Особенности профессионального самоопределения обучающихся в старших классах
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности профессионального самоопределения обучающихся в старших классах»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности профессионального самоопределения обучающихся в старших классах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №2, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опрос для старшеклассников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица первичных результатов по тесту структуры интеллекта Амтхауэра.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных результатов по опроснику Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица первичных результатов по тесту структуры интеллекта Амтхауэра.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных результатов по опроснику Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения особенностей профессионального самоопределения обучающихся в старших классах
1.1 Понятие профессионального самоопределения
1.2 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
2 Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения обучающихся в старших классах
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения обучающихся в старших классах
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время к личности старшеклассника предъявляются высокие требования. Одним из важнейших проявлений личностного развития, а также естественным процессом старшеклассника является профессиональное самоопределение. Выбор профессии, будучи средством самоутверждения человека в обществе, становится сегодня одним из главных решений в жизни каждого молодого человека. Для молодого человека, вступающего в мир взрослых, наиболее ответственным является момент выбора профессии или профессиональный выбор, от которого во многом зависит раскрытие и самореализация личности, ее социальный статус, т.е. место и положение в обществе, наконец, то, в какой мере этот выбор будет обеспечивать удовлетворение материальных и духовных потребностей. Необдуманный и случайный выбор может привести к глубокому разочарованию, неудовлетворенности и общественному неодобрению.
Современные старшеклассники все чаще сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Эти трудности связаны с неумением школьников к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии, с неумением соотнести предъявляемые определенной сферой профессиональной деятельности требования со своими возможностями и способностями.
Успешное профессиональное самоопределение школьников во многом зависит от того, насколько эффективно решена задача организации психолого-педагогического сопровождения процесса осознанного выбора профессии. Потому важно изучить психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников, которые могут послужить основой для определения более эффективных путей целенаправленной работы со старшеклассниками.
Исследованию проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной науке всегда уделялось большое внимание. Профессиональное самоопределение явилось предметом изучения Е.А. Климова, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистякова. М.Р. Гинзбурга, Т.В. Кудрявцевой и др. Становление профессионального самоопределения личности старшего школьника рассматривается исследователями не как единичный акт выбора, а в качестве длительного процесса развития в рамках будущей профессиональной деятельности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
1.1 Понятие профессионального самоопределения в психологии
Самоопределение представляет собой осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [1, c. 127].
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, а также осознание соответствия к требованиям, которые деятельность предъявляет к индивиду, переживание этого соответствия [2, с. 11].
Сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выбираемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, нахождении смысла в процессе самоопределения. Как отмечает Э.Ф. Зеер, важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы [3, с. 42].
Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:
– осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения);
– ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;
– общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты;
– определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели...
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
2.1 Методики и организация исследования
Цель исследования: выявить особенности профессионального самоопределения обучающихся в старших классах.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №2 г. Бреста» В исследовании приняли участие 60 учащихся 10-11-х классов в возрасте 15-16 лет.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опрос для старшеклассников (Приложение А).
Опрос проводился для выявления профессиональных предпочтений старшеклассников.
2. Тест структуры интеллекта Амтхауэра [24].
Тест Амтхауэра предназначен для углубленного изучения структурно-уровневых характеристик интеллекта. Методика предназначена для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Методика позволяет выявить вербальные, математические, конструктивные, теоретические способности.
Тест выполняется в ограниченных интервалах времени. Тест состоит из девяти субтестов: 1 – логический отбор; 2 – классификация; 3 – аналогии; 4 – обобщения; 5 – арифметические задачи; 6 – числовые ряды; 7 – выбор фигур; 8 – задания с кубиками; 9 – смысловая память. Результаты 9 субтеста в общий результат не включаются.
Всего в тесте испытуемому предлагается 176 заданий. Испытуемому зачитывается инструкция и предлагается выполнить 9 групп заданий, каждое из которых состоит из нескольких задач, разных по трудности.
Каждое правильное решение оценивается в 1 балл (кроме 4 субтеста). Первичные оценки переводятся в шкальные. Суммы первичных баллов по всем субтестам переводятся в общую оценку уровня интеллекта. Оценка индивидуальных результатов в данных методиках проводится с использованием эмпирически выделенной возрастной нормы (в баллах и процентах).
Общий результат обследования свидетельствует об уровне умственного развития учащихся, а успешность выполнения отдельных субтестов – об индивидуальной структуре интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ литературы по теме исследования показал, что профессиональное самоопределение – это осознание индивидом уровня развития своих профессиональных способностей, совокупности профессиональных мотивов; процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, а также процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Среди факторов, обусловливающих профессиональное самоопределение, выделяются: личностные особенности субъекта, социальные факторы (система социальных норм и ценностей, культурные стереотипы, рынок труда, система образования), семья. Успешность процесса профессионального самоопределения обусловлена многими условиями, среди которых выделяется психологическая готовность субъекта к профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение – это психологическое новообразование старшего школьного возраста. Основными направлениями в социально-психологическом развитии старшеклассников являются: повышение личностной зрелости, профессиональное и личностное самоопределение, повышение интереса к будущей профессии, выработка нравственных взглядов, убеждений и идеалов, в соответствии с которыми выстраивается модель поведения. Сложность выбора будущей профессии связана также тем, что для успешного профессионального становления необходимо не только овладение определенными знаниями, но и наличие тех или иных качеств личности: готовность к выбору профессии, самостоятельность, ответственность, навыки целеполагания, интеллектуальные способности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство старшеклассников хотели бы получить высшее образование и обучаться в университет. Выбор учебного заведения старшеклассники сделали на основе хороших отзывов о нем, также с учетом мнения друзей. Большая часть старшеклассников предпочитают занимаются экономической деятельностью (экономика, делопроизводство, бухгалтерия), интересуются сферой информационных технологий (программирование, системное администрирование). Наиболее распространёнными среди старшеклассников являются такие профессии, как: экономист, бухгалтер, программист, веб-администратор.
1. Ренева, Г. Ф. Профессиональное самоопределение личности на различных этапах профессионализации / Г. Ф. Ренева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 126–132.
2. Поваренков, Ю. П. Профессиональное становление личности : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю. П. Поваренков. – Ярославль : ЯГПУ, 1999. – 359 с.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2005. – 336 с.
4. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. – М. : МГППИ, 1999. – 543 с.
5. Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова// Педагогика. – 2005. – № 1. – С. 19–26.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е.А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
7. Ретивых, М. В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема / М. В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 15–20.
8. Кобазова, Ю. В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников / Ю. В. Кобазова // Вестник Северо-Восточного фед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 52-56.
9. Врублевская, М. М. Профориентационная работа в школе : Методические рекомендации / М. М. Врублевская. – Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 80 с.
10. Давыдюк, Л. В. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Л. В. Давыдюк, О. Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5. – С. 85 – 88.
11. Ананьина, Е. В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е. В. Ананьина // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – №9. – С. 62–67.
12. Головей, Л. А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ / Н. А. Грищенко. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. – 79 с.
13. Аверьянова, С. Ю. Ключевые компетенции как факторы и результаты профессионального самоопределения старшеклассников / С. Ю. Аверьянова // Научный диалог. – 2013. – № 8. – С. 120–130.
14. Бесклубная, А. В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников / А. В. Бесклубная // Известия СНЦ РАН. – 2011. – № 2–4. – Т. 13. – С. 768–770.
15. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
16. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 452 с.
18. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Смысл, 2001. – 414 с.
19. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
20. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 2002. – 312 с.
21. Ососова, М. В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся / М. В. Ососова // Педагогическое образование в России. – 2011. – №4. – С. 166–172.
22. Давыдюк, Л. В. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Л.В. Давыдюк, О.Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5. – С. 85-88.
23. Ваньков, А. Б. Старшеклассник как субъект профессионального самоопределения / А. Б. Ваньков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2014. – № 1. – С. 85-87.
24. Туник, Е. Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных / Е. Е. Туник. – СПб. : Речь, 2009. – 96 с.
25. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 2006. – С. 496–502.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опрос для старшеклассников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица первичных результатов по тесту структуры интеллекта Амтхауэра.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных результатов по опроснику Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица первичных результатов по тесту структуры интеллекта Амтхауэра.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных результатов по опроснику Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты