Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения жизнестойкости студентов с разными стадиями идентичности в психологии
1.1. Понятие жизнестойкости в психологии
1.2. Изучение идентичности в зарубежной и отечественной литературе
1.3. Психологические особенности студентов
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование жизнестойкости студентов с разными стадиями идентичности
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Результаты исследования жизнестойкости студентов
2.3. Анализ результатов исследования стадий профессиональной идентичности студентов
2.4. Анализ результатов исследования взаимосвязи жизнестойкости и стадий идентичности студентов
Выводы по 2 главе
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время к личности современного человека предъявляются высокие требования - он должен быть ориентирован на трудовую активность, обладать умением справляться со стрессом и преодолевать трудные жизненные ситуации, способен адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Изучение жизнестойкости в связи с идентичностью молодого человека приобретает особое значение, так как обществу необходимо знать основные детерминанты развития жизнестойкости людей, создавать механизмы преодоления трудностей, формировать готовность современного человека выстраивать стратегии будущего развития, обеспечивать самореализацию, успешность в эпоху глобализации и кризисных событий.
Становление идентичности способствует развитию личности в целом, являясь основополагающим импульсом в данном процессе. Идентичность предполагает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта, а также поддержание собственной уникальности и субъектности в постоянно меняющемся внешнем мире.
Особое значение для современного студента приобретает профессиональная идентичность. Важна ее сформированность для успешного освоения профессиональных компетенций в вузе. Сущность профессиональной идентичности заключается в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуациях неопределенности приближающегося профессионального будущего, осуществление личностного, инструментального и ситуативного самоопределения (приобретение опыта), интеграцию в профессиональное сообщество.
О феномене жизнестойкости и его значимости для человека впервые упомянул американский психолог С. Мадди. Категория жизнестойкости относится к тем показателям личности, которые позволяют расширить потенциал феноменологического поля адаптации личности, совладающего поведения. В настоящее время имеется большое число отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению жизнестойкости.
Зарубежными психологами при изучении жизнестойкости преимущественно делается акцент на рассмотрении понятия жизнестойкости с точки зрения связи с адаптацией к стрессу, совладания со сложными жизненными ситуациями, психического и психологического здоровья (Д. Вильямс, С. Кобейса, С. Мадди, В. Флориан и др.). Среди отечественных исследователей проблемой изучения жизнестойкости занимались такие ученые, как Л.И. Анцыферова, Е.В. Медведев, Д.А. Леонтьев, Т.В. Наливайко, В.Г Никифоров, Р.М. Рахимова, С.Л. Рубинштейн и др.
К феномену идентичности обращались Л.С. Выготский, Дж. Тернер, Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Н.С. Пряжников, Е.Л. Солдатова, Дж. Марсия, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ СТАДИЯМИ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1. Понятие жизнестойкости в психологии
Впервые на феномен жизнестойкости личности было обращено внимание в 80-х годах XX века. Тогда было введено понятие «hardiness», что в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость». Авторами данного понятия стали американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс. Они рассматривали «hardiness» как особое интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию [16, с. 87].
В концепции С. Мадди, жизнестойкость рассматривалась как паттерн структуры установок и навыков, который позволяет превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека. Жизнестойкость, по С. Мадди, включает в себя психологический и деятельностный компоненты. Так, деятельностная сторона предполагает действия, направленные на осуществление цели; совладание со стрессовой ситуацией; заботу о своем здоровье; занятия, преобразующие ситуацию. Психологическая сторона предполагает изменение характера отношений – увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности. Эти два компонента формируют систему, которая оберегает людей от непомерной тревоги и утраты здоровья. Так, забота о собственном здоровье и преобразующее совладание, а также получение социальной поддержки от других людей могут повышать жизнестойкость [16, с. 88].
Вслед за С. Мадди и другие зарубежные ученые начали исследовать феномен жизнестойкости личности. Так, Д. Бэнк и Л. Кэннон в своих исследованиях рассматривали влияние жизнестойкости на взаимосвязь между стрессорами и психосоматической патологией. Они выяснили, что лица, обладающие хорошо выраженными качествами жизнестойкости, испытывают стрессы намного реже и не воспринимают мелкие неприятности как стрессогенные. Так, С. Ханг установил, что люди с высокой выраженностью жизнестойкости имеют высокую вероятность оставаться здоровыми и воспринимать изменения, происходящие в их жизни как положительные. Ученые И. Солковой и П. Томанека выявили, что жизнестойкость положительно воздействует на ресурсы совладания, повышая при этом общую самоэффективность. Люди высокой жизнестойкостью имеют более высокую когнитивную оценку и развитые копинг-стратегии [7, с. 75].
Жизнестойкость является сложным образованием, которое имеет свою структуру. В исследованиях С. Мадди и С. Кобейса жизнестойкость рассматривается как личностная характеристика, как общая мера психического здоровья индивида и отражает три жизненные установки: вовлеченность, контроль и принятие риска [16, с. 90].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ СТАДИЯМИ ИДЕНТИЧНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования
С целью выявления жизнестойкости студентов с разными стадиями идентичности было проведено эмпирическое исследование.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить показатели жизнестойкости студентов;
2) установить стадии профессиональной идентичности студентов;
3) определить взаимосвязь жизнестойкости и стадий идентичности студентов.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе УО «Белорусский институт правоведения». Всего в исследовании приняли участие 30 студентов 1 курса в возрасте 16-18 лет.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь внутренней конфликтности и актуального состояния студентов-психологов.
Методы исследования:
I. Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования.
II. Эмпирические: психодиагностический (тестирование).
III. Математико-статистические методы обработки и анализа данных (критерий корреляции rs-Спирмена).
IV. Интерпретационные методы.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева [14].
Цель: изучение уровня жизнестойкости личности.
Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.
С помощью методики можно определить уровень жизнестойкости и ее компоненты – вовлеченность, контроль, принятие риска.
Шкалы методики:
Вовлеченность определяется как убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности.
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
Принятие риска – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что феномен жизнестойкости в психологической литературе рассматривается как личностный ресурс, помогающий сохранить эмоциональное благополучие и снизить риски стресса; как интегральное психологическое свойство личности, развивающееся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями; как интегральная способность к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции. Структурными компонентами жизнестойкости являются включенность, контроль и принятие риска, степень выраженности которых препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Внутренняя представляет собой динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и представлений индивида о себе. Это сложная система складывается в результате синтеза определений индивида значимыми другими и его самоопределений и реализуется в процессе совершения выборов. Профессиональная идентичность предполагает осознание своей тождественности с профессиональной общностью, ее оценку и психологическую значимость членства в ней. В своем развитии профессиональная идентичность проходит ряд стадий: диффузную, предрешенную, моратория, достигнутую идентичностью.
Студенческий возраст – это этап наиболее выраженного психического развития, социализации молодого человека в различных социальных и профессиональных сообществах. Среди студентов много лиц юношеского возраста, на который приходится кризис юности. В этот период наблюдается повышение познавательной мотивации, социальной активности, достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. Основным новообразованием личности студента является профессиональное и личностное самоопределение. Перед студентами стоит задачи установления новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов, завоевание эмоциональной независимости от родителей, подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальную готовность принять на себя ответственность, связанную с партнерством, семьей. У студентов появляется и закрепляется устремленность в будущее, формируются ценностные ориентации, убеждения. В студенчестве растет самостоятельность, что означает переход от системы внешнего управления к самоуправлению своей жизни.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что для студентов характерно умеренно выраженная вовлеченность в происходящие события. они считают, что, проявляя интерес к жизни, могут найти то, что им будет по духу. У них в умеренной степени выражена убеждённость в том, что борьба позволяет повлиять на итоги событий их жизни. Также они не готовы действовать на свой страх и риск в неопределённых ситуация, так как стремятся к комфорту и безопасности. В целом, студенты обладают средним уровнем жизнестойкости личности.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Издательство Юрайт; 2014. ‒ 811 с.
2. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. – М., 2004. – С. 82–90.
3. Березкина, О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств будущих специалистов: автореф. дис. канд. пед. наук / О.А. Березкина. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 19 с.
4. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов. – 2008. – Т.2. – С. 24–27.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
6. Грицкив, М.А. Особенности психического развития в юношеском возрасте / М.А. Грицкив // YOUNG SCIENCE. – 2016. – № 5. – С. 10-12.
7. Евтушенко, Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 2. – С. 72-78.
8. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность: концепция и реальность / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. – 2001. – № 4. – С. 60–65.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
10. Злоказов, К.В. Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона / К.В. Злокасов // Педагогическое образование в России. – 2015. –№ 9. – С. 155–161.
11. Исакова, Т.А. Взаимосвязь коммуникативной толерантности и жизнестойкости у педагогов учреждений дошкольного образования / Т.А. Исакова, Д.А. Чехович // Проблемы формирования инклюзивной компетентности специалистов педагогических специальностей: сб. мат-лов I Междунар. науч.-практ. конф., 26 мая 2016 г., г. Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: Е. А. Клещёва (гл. ред.) [и др.]. – С. 46–48.
12. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
13. Королева, А.К. Структура социально-психологических показателей жизнестойкости у студентов-психологов / А.К. Королева, А.В. Гонта // Психология развития личности в современном мире: материалы XVII Междунар. студ. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 апр. 2017 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.:, Д.Г. Дьяков, С.Н. Жеребцов, Н.В. Азарёнок - Минск : БГПУ, 2017. – С. 208-211.
14. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
15. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.В. Логинова. – М., 2010. – 26 с.
16. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал, 2005. – № 6 – С. 85–112.
17. Медведева, Е.В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е.В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2008. – Вып. 2. – С. 172–177.
18. Методика изучения статусов профессиональной идентичности // Психологические тесты для подростков / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. – СПб., Питер, 2006. – С. 143–155.
19. Миронова А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378-383.
20. Михалко Н.Н. Психологические особенности личности студента / Н.Н. Михайлко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1. – С. 229-233.
21. Наливайко, Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореф. дис. канд. психол. наук / Т.В. Наливайко. – Челябинск, 2006. – 17 с.
22. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
23. Солдатова, Е. Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е. Л. Солдатова, И. А. Шляпников // Вестник ЮУрГУ. – 2010. – № 27. – С. 66–74.
24. Солдатова, Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Е.Л. Солдатова. – Екатеринбург, 2007. – 43 с.
25. Тернер, Дж. Социальное влияние / Дж. Тернеп; пер. с англ. З. Замчук. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
26. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности: монография / А.Н. Фоминова. – М.: Прометей, 2012. – 152 с.
27. Циринг, Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков / Д.А. Циринг // Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 336–342.
28. Шакурова, М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности: монография / М.В. Шакурова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 200 с.
29. Шихи, Г. Возрастные кризисы / Г. Шихи; Пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999. – 436 с.
30. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Э.Эриксон. – М., 1996. – 344 с.
31. Яблонская, Т.Н. Особенности идентичности «благополучных» и «проблемных» подростков и старшеклассников / Т.Н. Яблонская // Вестник Пермского университета. – 2013. – Вып. 3. – С. 123-132.
32. Berzonsky, M. D. Cognitive Reasoning, Identity Components, and Identity Processing Styles, Identity / M. D. Berzonsky, D. R. Papini // International J. of Theory and Research. - 2015. - Vol. 15, № 1. - P. 74-88.
33. Hobermas J. Identitail. Zur Reconstruktion des Historichen Materialismus. – Frankfurt: Suhrkamp.Verl., 1976.