государственного управления [1, с. 44].
В Беларуси совершенствуется правовое регулирование порядка оборота боевого оружия, боеприпасов к нему и охранной деятельности. Соответствующий Указ № 79 Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 3 марта.
Документ вносит изменения и дополнения в указы № 473 "О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь" и № 534 "О мерах по совершенствованию охранной деятельности".
В частности, отдельные нормы, касающиеся оборота оружия и боеприпасов, теперь будут распространяться и на Государственную фельдъегерскую службу при Минсвязи в порядке, установленном в военизированных организациях. Указом предусматривается хранение оружия и боеприпасов службы безопасности БелАЭС в воинской части внутренних войск МВД, "Белтелеком" исключается из числа организаций, обладающих правом создания военизированной охраны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однако, что касается оборота газового, пневматического или метательного оружия, получившего в последние годы широкую популярность и, соответственно, распространенность среди населения, ст. 23.46 Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП) установлен запрет только на незаконные ношение либо перевозку указанных видов оружия [5], а ст. 297 Уголовного кодекса Республики Беларусь установлена уголовная ответственность за незаконные производство и реализацию [6]. Административная либо уголовная ответственность за иные незаконные действия с газовым, пневматическим или метательным оружием фактически не предусмотрена.
В соответствии со ст. 14 Закона «Об оружии» приобретенное гражданами газовое, метательное либо пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж подлежит регистрации в лицензионно-разрешительных подразделениях органов внутренних дел в 10-дневный срок со дня его приобретения. При этом при регистрации гражданину выдается разрешение на хранение оружия, которое, в соответствии со ст. 24 Закона «Об оружии», является единственным основанием для его последующего хранения и ношения [4]. Следует отметить, что ст. 23.49 КоАП предусмотрена административная ответственность исключительно за нарушение срока регистрации и продления действия разрешений на хранение указанных видов оружия [5], тогда как административная ответственность за их хранение без регистрации, которое является заведомо незаконным, отсутствует.
В этой связи, по нашему мнению, необходимо изложить диспозицию ст. 23.46 КоАП в следующей редакции: «Незаконные хранение, ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия».
Представляется, что внесение данных изменений окажет влияние на соблюдение норм административного законодательства в сфере оборота оружия и, соответственно, позволит обеспечить должное государственно-управленческое влияние на общественные отношения в целях обеспечения безопасности и благополучия граждан.
1. Круглов, В. А. Административно-деликтное право и процесс: теория и практика : монография / В. А. Круглов. — Минск : Изд-во МИУ, 2006. — 340 с.
2. Об оружии [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 13 нояб. 2001 г., № 61-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2019 г. // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо». Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы». — Минск, 2021.
3. О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 30 авг. 2002 г., № 473 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 09.08.2019 г. // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо». Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы». — Минск, 2021.
4. О некоторых вопросах оборота оружия на территории Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 4 апр. 2003 г., №134 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 03.06.2016 г. // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо». Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы». — Минск, 2021.
5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г. // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо». Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы». — Минск, 2021.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.11.2019 г., № 253-З // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо». Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы». — Минск, 2021.
7. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // Доступ из аналитическо-правовой системы «Бизнес-Инфо».
8. Об оружии [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 13 нояб. 2001 г., № 61-З : с изм. и доп. от 17.07.2019 г. № 232-З // Доступ из аналитическо-правовой системы «Бизнес-Инфо».
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-3 : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г. // Доступ из аналитическо-правовой системы «Бизнес-Инфо».
10. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.11.2019 г. // Доступ из аналитическо-правовой системы «Бизнес-Инфо».
11. О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 30 авг. 2002 г., № 473 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 09.08.2019 г. № 302 // Доступ из аналитическо-правовой системы «Бизнес-Инфо».
12. О присоединении Республики Беларусь к Протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 авг. 2004 г., № 312-З : с изм. и доп. от 20.06.2006 г., № 349-З // Доступ из справ.-правовой системы «Бизнес-Инфо».
13. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 марта 1994 г. : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 нояб. 2004 г. // Доступ из справ.-правовой системы «Бизнес-Инфо».
14. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З (в ред. от 23.07.2019 № 231-З) // Бизнес-Инфо аналитическая правовая система. ООО «Профессиональные правовые системы». Минск, 2021.
15. Об утверждении Инструкции по организации деятельности участкового инспектора милиции: приказ МВД Республики Беларусь от 28.06.2019 № 177.
16. Об утверждении Правил безопасного обращения с оружием [Электронный ресурс]: постановление МВД Республики Беларусь от 27 июля 2012 г. № 234 // Бизнес-Инфо аналитическая правовая система. ООО «Профессиональные правовые системы». Минск, 2021.
17. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.; одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 276-З) [Электронный ресурс] // Бизнес-Инфо. Аналитическая правовая система. ООО «Профессиональные правовые системы». Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты