Квест-технологии как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Квест-технологии как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Квест-технологии как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность экологической культуры в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Характеристика и особенности использования квест-технологий в процессе формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест-технологий
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время одной из наиболее острых и тревожных проблем является взаимодействие человека и природы. И важно правильно сформировать экологическую культуру подрастающего поколения.
Экологическая культура является одной из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в том, чтобы регулировать систему экологических отношений научными, моральными и художественными средствами, превращая негативные проявления, ведущие к экологическому кризису, в позитивную деятельность. Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры с дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте необходимо воспитывать потребности, поведение и действия, направленные на поддержание здорового образа жизни, улучшение окружающей среды. Ребенок должен получить первоначальную информацию о характере и целесообразности ухода за растениями, животными, о поддержании чистоты воздуха, земли, воды.
Природа является обязательным условием формирования целостной личности. Информация о природе имеет большое значение в формировании основ экологической культуры, в воспитании гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры. Формирование экологической культуры предполагает использование комплексного подхода, который предусматривает развитие сенсорной сферы, усвоение определенного спектра экологических знаний и приобретение практических навыков.
Учитывая все вышесказанное, мы считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста является важной, необходимой областью теории образования и воспитания, актуальность которой продиктована современными условиями.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность экологической культуры в психолого-педагогической литературе
Текущая экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, изменения его ценностных ориентаций. Человек должен научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней, осознать свою внутреннюю ценность. То есть, с одной стороны, следует учитывать интересы людей, их стремление создать для себя приемлемые условия жизни, а с другой стороны, человеческие устремления должны быть ограничены естественными законами. Чтобы применять эти принципы на практике в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Вот почему во всем мире в последние годы все больше внимания уделяется экологическому образованию. Ведущая роль в этом процессе принадлежит экологическому воспитанию, целью которого является формирование такой интегративной черты личности, как экологическая культура [5].
Экологическая культура формируется в системе непрерывного экологического образования и воспитания, основными звеньями которой являются: семья, дошкольные, школьные, внешкольные образовательные учреждения и средства массовой информации. Формируя экологическую культуру личности, необходимо учитывать особенности каждого структурного компонента образовательного пространства, а также особенности их взаимоотношений и взаимодействий при управлении этим процессом. Экологическое образование и воспитание осуществляется не в рамках одного урока, лекции, темы или даже учебного года, а постоянно и на всех уровнях образования, лишь незначительно меняя свою специфику [9].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная часть проводилась на базе...
В исследовании приняли участие дети подготовительных к школе групп, всего 25 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Для выявления уровня сформированности экологической культуры у дошкольников мы использовали диагностические средства, предложенные С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.
Содержание этого педагогического диагноза направлено на выявление следующего:
- степень, в которой ребенок освоил экологические знания;
- какова степень развития трудовых навыков у ребенка и умение ухаживать за живыми предметами;
- в какой степени у ребенка сложились разные типы отношения к природе (экологическое, эстетическое, познавательное).
Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Для получения дополнительной информации дети также находились под наблюдением в различных видах деятельности: играх, работе и образовании. Изучалось творчество детей – рисунки, поделки. Были проведены беседы с родителями учеников.
Все диагностические задачи были сгруппированы в три раздела:
1. Представления о природе:
а) об объектах животного мира;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности. Экологическая культура формируется в системе непрерывного экологического образования и воспитания, основными звеньями которой являются: семейные, дошкольные, школьные, внешкольные образовательные учреждения и средства массовой информации.
Экологическая культура дошкольника – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. К критериям и показателям экологической культуры дошкольников относят следующие: интерес к природе и проблемы ее защиты; знание природных объектов и методов их защиты, защита живых существ; моральные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (вместе со взрослыми); мотивы, определяющие человеческую деятельность и поведение в природной среде.
Квесты – это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки, разговаривать с различными персонажами в игре и т. д. В экологическом образовании старших дошкольников в деятельности применение квест-технологии позволяет в игровой форме познакомить дошкольников с объектами живой и неживой природы, проблемами загрязнения окружающей среды, правилами сохранения биоразнообразия растительного и животного мира, правилами поведения в живой природе. Дети, играя, узнают об особенностях животных: их повадках, местах обитания, характерных признаках и т. д. Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
1. Андреев, М.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М.Д. Андреев // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 7. - С. 143-145.
2. Бабаева, Т.И. Педагогическое сопровождение исследовательской активности старших дошкольников в детском саду. / Т.И. Бабаева // Детский сад. - 2015. - №9 (57). - С. 24-35.
3. Бронников, С.А. Психолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. / С.А. Бронников. - Бирск, 2004. - 78 с.
4. Васильева, А.И. Учите дошкольников наблюдать природу. / А.И. Васильева. - Мн.:, 2013. - 297 с.
5. Веракса, Н.Е. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: Мозайка - Синтез, 2014. - 80 с.
6. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя детского сада. / Н. Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2005. - 268 с.
7. Волохова, Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. / Н.Н. Волохова. - М.: Учитель, 2016. - 154 с.
8. Гирусов, А.В. Природные основы экологической культуры. / А.В. Гирусов. - М.: 2015. - 45 с.
9. Грецова, В.Г. Воспитание у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе. / В.Г. Грецова. - М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 2000. - 20 с.
10. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. Дьяченко О. М. - М.: НОУ Учебный центр м. Л. А. Венгера «Развитие», 2001. - С. 141.
11. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. / Л.И. Егоренков. - М.: АРКТИ, 2000. - 128 с.
12. Еник, О.А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы. / О.А. Еник, Е.Н. Илларионова // Молодой ученый. - 2014. - №20 (79). - С. 581-583.
13. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей. / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 91 с.
14. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 13: 3496 - 3500.
15. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
16. Кривдина Н.Н. Развитие социальной и коммуникативной активности дошкольников в образовательных квестах. Филологическое образование в период детства. 2016; 23: 146 - 148.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1997. - 304 с.
18. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991. - 132 с.
19. Николаева, С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей. / С. Н. Николаева. // Дошкольное воспитание. - 2000. - №5. - 36 с.
20. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании дошкольников. / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.
21. Николаева, С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания дошкольников. / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 42-48.
22. Николаева, С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания: на материале жизни животных. / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 1978. - 292 с.
23. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. / С.Н. Николаева. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.
24. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2012. - 336 с.
25. Петляева, Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: автореф. дис. … кандидата психологических наук : 19.00.07. / Д.Ф. Петляева ; НИИ общей и педагогической психологии. - Москва, 2001. - 22 с.
26. Петровский, В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / В.А. Петровский, Л.М. Кларина. - М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 2013. - 102 с.
27. Самохина О.Н. Игра-квест - как эффективное средство физического и познавательного развития детей дошкольного возраста. Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015; 7: 57 - 63.
28. Сокол И.Н. Классификация квестов. Молодий вчений. 2014; 6 (09): 138 - 140.
29. Сязи Н.М. Региональные образовательные традиции в формировании полиэтнической культуры школьников. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016; 5. 183 - 189.
30. Тарарин Д.Е. Живые квесты как инструмент формирования коммуникаций между участниками игрового процесса. Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества: сборник конференции. Саратов, 10.12.2015 г. 2016: 232 - 234.
31. Турыгина, С.В. Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы. / С.В. Турыгина. - М.: Феникс, 2010. - 124 с.
32. Федорова Г.А. Технология квеста во внеурочной деятельности в 6 классах. Вестник ТОГИРРО. 2016; 1. 254 - 256.
33. Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры «Дорога знаний». Образование. Карьера. Общество. 2014; 2 (41): 46 - 50.
34. Чигинцева В.В. Квест-игра как современная технология интерактивного обучения русскому языку в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного подхода. Вестник ТГПУ. 2017; 2(179): 72 - 76. 11. Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование: новое время. 2015; 1: 12 - 14.
35. Шатунова О.В. Ландшафтные квест-игры в технологической подготовке школьников. Вестник научных конференций. 2015; 4-4(4): 152 - 155.
36. Щукина Т.Ю. Квест-игра в детской библиотеке. Наука и образование: новое время. 2016; 4: 304 - 308.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты