Введение
1. Теоретические подходы к изучению мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.1. Психологические теории мотивации
1.2. Мотивы учения младших школьников и их формирование
Выводы
2. Эмпирическое исследование мотивации учения младших школьников
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования мотивации учения младших школьников
Выводы
Заключение
Библиография
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что процесс образования в современной школе направлен на поиск эффективных методов формирования учебно-познавательной мотивации учащегося, создания необходимых условий для активизации познавательной активности в процессе познания. Мотивация учения в процессе обучения связана с успешностью формирования общеучебных умений и навыков, в частности способности самостоятельно ставить цели, выбирать способы и средства способствующие их реализации, способности контролировать и регулировать свою деятельность. Развитие потребности в новых знаниях, способность самостоятельно их получать, предполагает развитые навыки субъектной регуляции познавательной активности. Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований требует сегодня реального познания закономерностей мотивационной структуры личности. Общий смысл формирования мотивов учебной деятельности состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.
Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, т.е. качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень. К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Наиболее важным периодом для формирования учебно-познавательной мотивации является младший школьный возраст, так как в это время у ребенка начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
1.1. Психологические теории мотивации
Мотивационная сфера включает в себя такие понятия, как «мотивация», «мотив», «потребности», «цели» и т.д. Однако первостепенное значение в мотивационной сфере имеет мотивация.
Е.П. Ильин отмечает, что впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [6, с.65].
На современном этапе развития науки мотивация как психический феномен трактуется различно. В одном случае она может трактоваться либо с точки зрения совокупности факторов, которые поддерживают и направляют поведение [4], т. е. определяют направленность поведения, или же в другом случае может определяться как ряд мотивов [8], либо в третьем случае объясняется как устойчивое побуждение, которое вызывает активность человека и формирует определенную направленность поведения человека [9].
Разнообразные определения термина «мотивация» Е.П.Ильин предлагает отнести к двум различным направлениям. В качестве первого направления автор рассматривает мотивацию с позиции структурных компонентов, то есть как набор факторов или отдельных мотивов. На основании учета данных факторов или мотивов может реализовывать принятие определенного решения, либо формироваться некоторое намерение. С позиции второго направления мотивацию можно рассматривать не как статичный компонент личностной сферы, а как динамическое образование, то есть с точки зрения процессуального анализа [6, с.65].
Однако в обоих случаях мотивация у различных авторов является вторичным в отношении к мотивам образованием.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: изучить особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях проявления мотивации учения у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Выборку составили 50 учащихся третьих классов: 25 мальчиков и 25 девочек.
Этапы исследования:
1. Подобрать методики в соответствии с целью и задачами исследования.
2. Сформировать выборку испытуемых.
3. Выявить особенности мотивации учения младших школьников.
4. Выявить различия в учебной мотивации у мальчиков и девочек.
5. Предложить практические рекомендации по развития мотивации учения младших школьников.
Были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика Н.Г. Лускановой для определения учебной мотивации учащихся начальных классов.
Цель: определение учебной мотивации учащихся начальных классов [23].
2. Методика М.В. Матюхиной «Осознаваемые мотивы учения».
Цель: выявление места различных мотивов в системе мотивации учения младших школьников [23].
3. Методика Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и к учебным предметам».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивационная сфера является одним из базовых компонентов в структуре личности. Ее основу составляет мотивация. Мотивация является исходным компонентом деятельности. Мотив и деятельность взаимодополняющие понятия, немотивированной деятельности не может быть просто по определению. Мотив деятельности непосредственно связан с её предметом и даже определяется им, в силу чего возникает свойство предметности деятельности. На современном этапе развития науки мотивация как психический феномен трактуется различно. В одном случае она может трактоваться либо с точки зрения совокупности факторов, которые поддерживают и направляют поведение, т. е. определяют направленность поведения, или же в другом случае может определяться как ряд мотивов, либо в третьем случае объясняется как устойчивое побуждение, которое вызывает активность человека и формирует определенную направленность поведения человека.
Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся: собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.
1. Бичерова, Е.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Е.Н. Бичерова, Е.М. Фещенко // Российский психологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 117-136.
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972 . - 283 с.
3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 128 с.
4. Дусавицкий, А.К. Познавательные мотивы // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина, A.M.Прихожан, В.В.Зацепин. - М: Академия, 1998. - 320 с.
5. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. Психология. – 2016. – №2. – С.123-127.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб: Издательство «Питер», 2010. – 512 с.
7. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №2. – С.3-18.
8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова. - М.: Просвещение, 1990. – 122 с.
9. Макарычева, И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности / И.А. Макарычева // Вестник науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-16.
10. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Евразия, 1999. - 248 с.
11. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162–165.
12. Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 290-301.
13. Осиповская, А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности / А.В.Осиповская // Экономический журнал (народное образование, педагогика). – 2013. – № 89-93.
14. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114–122.
15. Реан, А.А. Психология и педагогика / Под общ. ред. проф. А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
16. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185-194.
17. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова // Практическая психология в образовании. – 2012. – № 4. – С.22–26.
18. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань : Молодой ученый, 2017. – С. 9–14.
19. Троицкая, И.Ю. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, М.Д. Зимина // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 712–715.
20. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И.Чирков. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2011. – 290 с.
21. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М.: Академия, 2003. – 422 с.
22. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей.-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 480 с.
23. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
24. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 3 (47). – С. 37-48.
25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И.Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416 с.