Особенности отношений отцов и матерей к старшему, среднему и младшему ребенку, как фактор сиблинговых взаимоотношений
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности отношений отцов и матерей к старшему, среднему и младшему ребенку, как фактор сиблинговых взаимоотношений»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности отношений отцов и матерей к старшему, среднему и младшему ребенку, как фактор сиблинговых взаимоотношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст опроса по методике сиблингового отношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обработка результатов опроса и характеристика шкал опросника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты опроса по методике сиблингового отношения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ «РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ» И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДАННОГО ФЕНОМЕНА ПСИХОЛОГИИ
1.1. Теоретический анализ концепций и исследований особенностей отношения родителей к старшему, среднему и младшему ребенку
1.2. Проблемы во взаимоотношениях сиблингов в семьях с разным количеством детей
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Братья и сестры часто являются единственными людьми, с которыми мы поддерживаем отношения на протяжении всей жизни. Для многих людей это – лучшие друзья на всю жизнь.
Наладить эти отношения сложно иначе, чем наладить дружбу, скажем, с лучшим другом по колледжу. Девяносто процентов людей в западных странах растут в семьях, где есть хотя бы один биологический, наполовину, сводный или приемный брат или сестра, но для многих из этих людей приятные отношения между братьями и сестрами не всегда являются данностью – это требует большой работы. В ходе исследования 6630 взрослых голландцев европейские исследователи обнаружили, что люди, которые пережили серьезные негативные жизненные события в прошлом – разводы, проблемы с зависимостью, столкновения с законом или финансовые проблемы, – часто имели менее благосклонные и более натянутые родственные связи.
По данным Американского журнала психиатрии, качество взаимоотношений между братьями и сестрами является одним из наиболее важных факторов, влияющих на психическое здоровье в пожилом возрасте. Исследования показывают, что люди, эмоционально близкие к своим братьям и сестрам, более удовлетворены жизнью и реже страдают депрессией. Во время стресса или травмы братья и сестры могут оказать существенную эмоциональную и денежную поддержку.
Объект исследования: межличностные отношения в семье
Предмет исследования: влияние родительского отношения на сиблинговые отношения.
Цель исследования: теоретически определить основы исследования особенностей отношения отцов и матерей к старшему, среднему и младшему ребенку, как фактор сиблинговых взаимоотношений.
1. ПОНЯТИЕ «РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ» И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДАННОГО ФЕНОМЕНА ПСИХОЛОГИИ
1.1. Теоретический анализ концепций и исследований особенностей отношения родителей к старшему, среднему и младшему ребенку
Чтобы определить характерные черты основных родительских знаний, отношения и практических навыков, нужно сначала определить желаемые результаты для детей. Выявление этих результатов дает основание для обсуждения основных родительских знаний, отношения и практических навыков и помогает исследователям, практикам и лицам, определяющим политику, устанавливать приоритеты для инвестиций, разрабатывать политику, обеспечивающую оптимальные условия для успеха, выступать за принятие и реализацию соответствующих мероприятий, основанных на фактах и использовать данные для оценки и повышения эффективности конкретных политик и программ.
Результаты ребенка взаимосвязаны внутри и между различными областями развития. Они являются результатом и усиливаются ранним позитивным и поддерживающим взаимодействием с родителями и другими опекунами. Эти ранние взаимодействия могут иметь длительный волновой эффект на развитие на протяжении всей жизни, в результате чего функция одной области развития со временем влияет на другую область. По словам Мастена и Чиккетти «Эффективность в одной области компетенции в один период жизни становится той основой, на которой в дальнейшем развиваются компетенции в новых областях . . . компетентность порождает компетентность». Можно определить следующие четыре исхода как основополагающие для благополучия детей. Хотя здесь больше внимания уделяется детям младшего возраста (в возрасте от 0 до 8 лет), эти результаты важны для детей всех возрастов [4].
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:
1. актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;
2. их история, особенно в критических точках онтогенеза;
3. межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей;
4. объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога [2].
При планировании и проведении диагностики сиблинговых отношений в семье важно знать характеристики сиблинговых позиций в зависимости от пола, возраста и разницы между рождением детей (А. Адлер, У. Тоумен, Г. Хоментаускас), особенности взаимодействия детей в смешанных семьях, возможности диагностических методик и их ограничения [2].
А. Г. Лидерс указывает на то, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения конкретной методики у данного ребенка. Важным в этой ситуации является умение разъяснить специфику проведения диагностики родителям, предоставить им полную информацию о применяемой методике. Методики, применяемые психологом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.
2. Диагностика особенностей взаимоотношения родителей и детей.
Для диагностики детско-родительских взаимоотношений возможно использовать разнообразные методы и методики, в зависимости от целей и задач исследования или консультирования. В общих случаях целесообразно применять следующий валидный и надежный инструментарий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Родители могут сыграть ключевую роль в налаживании хороших отношений между братьями и сестрами и в уменьшении конкуренции и конфликтов между братьями и сестрами. Поощряя занятия, способствующие совместной работе, настраивая детей на совместное веселье и давая детям инструменты для конструктивного и уважительного разрешения конфликтов, родители могут помочь братьям и сестрам развивать хорошие отношения, которые будут поддерживать их всю оставшуюся жизнь.
Исследования показали, что отношения между братьями и сестрами часто играют важную роль в том, как мы будем взаимодействовать в других отношениях с друзьями, романтическими партнерами и другими людьми в дальнейшей жизни.
Таким образом, ход построения выводов о характере детско-родительских и сиблинговых отношений представляет собой последовательное сопоставление результатов проведенных методик. Основой работы по сопоставлению данных и анализу взаимоотношениям в семейной паре и микрогруппе является метод аналитической индукции, направленный на систематическое описание процесса разработки гипотез и определения новых понятий, используя работы Ф. Знанецкого, У. Робинсона, Б. Глезера и А. Страусе, В.А. Мудрика и др. Общие принципы составления выводов могут быть основаны на следующих принципах.
Индукция как логический прием – это процесс выведения общего суждения из некоторой совокупности отдельно взятых для наблюдения явлений. Аналитическая индукция способствует развитию универсальных утверждений о сущностных особенностях феномена, либо причин или основ, предваряющих и определяющих его. Результатом обобщения, согласно Ф. Знанецкому, является выделение «существенного в каждом отдельном случае» данного класса явлений, к которым это обобщение относится.
1. Андерсон CA. Седикидес К. Мышление о людях: вклад типологической альтернативы ассоциативным и размерным моделям восприятия человека. J Pers Soc Psychol. 1991; 60: 203–217.
2. Байдар Н. Рид MJ. Вебстер-Стрэттон С. Роль факторов психического здоровья и участие в программе в эффективности профилактической программы воспитания для матерей Head Start. Child Dev. 2003; 74: 1433–1453.
3. Баумринд Д. Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения. Genet Psychol Monogr. 1967; 75: 43–88.
4. Беккер WC. Петерсон ДР. Лурия З. и др. Связь факторов, полученных на основе рейтингов родительского собеседования, с поведенческими проблемами пятилетних детей. Child Dev. 1962; 33: 509–535.
5. Болдуин А.Л. Социализация и отношения между родителями и детьми. Child Dev. 1948; 19: 127–136.
6. Гонсалес Н.А. Cauce AM. Мейсон CA. Согласие между наблюдателями в оценке поведения родителей и конфликта между родителями и подростками: афроамериканские матери, дочери и независимые наблюдатели. Child Dev. 1996; 67: 1483–1498.
7. Диллман Д.А. Почтовые и интернет-опросы: метод индивидуального проектирования. 2- й. Wiley; Хобокен, Нью-Джерси: 2007.
8. Кехо Дж. Ф. Рейнольдс Т.Дж. Интерактивное многомерное масштабирование когнитивной структуры, лежащей в основе восприятия человека. Appl Psych Meas. 1977; 1: 155–169.
9. Ламборн С.Д. Крепления NS. Steinberg L, et al. Модели компетентности и адаптации среди подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и пренебрежительных семей. Child Dev. 1991; 62: 1049–1065.
10. Маккоби Э. Мартин Дж. Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В: Mussen PH, редактор. Справочник детской психологии. Wiley; Нью-Йорк: 1983. С. 1–101.
11. Мандара Дж. Типологический подход в детской и семейной психологии: обзор теории, методов и исследований. Clin Child Fam Psych. 2003; 6: 129–146.
12. Мишель В. Личность и оценка. Wiley; Нью-Йорк: 1968.
13. Орланский Х. Уход за младенцем и личность. Psychol Bull. 1949; 46: 1–48.
14. Роллинз BC. Thomas DL. Родительская поддержка, власть и методы контроля в социализации детей. В: Burre WR, редактор; Hill R, редактор; Най Ф.И. и др., Редакторы. Современные теории о семье. Свободная пресса; Нью-Йорк: 1979. С. 317–364.
15. Тысячелистник MR. Проблемы метода в родительско-детском исследовании. Child Dev. 1963; 34: 215–226.
16. Харви Э.А. Friedman-Weieneth JL. Майнер А.Л. и др. Роль этнической принадлежности в оценках наблюдателями поведения матери и ребенка. Dev Psychol. 2009; 45: 1497–1508.
17. Холден GW. Эдвардс Л.А. Отношение родителей к воспитанию детей: инструменты, проблемы и последствия. Psychol Bull. 1989; 106: 29–58.
18. Шефер Э.С. Замкнутая модель материнского поведения. J Abnorm Soc Psych. 1959; 59: 226–235.
19. Штраус М. Измерительные семьи. В: Кристенсен Х., редактор. Справочник по браку и семье. Рэнд МакНелли; Чикаго, Иллинойс: 1964 г.
20. Ясуи М. Дишион TJ. Прямое наблюдение за семейным менеджментом: достоверность и надежность в зависимости от этнической принадлежности и подготовки кодировщика. Behav Ther. 2008; 39: 336–347.
21. Hess RD. Шипман В.К. Ранний опыт и социализация когнитивных режимов у детей. Child Dev. 1965; 36: 869–886.
22. Melby JN. Хойт WT. Брайант СМ. Подход обобщения к оценке влияния этнической принадлежности и обучения на рейтинги наблюдателей семейных взаимодействий. J Soc Pers Relat. 2003; 20: 171–191.
23. Moss HA. Робсон К.С. Материнское влияние на раннее социальное визуальное поведение. Child Dev. 1968; 39: 401–408.
24. Sears RR. Маккоби Э. Левин Х. Модели воспитания детей. Петерсон; Эванстон, Иллинойс: 1957.
25. Symonds PM. Психология родительско-детских отношений. Appleton-Century; Нью-Йорк: 1939.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст опроса по методике сиблингового отношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обработка результатов опроса и характеристика шкал опросника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты опроса по методике сиблингового отношения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты