ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТА КАК ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ГЛАВА 3 МЕСТО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государства с древнейших времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров на основе традиций и обычаев своих народов. Документы Древнего мира свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях того времени. В частности, в древнейших нормативно-правовых и договорных актах Древней Месопотамии и Армянского нагорья, Египта и Древнего Китая, древнеиндийских Законах Ману, в договорах между Хайаским (армянским) царем (XIV в до н.э.) и царем Хеттской державы и др. [1] относительно мирных договоров говорилось, что они должны заключаться с равными или более сильными царями, а на слабого – надо нападать. Одновременно отмечалось, что “враг – это ваш сосед...” поэтому войны в истории были повседневным явлением. Только в результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, применения, толкования и прекращения действия договоров.
Следует отметить, что длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи и традиции народов мира. Первый акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на Конференции американских государств, который действовал лишь в Латинской Америке - это Гаванская конвенция о договорах 1928 года [2]
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с международными актами в конституционном праве.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с международными актами в конституционном праве.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с международными актами в конституционном праве.
ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Наивысшее место в иерархии законодательных актов обычно занимает Конституция. Он отличается от другого закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным законом государства, который регулирует основные аспекты государственной, общественной жизни, разрешая и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного регулирования, стимулируя и направляя его.
Анализ содержания Конституции Республики Беларусь свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без закрепления их в специальных актах.
Конституционные законы непосредственно примыкают к тексту Конституции.
Особенность конституционного закона состоит в том, что закрепленные в нем предписания являются базовыми для других актов - обычных законов, подзаконных актов, т.е. имеют приоритет как в законотворчестве, так и в правоприменительной практике [11, с. 17]. Принимая во внимание специфику процедуры принятия Конституции, ее сложный характер, более недопустимо принимать конституционные законы, которые стояли бы выше Конституции во всей своей юридической силе, как это произошло с Конституцией 1978 года и законом от 25 августа 1991 о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона. Действующая Конституция Беларуси исключает в принципе.
Конституция Республики Беларусь не предусматривает возможности принятия конституционных законов независимого характера.
Принятие Конституции вызывает необходимость решения ряда вопросов, которые могут быть решены только в переходный период. В связи с этим, наряду с Конституцией, часто принимается акт о ее введении в действие. Этот акт должен иметь форму конституционного закона, принятого в той же форме, что и Конституция, например, квалифицированным большинством голосов депутатов или путем референдума.
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТА КАК ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Что касается международных договоров как источников права, следует иметь в виду, что Конституция не допускает заключения международных договоров, которые ей противоречат. [11]
Для нашего законодательства и практики его реализации очень важно учитывать положения международных документов, которые выступают своеобразным стандартом для страны, вставшей на путь демократии.
С одной стороны, государство в силу своего суверенитета вправе определять свою собственную государственно-правовую систему, а с другой стороны, оно (государство) должно выполнять свои обязательства по международному праву.
Конституционное законодательство зарубежных стран предусматривает различные подходы к определению места и роли международного права, его влияния на национальное законодательство и их соотношения. В юридической литературе находят свое развитие и обоснование как дуалистические, так и монистические концепции взаимодействия международного и внутреннего права. При этом в рамках монистической концепции были выдвинуты два основных тезиса: 1) внутреннее право имеет приоритет; 2) международное право имеет приоритет. Идея верховенства международного права получила широкое развитие после Второй мировой войны [12].
До недавнего времени в нашем законодательстве не было общей формулировки, согласно которой международные договоры, заключенные в конституционном порядке, составляют неотъемлемую часть белорусского права и республиканского законодательства. Некоторые правовые источники (кодексы, законы) иногда подчеркивали верховенство международного договора по отношению к конкретному нормативному акту. Однако для прямого применения международного договора этого еще недостаточно. Закон от 23 октября 1991 г. «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» с изменениями от 8 июля 1998 г.
ГЛАВА 3 МЕСТО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Важно подчеркнуть, что международные договоры Республики Беларусь подлежат ратификации Национальным собранием Республики Беларусь, при подписании которого стороны договорились о ратификации; установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, указах и указах Президента Республики Беларусь; предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные законами, указами и указами Президента Республики Беларусь; о территориальном разграничении Республики Беларусь с другими государствами; об участии Республики Беларусь в межгосударственных образованиях [16].
Утверждению подлежат международные договоры Республики Беларусь, не подлежащие ратификации и не вступающие в силу с момента подписания. Межгосударственные договоры Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь, межправительственные договоры Республики Беларусь - Советом Министров Республики Беларусь.
Предложения об утверждении международного договора Республики Беларусь по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Беларусь вносятся в Совет Министров Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня его подписания. республиканские органы Республики Беларусь, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые настоящим договором.
Международный договор - соглашение между государствами и другими субъектами международного права по различным вопросам их взаимоотношений, устанавливающее права и обязанности его участников. Он может иметь разные названия: договор, соглашение, конвенция, пакт, статус и т. д. Это основной источник международного права [17, c.64].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В моей курсовой работе впервые всесторонне исследуются истоки конституционного права Республики Беларусь в результате конституционных изменений, произошедших за последнее десятилетие в процессе обретения независимости и становления государственности в России. Республика Беларусь. Изучаются правовая природа и основные характеристики источников конституционного права, в частности, новые формы права - акты Президента Республики Беларусь, а также заключения Конституционного Суда Республики Беларусь. исследуются вопросы иерархии источников конституционного права.
Вносятся предложения по совершенствованию законодательства с целью выстраивания четкой иерархии источников права, укрепления связей между источниками конституционного права и источниками других отраслей права, внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, закрепления четкого места актов законодательства. Президентом Республики Беларусь в системе источников права разъяснить отдельные положения относительно действия указов Президента Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь является основным источником отрасли конституционного права, основным законом, стоит во главе всей структуры законодательных и иных нормативных актов, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли права.
Изменения проявляются в предметной областях, методах правового регулирования и функциональной направленности международного права.
1. Анисимов, Л. Н. Осуществление международного права в национальном законодательстве / Л. Н. Анисимов. – М.: Право, 2001. – 117 с.
2. Анзилотти, Д. Курс международного права / Д. Анзилотти. - М .: Иностр., 2001. - 200 c.
3. Блищенко, И.И. Международное и внутреннее право / И. П. Блищенко. - М .: Наука, 2000. - 200 с.
4. Браво, Л. Ф. Применение международного права в правовом порядке европейских стран / Л. Ф. Браво // Российский ежегодник международного права. - 2005. - № 5. - С. 129-131.
5. Бровка, Ю.П. Международное публичное право. Общая часть: обучение. Пособие / Ю.П. Бровка, Ю. А. Лепешкова, Л. В. Павлова. - Минск: Амалфея, 2010. - 496 с.
6. Браунли, Дж. Международное право / Дж. Браунли. - М .: Юридическая мысль, 1997. - 200 с.
7. Буткевич, В.Г. Соотношение внутреннего и международного права / В. Г. Буткевич. - Киев: Наука, 2001. - 131 с.
8. Василевич, Г. А. Общепризнанные принципы международного права / Г.А. Василевич // Вплив інтеграційних тенденцій на розвиток национального права: наукове видання Материали Мижнароднои навуково-практичной интернет-конференции, 23 лютого 2018г./ Видавництво ОДУВС м. Одеса. – 187с.- С 7-9.
9. Василевич, Г. А. Гарантии прав инвалидов в сфере трудовых отношений / Г.А. Василевич // Трудовое и социальное право. Штоквартальны навукова-практычны часопіс 2018, №1 (25) С38-41.
10. Василевич, Г. А. Правовая экспертиза законов и их предварительный конституционный контороль как важнейшая составляющая законодательного процесса / Г.А. Василевич // Современное российское право: взаимодействие науки, нормотворчества и практики. Московская юридическая неделя. XIII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: в 3-х ч. – часть 1. – М.: РГ-Пресс, 2018. – 656 с., С. 248-253.
11. Василевич, Г.А., Василевич, С.Г. Злоупотребление правом – правомерное поведение или правонарушение / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич // Экономика. Право. Общество. Научный журнал. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. – М., 2018. - №1 (13). – С. 17-27.
12. Василевич, Г.А. Совершенствование законодательства Республики Беларуси как средство противодействия коррупционным правонарушениям / Г.А. Василевич // Экономика. Право. Общество. // Научный журнал. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. – М., 2018. - №1 (13). – С. 69-75.
13. Василевич Г.А. Коллизия норм как основание конституционной жалобы / Г.А. Василевич // Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания: сборник статей Международной научно-практической конференции, 27 октября 2017г., Могилев / под ред. О.В. Дьяченко. – Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2018. – С. 63-68.
14. Василенко, В.А. Основы теории международного права / В.А. Василенко. – Киев: Высшая школа, 2008. - 322 с.
15. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. // Актуальные вопросы международного права. - Минск: Международное право, 1997. - № 1. - С. 75-85.
16. Гавердовский, А. С. Реализация норм международного права / А. С. Гавердовский. - Киев: Наука, 2000. - 182 с.
17. Зыбайло, А.И. К вопросу о взаимосвязи между международным и национальным правом (теоретические аспекты) / А. И. Зыбайло // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 1998. - № 3. - С. 255-259.
18. Игнатенко, Г.В. Международное право / Г. В. Игнатенко. - М.: Высшая школа, 2005. - 115 с.
19. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года. Принято Резолюцией 60/1 от майора от 16.09.2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: http://www.un.org/en/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.shtml.
20. Капустин, А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире: монография / А.Я. Капустин. - М .: РУДН, 2010. - 320 с.
21. Карташкин, В.А. Права человека в международном и внутреннем праве / А. А. Карташкин. - М .: Право, 2005. - 278 с.