Развитие творческих способностей младших школьников посредством сказки
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников посредством сказки»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Развитие творческих способностей младших школьников посредством сказки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Субтест «Завершение фигуры» П. Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты исследования по субтесту «Завершение фигуры» П. Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Субтест «Завершение фигуры» П. Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты исследования по субтесту «Завершение фигуры» П. Торренса.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия «творческие способности»
1.2 Особенности творческих способностей учащихся младшего школьного возраста
1.3 Сказка как средство развития творческих способностей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Особый интерес представляет изучение творческих способностей в младшем школьном возрасте. Именно младший школьный возраст представляет собой период активного развития творческих способностей и задатков, что связано с включением ребенка в новую социальную среду. Развитие творческих способностей школьников важно на всех этапах обучения, так как именно в этот период закладывается база умственного развития учащихся, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно и творчески мыслящего, активного, инициативного человека.
Сказка оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. образцы поведения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект, она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности. Потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Потому сказку можно рассматривать как средство развития творческих способностей младших школьников.
Проблема творчества и творческой деятельности интересовала таких психологов и педагогов как Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Н. Роджерс, И. Тэйлор. Зарубежными и отечественными психологами до сих пор исследуются внутренние психологические механизмы творческого процесса, внутренние и внешние условия, в которые происходит развитие творческого процесса, роль случайности в творчестве, проблема развития творческих способностей и потенциала.
В психолого-педагогической науке известны различные средства формирования творческих способностей – совместная творческая деятельность, внеучебная деятельность и т.д. Изучением проблемы развития творческих способностей младших школьников занимались Л.Н. Антилогова, Г.С. Ахтямова, З.Ф. Байгильдина, И. Кучина, И.А. Фархшатова и др.
Однако, проблема изучения развития творческих способностей младших школьников недостаточно изучена.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия «творческие способности»
Изучая проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, необходимо осмыслить содержания понятий: «творчество» и «способности». Обращаясь к научным источникам, раскрывающим данные понятия, было выявлено несколько подходов к их интерпретации.
«Творчество – одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. По мнению Л.С. Выготского, именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» [3, с. 45].
В общепринятом смысле «творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [20, с. 137].
Творчество можно рассматривать в двух аспектах: философском и психологическом. Определение, предложенное в философском словаре, раскрывает следующую трактовку, характеризующую «творчество» как «процесс человеческой деятельности, при котором будут созданы качественно новые духовные и материальные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также мастерство, приобретаемое в обучении и практике, необходимое для осуществления творческого замысла» [7, с. 28].
В психологическом аспекте подробно раскрывает понятие «творчество» М.К. Тутушкина. Она считает, что «творчество – это деятельность, порождающая новые духовные и материальные ценности, отличительными чертами которой являются оригинальность и неповторимость, а также общественно-историческая уникальность. В творчестве заложено глубокое личностное начало, которое является основой для творческой деятельности» [17, с. 141].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления творческих способностей младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на базе____________. В исследовании приняли участие 30 учащихся в возрасте 6-7 лет.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев развития творческих способностей позволило определить уровень сформированное этого качества. Инструкции к выполнению заданий каждый младший школьник прослушал.
Использовались следующие методики:
1. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» (Приложение А)
Цель методики: определить уровень развития воображения детей младшего школьного возраста. «Дорисовывание фигур» является достаточно интересной и простой в использовании методикой. В себя данная методика 27 включает стимульный материал, включающий в себя ряд геометрических фигур и фигур с неопределённой формой. Эта методика позволит определить уровни воображения и способность создавать оригинальные образы.
2. Субтест «Завершение фигуры» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса (Приложение Б).
Методика предназначена для диагностики творческих способностей начиная со старшего дошкольного возраста при помощи таких показателей как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Испытуемым предлагается на протяжении 10 минут дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а также придумать название к каждому рисунку.
Интерпретация результатов осуществляется путем сравнения с нормативными данными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности – это не врожденные, а приобретенные синтетические свойства, которые включают в себя различные психические процессы и психофизиологические функции. Они способствуют развитию личности, которое происходит в пределах культуры по заданным психологическим закономерностям. А задатки – это врожденные физиологические и анатомические особенности нервной системы человека, на основе которых формируются и развиваются способности.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, способности не даны от природы в исходном виде, а, во-вторых, способности формируются в определенных условиях жизнедеятельности, в процессе усвоения и творческого применения знаний, умений и навыков. По-другому можно сказать, что задатки, имеющиеся в человеке, могут и не перейти в способности, а способности, в свою очередь, не смогут развиться.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей.
Использование сказки позволяет развить творческие способности. Благодаря использованию метафор текст сказки не является для ребенка однозначным и ограниченным некоторым набором значений, а открывает поле для проявления воображения и нестандартного подхода к ее осмыслению. Творческие способности у младших школьников развиваются в результате использования ряда приемов: анализа сказки, рассказывания сказки, творческой работы по мотивам сказки. В процессе рассказывания сказки у младших школьников развивается фантазия, воображение, способности к децентрированию, творческое мышление.
С целью выявления творческих способностей младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование. Использовались следующие методики: Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» и Субтест «Завершение фигуры» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.
1. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – СПб.: Рус. христиан. гуманитар. ин-т, 2007. – 463 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2012. – 320 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 1008 с.
4. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / А.Е. Голубева. – М.: Проматей, 2003. – 511 с.
5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Малое изд. предприятие «NB Магистр», 2003. – 190 с.
6. Джаббарова, Л.А. Применение методов сказкотерапии в развитии вербальной креативности младших школьников / Л.А. Джаббарова // Современные технологии и инновации : сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2020. – С. 54-57.
7. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.
8. Кащенко, У.Д. Развитие творческого воображения школьника с помощью приемов сказкотерапии / У.Д. Кащенко // Современная наука : актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 236-238.
9. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии / ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин, А.Б. Орлов. – 2010. – №3. – С. 113-121.
10. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук.– Москва: Издательство политической литературы, 2012.– 144 с.
11. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2013. – 718 с.
12. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Мн.: Харвит, – 2010. – 432 с.
13. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М.В. Межиева. – Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2012. – 127 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – СПб.: Питер, 2008. – 456 с.
15. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
16. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
17. Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011 – 368 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
19. Соловьенкова, Н.К. Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста / Н.К. Соловьенкова // Ростовский научный журнал. – 2019. – № 4. – С. 76-84.
20. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. – 672 с.
21. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 2011. – С. 9-10.
22. Фролова, Я.В. Использование приемов сказкотерапии на уроках родной литературы как средства развития творческих способностей и личностных качеств учащихся / Я.В. Фролова // Наука 21 века : вопросы, гипотезы, ответы. – 2020. – № 2 (30). – С. 29-31.
23. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 2002. – 635 с.
24. Шадриков, В.Д. Общая психология: учеб. для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 411 с.
25. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. – Москва: Просвещение, 1996. – 136 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Субтест «Завершение фигуры» П. Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты исследования по субтесту «Завершение фигуры» П. Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Субтест «Завершение фигуры» П. Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты исследования по субтесту «Завершение фигуры» П. Торренса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты