Особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1 Понятие эмоций
2 Особенности формирования эмоциональной сферы
3 Проведение исследования эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста
3.1 Организация и проведение исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Эмоции - это психологические состояния, вызванные нейрофизиологическими изменениями, по-разному связанные с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия. В настоящее время нет научного консенсуса по определению. Эмоции часто переплетаются с настроением, темпераментом, личностью, характером, творческими способностями и мотивацией.
За последние два десятилетия исследования эмоций расширились, и их вклад вносит во многие области, включая психологию, медицину, историю, социологию эмоций и информатику. Многочисленные теории, пытающиеся объяснить происхождение, функции и другие аспекты эмоций, способствовали более интенсивным исследованиям по этой теме.
Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важными отличительными признаками этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самопознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления его личности.
В этот период личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с застенчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера.
Актуальность данной темы обоснована тем, что подростковый возраст считается особенно эмоционально насыщенным. Изучение эмоционального развития подростков занимает в психологии ведущую роль. В последнее время проблема эмоционального развития становится все более актуальной.
В подростковый период эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения. Установлено, что с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими. У подростков фиксируется значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции.
Цель: изучить особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста.
1 Понятие эмоций, их характеристика
Эмоции - это психологические состояния, вызванные нейрофизиологическими изменениями, по-разному связанные с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия. В настоящее время нет научного консенсуса по определению. Эмоции часто переплетаются с настроением, темпераментом, личностью, характером, творческими способностями и мотивацией.
За последние два десятилетия исследования эмоций расширились, и их вклад вносит во многие области, включая психологию, медицину, историю, социологию эмоций и информатику. Многочисленные теории, пытающиеся объяснить происхождение, функции и другие аспекты эмоций, способствовали более интенсивным исследованиям по этой теме. Текущие области исследований концепции эмоций включают разработку материалов, которые стимулируют и вызывают эмоции. Кроме того, сканирование с помощью ПЭТ и фМРТ помогает изучить процессы аффективной картины в головном мозге.
С механистической точки зрения эмоции можно определить как «положительный или отрицательный опыт, связанный с определенным паттерном физиологической активности». Эмоции вызывают различные физиологические, поведенческие и когнитивные изменения. Первоначальная роль эмоций заключалась в том, чтобы мотивировать адаптивное поведение, которое в прошлом способствовало передаче генов посредством выживания, воспроизводства и родственного отбора.
В некоторых теориях познание является важным аспектом эмоции. Однако другие теории утверждают, что эмоции отделены от познания и могут предшествовать ему. Сознательное переживание эмоции представляет собой мысленное представление этой эмоции из прошлого или гипотетического опыта, которое обратно связано с состоянием содержания удовольствия или неудовольствия. Состояния содержания устанавливаются словесными объяснениями переживаний, описывающих внутреннее состояние [1].
Эмоции сложны. Существуют различные теории относительно того, вызывают ли эмоции изменения в нашем поведении или нет. С одной стороны, физиология эмоций тесно связана с возбуждением нервной системы. Эмоции также связаны с поведенческими тенденциями. Экстраверты с большей вероятностью будут общительны и выражают свои эмоции, в то время как интроверты с большей вероятностью будут более социально замкнуты и скрывают свои эмоции.
2 Особенности формирования эмоциональной сферы у подростков
В подростковом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, позволяющий осмысленно конструировать собственное мировоззрение, индивидуальную систему ценностей и «Я-концепцию». Образ «Я» в это время нестабилен, менее позитивен по сравнению с младшим школьным возрастом, пик этих изменений приходится примерно на 12-13 лет. Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к «Я». В эпигенетической концепции Э. Эриксона юность занимает центральное место, подросток решает основную задачу развития чувства ролевой идентичности, включающего в себя не только систему актуальных ролевых отождествлений, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах формирования, синтезирует его и становится основой для дальнейшего развития личности взрослого человека.
В подростковом периоде жизни человека, безусловно, эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения.
Выяснилось, что с возрастом дети начинают лучше определять эмоции; в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими: например, маленькие дети используют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем дети старшего возраста. У подростков - значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение количества параметров, по которым эмоции различаются [9].
Подростки более остро и острее переживают самые разные жизненные события, чем не только взрослые, но и дети. Это касается как положительных, так и отрицательных эмоций.
Согласно результатам исследования П. Лафренье, подростки чувствовали себя очень счастливыми в шесть раз чаще, чем их родители, и очень несчастными - в три раза чаще. Кроме того, по их словам, подростки гораздо чаще, чем взрослые, чувствовали себя неловко и тревожно, скучно и апатично.
Такой всплеск эмоциональной жизни подростков многие авторы связывают, прежде всего, с балансом двух основных типов нервных процессов - возбуждения и торможения. В подростковом возрасте по сравнению со «средним детством» (возраст 7-11 лет) и со взрослым возрастом общее возбуждение возрастает, а все виды торможения – ослабевают [10].
3 Проведение исследования эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста
3.1 Организация и проведение исследования
Теоретический анализ и обобщение литературных источников, отражающих проблему эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста, позволил дать теоретическое обоснование выдвинутого положения и помог в объяснении результатов эмпирических исследований.
Анализ научно-методической литературы позволил оценить состояние изученности интересующего вопроса, определить методологическую основу исследования, установить предположение, направленное на решение поставленной проблемы.
Одним из основных принципов подбора психодиагностических методик является соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности.
Цель: изучить особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста
Обьект: эмоциональная сфера
Предмет: особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста
Данное эмпирическое исследование проводилось нами с целью изучения эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста.
Исследование проводилось на школьниках подростках в возрасте 15-16 лет. В исследовании принимало участие 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). Исследование проходило на протяжении апреля 2021 года.
Тестирование проводилось в групповой форме. Испытуемые были предварительно проинструктированы о данном мероприятии.
Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1) Опросник эмоционального интеллекта Люсина [19].
Психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
Заключение
Таким образом, человек как субъект деятельности, познающий и изменяющий мир, не является бесстрастным созерцателем происходящего вокруг него, который совершает определенные действия. Действуя, человек переживает то, что с ним происходит и это, он определенным образом относится к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающей среде – и есть сфера чувств или эмоций.
До сих пор нет единой точки зрения на природу эмоций. Эмоции все еще интенсивно исследуются. Накопленный к настоящему времени экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны, это субъективные факторы, к которым относятся различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и т. д. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями человека. Можно утверждать, что эмоции возникают в результате воздействия определенного раздражителя, и их появление является не чем иным, как проявлением механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Также можно предположить, что эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и достигли максимального уровня развития у человека, поскольку объективно представлены на уровне чувств.
Одним из наиболее значимых факторов формирования подростка считается развитие у него в эмоциональной сфере самоосознания, потребности осознать себя как личность.
Эмоции играют важную роль в межличностных отношениях подростков. Потребность в общении со сверстниками важна как специфический вид межличностных отношений, кардинально отличающийся от общения «подросток-взрослый». Данное общение является особенным видом эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Развитие эмоциональной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации.
1 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Эксмо, 2013. – 720 с.
2 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2012. – 402 с.
3 Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - 2-е изд. – СПб : Питер, 2018. - 782 с.
4 Анохин, П.К. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Моск. ун-т, 1984. — 288 с.
5 Путляева, Л.В. О функциях эмоций в мыслительных процессах / Л.В. Путляева // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28
6 Громова, Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы / Е.А. Громова. – СПб: Питер, 2013. – 423 с.
7 Ребров, А.П. Психотехники в работе с эмоциями / А.П. Ребров // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 52-55
8 Лук, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. – М.: АСТ, 2015. – 455 с.
9 Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 352 с.
10 Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: Питер, 2004. 256 с.
11 Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан и др. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
12 Регуш, Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Регуш. –. СПб.: Речь, 2005. – 387 c.
13 Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. – СПб.: Питер, 2008. –. 240 с.
14 Жаркина, О.О. эмоциональные отклонения в подростковом возрасте / О.О. Жаркина // Мир психологии. – 2012. – №2. – С. 32-33
15 Витт, Н.В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций / Н.В. Витт // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 95- 107.
16 Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академ, 2000. – 184с.
17 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2010. – 816 с.
18 Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева.- М.: Академия, 2008. – 160 с.
19 Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.
20 Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты