Введение
1 Теоретические основы изучения Я – концепции в подростковом возрасте в современной психологии
1.1 Подходы к изучению Я – концепции в психологи
1.2 Особенности Я – концепции в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование Я – концепции мальчиков и девочек подросткового возраста
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования Я – концепции мальчиков и девочек подросткового возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в мире происходят интенсивные социально-экономические и политические изменения, которые отражаются на уровне психологической устойчивости и психологического благополучия общества и каждого его члена. Отмечаются массовые чувства социальной несправедливости, незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне, повышенная агрессивность, депрессии, страхи и фобии, развиваются различного рода зависимости, утрата жизненных перспектив.
На фоне негативных тенденций развития современного общества, социальных изменений, роста индивидуализации в сознании населения возрастают требования к подрастающему поколению. Современному обществу необходима молодежь, способная самостоятельно ориентироваться в стремительно нарастающих информационных потоках, умеющая критически мыслить и вырабатывать осмысленную личностную позицию, что обусловливает необходимость изучения особенностей самосознания подростка.
Современный подросток должен быть уверен в себе, высоко оценивать свои качества и возможности, ставить перед собой жизненные цели, использовать личностные ресурсы для того, чтобы стать не только частью референтной группы, но и общества в целом. Подростковый возраст является одним из наиболее важных этапов в жизни любого человека. Кризис отрочества выявляет противоречие внутри личности, внутри его представления о себе, в его самосознании. Это по сути, попытка утвердить личностью свой способ бытия в мире, осознать себя как целостность и свою способность саморазвития. Период подросткового возраста является значительным этапом в жизни, полным изменений в «Я- концепции» в целом.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Именно в подростковом возрасте складывается образ самого себя и отношение к себе. Они непрерывно связаны со стремлением к самопознанию и саморегуляции. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Следовательно, формирование адекватной высокой самооценки позволит подростку быть в дальнейшей жизни более успешным, а процесс его социализации сделать более эффективным и полноценным.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к изучению Я – концепции в психологи
В настоящее время в современной психологии не существует общепринятого определения понятия «Я-концепции». Наиболее целостная теория Я-концепции принадлежит Р. Бернсу. Под Я – концепцией зарубежный психолог понимает динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, которые имеют иерархическую структуру. По Р. Бернсу, Я-концепции – это совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанное с их оценкой [1, с. 340].
Р. Бернс выделял три компонента Я-концепции:
– образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – аффективная оценка этих представлений, которая может быть различной интенсивности, т.к. определенные черты образа «Я» способны вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или непринятием;
– потенциальная поведенческая реакция – определенные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [1, с. 96].
Содержание Я – концепции, согласно Р. Бернсу, раскрывается через ее составляющие: когнитивную, оценочную, и поведенческую составляющие. Когнитивная составляющая Я-концепции – это представления индивида о самом себе. Эти представления кажутся человеку верными и убедительными вне зависимости от того, лежит ли в основе объективное или субъективное знание, истинное или ложное. Определенные способы самовосприятия, от которого зависит формирование образа Я, многочисленны и разнообразны. Абстрактные характеристики часто не связываются с определенным событием или ситуацией. Выступая в качестве элементов обобщенного образа человека, они отражают две стороны: устойчивый характер его поведения и избирательность восприятия.
При описании себя человек пытается выразить главные характеристики своего привычного самовосприятия: это ролевые, статусные, психологические характеристики человека, описание своего материального состояния, жизненных планов и т.п. Все этих характеристики входят в образ Я с разным удельным весом – если одни кажутся для человека значимыми, то другие предоставляются менее важными.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ Я – КОНЦЕПЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методики и организация исследования
Цель исследования: выявить особенности Я – концепции мальчиков и девочек подросткового возраста.
Исследование проводилось на базе УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения». В исследовании приняли участие 30 учащихся в возрасте 15-16 лет, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Тест «Кто Я?» М. Куна – Т. Мак-Партленда [26].
Цель: выявление «образа-Я», содержательных характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом-Я.
Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют 7 обобщенных показателей-компонентов идентичности: Социальное Я; Коммуникативное Я; Материальное Я; Физическое Я; Деятельное Я; Перспективное Я; Рефлексивное Я.
Испытуемый должен написать в течение 15 минут 20 ответов на вопрос «Кто Я?». С помощью теста «Кто Я?» также можно определить: уровень рефлексивности идентичности; уровень дифференцированности идентичности; валентность идентичности
2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [27].
Цель методики: изучение самооценки качеств личности; выявление уровня самооценки и уровня притязании личности.
Шкалы методики: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Результаты проведения методики позволяют определить самооценку испытуемых (очень высокая, высокая, средняя, низкая) а также уровень притязаний (завышенный, адекватный, заниженный).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ литературы по теме исследования показал, что в современной психологии Я – концепция рассматривается как образование трех когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов. Я-концепция представляет собой совокупность представлений и мнений индивида о самом себе, аффективную оценку этих представлений и потенциальную поведенческую реакцию на основе этой оценки. Положительная Я-концепция обусловлена убежденностью в импонировании окружающим, уверенностью в способностях к определенному виду деятельности, чувством собственной значимости.
подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, формируется произвольная регуляция поведении, рефлексия и самооценка. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности. Развитие «Я- концепции» в подростковом возрасте начинается с осознания качеств своего «наличного» «Я», оценки своего тела, внешности, поведения и способностей. Постепенно возрастает когнитивная сложность и дифференцированность «Я-концепции» у подростков.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что содержание
«Я-концепции» у мальчиков и девочек подросткового возраста различается. В подростковом возрасте мальчики склонны описывать себя суждениями, относящимися к показателям Социального Я и Физического Я. При этом, они практически не использовали в своих описаниях суждения, связанные с общением, материальной обеспеченностью и перспектив в различных сферах. Девочки подросткового возраст описывают себя суждениями, относящимися к показателям Коммуникативного Я, Рефлексивного Я, Перспективного Я, Деятельного Я. На достоверном уровне у мальчиков наиболее выражены такие компоненты, как: Социальное Я и Физическое Я. У девочек наиболее выражены такие компоненты «Я-концепции», как: Коммуникативное Я, Перспективное Я и Рефлексивное Я.
1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ.; под ред. В.Я. Пилиповского – М.: Прогресс, 2001. – 422 с.
2. Джемс, У, Психология / У. Джемс; пер. с англ. – М.: Педагогика, 2000. – 368 с.
3. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 848 с.
4. Фролов, А.А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А.А. Фролов // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2015. – № 2. – С. 287-291.
5. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
7. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
8. Карпов, А.В. Общая психология / А.В. Карпов. – М.: Академия, 2006. – 452 с.
9. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
11. Агапов, В.С. Функции Я-концепции в деятельности руководителя / В.С. Агапов, А.В. Иващенко // Вестник РУДН. – 2003. – № 1. – С. 73-82.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 640 с.
13. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
14. Кузнецова, Д.А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д. А. Кузнецова, О.А. Братцева // Молодой ученый. – 2018. – № 22. – С. 285-288.
15. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
16. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
17. Четверткова, А.В. Качества личности современного подростка: психологический портрет / А.В. Четверткова // Человек в мире культуры. – 2016. - № 2. – С. 87-92.
18. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
19. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
20. Новгородцева, А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38–50.
21. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-98.
22. Князева, Т.Н. Взаимосвязь развития рефлексии и когнитивно-личностных свойств в подростковом возрасте / Т.Н. Князева, Е.В. Ершова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 6. – С. 191-200.
23. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. –2006. – № 1. – С. 91-95.
24. Талайко, С.В. Влияние кризиса идентичности на позитивный рост личности подростка / С.В. Талайко // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии. – Минск: НИО, 2001. – 223 с.
25. Талипова, О.А. Причины и особенности проявления агрессивного поведения у подростков / О.А. Талипова // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза, 2020. – С. 191-193.
26. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Т.В. Румянцева. – СПб., 2006. – С. 82-103.
27. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах, 2011. – С. 169-174.