Внутриличностные конфликты студентов-психологов в процессе обучения в вузе
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Внутриличностные конфликты студентов-психологов в процессе обучения в вузе»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Внутриличностные конфликты студентов-психологов в процессе обучения в вузе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Организация: Белорусский институт правоведения, УО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Доминирующее состояние» (Л.В. Куликов).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе
1.1. Понятие внутриличностных конфликтов в психологии
1.2. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе
Выводы по 2 главе
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема внутриличностных конфликтов остается острой и значимой для студентов. На протяжении всего периода обучения в вузе у студентов не только не устраняются уже имеющиеся внутренние конфликты, но и, напротив, актуализируются процессы их углубления, возникают новые противоречия. Все это необходимо учитывать при разработке основных направлений психологического сопровождения студентов в процессе обучения, целью которого является конструктивное преодоление внутриличностных конфликтов.
В любом возрасте внутриличностный конфликт может выступать причиной возникновения невротических реакций, может выступать в качестве источника снижения самооценки, неуверенности личности, неспособности добиваться сознательно поставленных целей. Длительные внутриличностные конфликты могут приводить к утрате уверенности в своих возможностях, формированию комплекса неполноценности, нарушению социальной адаптации. Потому важно их своевременно выявить и определить пути преодоления.
Особый интерес представляет изучение внутриличностных конфликтов у студентов – будущих психологов. Деятельность психолога характеризуется двумя очень важными моментами, которые обусловили проблематику данного исследования. Во-первых, процесс оказания психологической помощи возможен только в условиях взаимодействия субъектов, непосредственного человеческого контакта. То есть процесс этот является потенциально конфликтогенным. Во-вторых, важным инструментом психологической помощи является личность профессионала, осуществляющего эту помощь. Это предъявляет особые требования к уровню личностного здоровья самого психолога, требуя от него адекватности в восприятии проблем клиента, гармоничности внутреннего мира, проработанности собственных проблем. Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать и принимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера, уметь распознавать и преодолевать внутриличностные конфликты, используя их как некий внутренний ориентир и потенциал роста и саморазвития.
Проблема внутриличностного конфликта в зарубежной психологии является достаточно разработанной (З. Фрейд, К. Юнг, Р. Ассаджоли, А. Адлер, К. Левин, У. Джеймс, К. Хорни и др.). Изучением проблемы внутриличностного конфликта занимались такие российские психологи, как А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, Д.В. Грешнев, И.А. Красильников и др.
Однако, проблема изучения внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Объект исследования: внутриличностный конфликт.
Предмет исследования: внутриличностные конфликты студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
1.1. Понятие внутриличностных конфликтов в психологии
Понятие внутриличностного конфликта рассматривалось многими зарубежными и отечественными психологами. Проблема внутриличностного конфликта получила широкое освещение в зарубежной психологии. Особенностью зарубежных исследований является том, что внутриличностный конфликт анализируется исходя из понимания сущности личности, которое сложилось в рамках конкретной психологической школы.
В рамках психоаналитического направления у индивида в состоянии внутриличностного конфликта осуществляется столкновение устремлений и желаний, одна стороны личности отстаивает конкретные желания, другая сторона отклоняет их [27, с. 96]. В концепции К. Юнга внутриличностный конфликт рассматривается в качестве регресса на более низкий уровень психики, то есть он функционирует в сфере бессознательного. Внутриличностный конфликт представляет собой борьбу между персоной человека, как суммой его личности, и его тенью, отвергаемыми проявлениями [29, с. 140].
К. Хорни анализирует внутриличностный конфликт с двух позиций. С одной стороны, внутриличностный конфликт выступает в качестве столкновения стремлений к удовлетворению желания и к безопасности, с другой стороны – как противоречие невротических потребностей, удовлетворение которых обусловливает фрустрацию других. К. Хорни подчеркивала, что конфликты очень часто являются связанными с ценностной сферой, убеждениями личности, значимыми для нее, а не поверхностно усвоенными [28, с. 41].
В концепции А. Адлера внутриличностный конфликт связывается с негативным вариантом преодоления чувства неполноценности – нормального чувства, по А. Адлеру, которое испытывают все люди, будучи детьми. Для того, чтобы преодолеть чувство неполноценности, личность, которая складывается в возрасте пяти лет, вырабатывает цель, которая служит ему ориентиром жизни и помогает достичь превосходства. Однако, если чувство неполноценности сильно, жизненные цели часто становятся нереалистичными – достичь превосходства над остальными людьми. В этом случае человек уделяет много внимания фантазиям о личном превосходстве, самоуважении [2, с. 340].
В гуманистической психологии представлен другой взгляд на сущность внутриличностного конфликта. Основой этого конфликта, по мнению К. Роджерса, является противоречие, которое возникает у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые приобретаются индивидом на протяжении жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Идеи другого представителя этого направления – А. Маслоу, сводятся к пониманию внутриличностного конфликта как нереализованной потребности человека в самоактуализации [4, с. 137].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
2.1. Организация и методы исследования
С целью выявления внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе было проведено эмпирическое исследование.
Задачи эмпирического исследования:
1) изучить уровень внутренней конфликтности у студентов-психологов;
2) исследовать актуальное состояние, вызванное внутренностными конфликтами, у студентов-психологов;
3) определить взаимосвязь внутренней конфликтности и актуального состояния студентов-психологов.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе УО «Белорусский институт правоведения». Всего в исследовании приняли участие 30 студентов 1 курса в возрасте 17-18 лет.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь внутренней конфликтности и актуального состояния студентов-психологов.
Методы исследования:
I. Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования.
II. Эмпирические: психодиагностический (тестирование).
III. Математико-статистические методы обработки и анализа данных (критерий корреляции rs-Спирмена).
IV. Интерпретационные методы.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева [20].
Цель: выявление характеристик самоотношения. Методика включает 8 шкал, отражающих самоотношение испытуемого.
Мы использовали только шкалу внутренней конфликтности для измерения уровня внутриличностной конфликтности у респондентов. Шкала «Внутренняя конфликтность» включает 15 вопросов и определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.
Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я», стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я»" идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущество себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что Внутриличностный конфликт представляет собой состояние дезинтеграции личности, которое выражается в обострении противоречий между различными сторонами и отношениями личности; противоречие между реальным и идеальным «Я». Внутриличностный конфликт затрагивает эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферу функционирования личности. Человек с внутриличностным конфликтом испытывает психологическое напряжение, нарушение равновесия, неудовлетворенность собой, противоречивость образа Я, психологический дискомфорт, снижение удовлетворенности собственной деятельностью. Внутриличностный конфликт может быть конструктивным и деструктивным. Для возникновения внутриличностного конфликта требуется наличие ряда личностных и ситуативных условий.
Студенчество представляет собой особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования, когда усваивается роль студента. В этот период наблюдается повышение познавательной мотивации, социальной активности, достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. Студенчество рассматривается в психологии как самостоятельный этап развития человека, его личности и индивидуальности. Студенческий возраст - период развития рефлексии и саморефлексии, активного самопознания и самооценки. Развитие личности в студенческом возрасте -- это процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. Внутриличностные конфликты студентов-психологов напрямую связаны с межличностными конфликтами.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть студентов-психологов обладают умеренной внутренней конфликтностью с характерными для этого состояния характеристиками: неудовлетворенность собой, заниженная самооценка, не всегда положительное отношение к себе, переживание негативных эмоций, наличие некоторых сомнений в своих возможностях что-либо изменить. Доминирующее состояние студентов-психологов характеризуется активным отношением к жизненной ситуации, высоким и низким тонусом, высокой и низкой тревогой, высокой эмоциональной устойчивостью, низкой удовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации), низким уровнем образа самого себя.
Корреляционный анализ показал, что выше внутренняя конфликтность, отражающая ряд сомнений, несогласие с собой, осознание своих трудностей на фоне глубокой рефлексии, тем менее выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Чем выше внутренняя конфликтность, отражающая ряд сомнений, несогласие с собой, осознание своих трудностей на фоне глубокой рефлексии, тем менее выражена активность, стеническая реакция на возникающие трудности; субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил и энергии. Чем выше внутренняя конфликтность, отражающая ряд сомнений, несогласие с собой, осознание своих трудностей на фоне глубокой рефлексии, тем ниже уверенность в своих силах и возможностях. Чем выше внутренняя конфликтность, отражающая ряд сомнений, несогласие с собой, осознание своих трудностей на фоне глубокой рефлексии, тем ниже удовлетворённостью жизнью, ее ходом, процессом самореализации, готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей. Следовательно, гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь внутренней конфликтности и актуального состояния студентов-психологов, подтвердилась.
Результаты исследования могут быть использованы в рамках психологического сопровождения студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
1. Агапова, Т.А. Сущность внутриличностных конфликтов / Т.А. Агапова // Аллея науки. – 2018. – № 2 (18). – С. 338–345.
2. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб.: Академический проект, 2000. – 254 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Академия, 2005. – 551 с.
4. Боброва, Е.В. Внутриличностные конфликты, их проявления и преодоление / Е.В. Боброва // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 2. – С. 137–140.
5. Бочарова, Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского ун-та. – 2011. – Вып. 1. – С. 64-69.
6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
7. Горская, Г.Б. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2008. – № 2. – С. 30-36.
8. Грешнев, Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Д.В. Грешнев. – Тамбов, 2002. – 19 с.
9. Ермолаева, Е.Г. Взаимосвязь внутриличностных конфликтов студентов-психологов с их поведением в межличностных конфликтах / Е.Г. Ермолаева // Академический журнал западной Сибири. – 2016. – № 2. – С. 47-50.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – СПб.: Питер, 2002. – 482 с.
11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
12. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
13. Корниенко, А.Ф. Психологические механизмы саморазвития человека / А.Ф. Корниенко // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 12. – С. 1-8.
14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747 с.
15. Красильников, И.А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация / И.А. Красильников. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006. – 110 с.
16. Красильников, И.А. Феномен внутриличностного конфликта / И.А. Красильников // Известия Саратовского университета. – 2014. – Вып. 4. – С. 68–74.
17. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2001. – 342 с.
18. Лебедев, А.Н. Мотивация и психологические механизмы саморазвития личности / А.Н. Лебедев // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. – М., 2017. – С. 751-757.
19. Мальцева, Т.В. Диагностика внутриличностного конфликта профессионального становления у сотрудников полиции / Т.В. Мальцева // Философия социальных коммуникаций. – 2014. – № 1. – С. 76–85.
20. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева // Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – СПб. : Сова, 2008. – С. 141-157.
21. Низовских, Н.А. Мотивация саморазвития человека / Н.А. Низовских // Вестник Вятского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 113-120.
22. Полухина, О.П. Влияние внутреннего конфликта на формирование личностной позиции студента-психолога / О.П. Полухина, Т.В. Письменная // Территория науки. – 2014. – № 2. – С. 37–43.
23. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
24. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
25. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. – Самара : «Бахрах-М», 2001. – 128 с.
26. Флоренская, Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия / Т.А. Флоренская. – М. : «Школьная пресса», 2001. – 96 с.
27. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М. : Смысл, 2004. – 456 с.
28. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. – М. : Академический проект, 2006. – 224 с.
29. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. – СПб. : Питер, 2017. – 512 с.
30. Яковлев, Ю.В. Педагогические аспекты саморазвития личности студентов / Ю.В. Яковлев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12. – С. 320-323.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Доминирующее состояние» (Л.В. Куликов).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты