Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование организации рефлексивной деятельности младших школьников в процессе обучения
1.1 Сущность и организация рефлексивной деятельности школьников в процессе обучения
1.2 Особенности организации рефлексивной деятельности учащихся
начальной школы
Глава 2 Возможности организации рефлексивной деятельности младших школьников в обучении иностранному языку
2.1 Организация рефлексивной деятельности учащихся на уроках
иностранного языка в начальной школе и во внеклассной работе по предмету
2.2 Анализ опыта организации рефлексивной деятельности учащихся 3 класса государственного учреждения образования «Хотлянская средняя школа» Узденского района Минской области в обучении английскому языку
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме организации рефлексивной деятельности младших школьников в обучении иностранному языку.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с ориентацией современного образования на становление личности обучающегося как субъекта своей жизни и деятельности, что невозможно без развития его рефлексивных способностей.
Феномен рефлексии известен людям с давних времен. Еще древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель усматривали назначение рефлексии в самопознании человека. Понятие рефлексии в современной интерпретации было впервые употреблено Дж. Локком, который рассматривал рефлексию как особое оперирование субъекта собственным сознанием, порождающее идеи об этом сознании. Исследование рефлексии получило дальнейшее развитие в трудах И. Канта, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже. В советской и российской философии и психологии изучением феномена рефлексии занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков.
В исследованиях российских психологов (В.В. Давыдoв, Г.А. Цукeрман, Д.Б. Эльконин), выполненных в русле развивающего обучения, рефлексия рассматривается как психическое новообразование младшего школьного возраста. Ее содержание в основном связывается со способностью ребенка анализировать основания собственной учебной деятельности. Такая способность возникает только в результате специально организованного обучения и в дальнейшем обеспечивает самостоятельный характер учения в подростковых и старших классах средней школы. Поэтому организации рефлексивной деятельности школьников в процессе обучения уделяется значительной внимание в педагогике в рамках личностно-ориентированной образовательной парадигмы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и организация рефлексивной деятельности школьников в процессе обучения
В рамках современной образовательной парадигмы большое внимание уделяется вопросам формирования и развития рефлексии, которую мы будем рассматривать с точки зрения различных подходов.
В исследовании А.А. Бизяевой [2] мы находим описание феномена рефлексии в историко-философском аспекте. Так, согласно автору, первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы. Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека. Сократ считал важнейшей задачей человека познание своей духовной активности. Платон указывал на важность самопознания в связи с воспитанием благоразумия, которое он определял как знание самого себя. Аристотель признавал за рефлексией свойство божественного разума, который способен обнаружить единство предмета знания и знания, т.е. мыслимого и мысли [2].
Со временем понятие рефлексии расширилось в связи с обоснованием источника знаний человека. Так, Дж. Локк рассматривал рефлексию как внутренний опыт, являющийся основным источником знаний, в отличие от опыта внешнего, основанного на восприятии окружающего мира органами чувств. Именно от Дж. Локка идет традиция научного изучения рефлексии [2].
В психологии впервые механизм рефлексии как способ самопознания был применен в интроспекционизме. Первым, кто в ХХ в. привлек к ней внимание, был американский ученый, философ и психолог, Дж. Дьюи в своей работе «Как мы думаем» (1910), где он дал определение рефлексивному мышлению.
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Организация рефлексивной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе и во внеклассной работе по предмету
Иностранный язык как учебный предмет в средней общеобразовательной школе имеет свои особенности, которые необходимо учесть при организации рефлексии младших школьников.
Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования предопределяется особенностями современного социального заказа, направленного на изучение языков, что сделало возможным его использование в рамках общения между носителями различных языков в контексте различных культур.
Генеральная цель обучения иностранным языкам состоит в формировании поликультурной многоязычной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией. Процесс овладения иностранным языком направлен на образование, развитие и воспитание школьников, что предполагает постановку целей обучения в единстве образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.
Задачи изучения учебного предмета «Иностранный язык»:
– развитие коммуникативной культуры учащихся, усвоение. ими устной и письменной речи на уровне, который является достаточным для адекватной трактовки передаваемой и принимаемой информации;
– когнитивное развитие учащихся;
– формирование коммуникативной компетенции [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Рефлексия в процессе обучения и образования детей младшего школьного возраста представляет собой определенный процессе фиксирования и определения основных особенностей развития образовательного процесса и анализа собственного развития и определения основных причин данного процесса.
При определении особенностей развития рефлексии у детей младшего школьного возраста необходимо определить организацию определенной рефлексивной деятельности, которая представляет собой особый вид аналитической деятельности учащихся, направленный на осмысление и переосмыслении ими содержания собственного индивидуального сознания и обеспечивает им успешное становление учебной деятельности.
В рамках формирования представления о младшем школьном возрасте представляет собой организацию рефлексивной деятельности, направленной на построение нового образа, а также формирование определенного процесса взаимодействия участников в процессе коллективной деятельности.
Организация рефлексивной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка осуществляется с помощью приемов: «Смайлики», «ресторан», «дерево чувств».
Во внеклассной работе по иностранному языку рефлексивную деятельность младших школьников целесообразно организовать в рамках индивидуальных (личностная), групповых (критическое осмысление результатов деятельности) и массовых (командная работа) форм работы с помощью приемов: : «Смайлики», «ресторан», «дерево чувств».
Анализ опыта организации рефлексивной деятельности учащихся 3 класса на базе ГУО «Хотлянская средняя школа» Узденского района Минской области показал, что на уроках иностранного языка рефлексия является важным этапом в процессе иноязычного обучения детей младшего школьного возраста.
1. Алeксeeв, Н.Г. Прoeктирoваниe и рeфлeксивнoe мышлeниe / Н.Г. Алeксeeв // Развитиe личнoсти. – 2002. − №2. – С. 88−92.
2. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия: учеб. пособие / А.А. Бизяева; под ред. Г.С. Сухобской, А.Н. Николаева. – Псков, 2004. – 216 с.
3. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1992. – № 3–4. – С. 14–19.
5. Кашлев, С.С. Технология рефлексии в педагогическом процессе / С.С. Кашлев // Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск: Вышэйшая школа, 2002. – Гл. 9. – С.80–91.
6. Лукьянова, М.А. Ориентир самостоятельной деятельности. Развитие контрольно-оценочных способностей учащихся: рекомендации психолога учителю / М. Лукьянова // Учитель. – 2003. – № 2. – C. 37–43.
7. Медникова, Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника / Л.А. Медникова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/482/482e9131a6b24fde76c2273c1bb007a0.pdf.
8. Мириманова, М.С. Рефлексия как системный механизм развития / М.С. Мириманова // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сборник / под ред. А. С. Обухова. – М.: Народное образование, 2001. – С. 99–116
9. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.
10. Соколова, Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / Л.А. Соколова // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 1. – С. 19−26.
11. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 31–40.
По ссылке: http://voppsy.ru/issues/1985/853/853031.htm
12. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1998. – №5. – С. 68–81.
13. Шеститко, И.В. О понятии рефлексии и условиях ее формирования в младшем школьном возрасте //Адукацыя i выхаванне. – 2003. – №5. – С. 67–71.
14. Ушева, Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: метод. пособие / Т.Ф. Ушева. – Красноярск, 2007. – 88 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0201/index.shtml?from_page=1. –
15. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое качество / А.В. Карпов // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5. – С. 43–56.
16. Шутова, Г. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры / Г. Шутова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
17. Давыдов В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / / Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой.- М.: Просвещение, 2012. – 258 с.
18. Шаров, А. С. Жизненный кризис в развитии личности / А.С. Шаров. – Омск, 2005. - 166 с.
19. Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход / пер. с англ. Д. Г. Лахути. – М.: Академия, 2012. – 384 с.