Технологии социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технологии социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников»
по дисциплине: «Технологии социально-педагогической деятельности»
2021
45.00 BYN
Технологии социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технологии социально-педагогической деятельности
Организация: Средняя школа №55, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциально-диагностический опросник.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциально-диагностический опросник.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Сущность и структура социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
1.2 Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей учащихся старших классов
1.3 Сущностные характеристики социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
1.4 Технологии социально-педагогической поддержки самоопределения старшеклассников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1 Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников
2.2 Программа социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
2.3 Методические рекомендации по социально-педагогической поддержке профессионального самоопределения старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время роль образования стремительно возрастает, как и его влияние на все сферы общественной жизни. Переход от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу означает, что процесс создания и распространения знаний приобрел решающее значение. Возрастающая роль знаний в общественном развитии и постепенное превращение информации в основной капитал коренным образом изменили роль образования в структуре социальной жизни современного мира.
В то же время резко возрастает значение образования как ключевого фактора в формировании нового качества не только экономики, но и общества в целом. Современная система образования пока еще способна конкурировать с системами передовых цивилизаций, но без глубокой и всесторонней модернизации образования, выделения необходимых ресурсов и создания механизмов их эффективного использования, включая профориентацию и их социально-педагогическую поддержку, ее преимущества могут быть быстро утрачены.
Выбор профессии выпускником общеобразовательного учреждения во многом определяет его дальнейший карьерный рост и материальное благополучие. На выбор профессии молодого человека иногда влияет его последующая удовлетворенность процессом работы, ее результатами, возможностью быть максимально творческим и эмоциональным и в полной мере реализовать свои жизненные планы.
Однако зачастую этот выбор делается на интуитивном уровне, под влиянием эмоций и поверхностных впечатлений, без учета таких факторов, как потребности рынка труда, физические и интеллектуальные способности человека, склонность к изучению той или иной профессии. В результате большинство выпускников не имеют четких жизненных перспектив, они оказываются нежелательными для компаний и поэтому вынуждены работать не по специальности, что наиболее тревожно, находясь в состоянии явного стресса и социальной незащищенности.
Общеизвестно, что старшей школе принадлежит особая роль в профессиональной ориентации старшеклассников, которая действует на основе профильного обучения. С одной стороны, рамки профессиональной самореализации старшеклассника сужаются профильным образованием, но, с другой стороны, старшеклассник получает профессиональную ориентацию, которая позволяет ему установить свою перспективу профессионального самоопределения. В этом контексте особое значение приобретает социально-педагогическая поддержка, способствующая профессиональному выбору старшеклассника и активизирующая учебную деятельность для дальнейшей самореализации после окончания школы.
Вышеизложенное иллюстрирует важность социально-педагогической поддержки в процессе профессионального самоопределения старшеклассника и активизации целенаправленной познавательной деятельности в подготовке к самореализации профессионального выбора [1, с.41].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Сущность и структура социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к выбранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов к выбранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения учащихся зависит от эффективности работы специалистов по оказанию помощи старшеклассникам на этапе выбора профессии. Эта помощь оказывается через систему профориентационных мероприятий в старших классах общеобразовательных учреждений.
Это требует определения характера, структуры и содержания социально-педагогической деятельности специалистов по оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессионального этапа, поиска новых путей решения проблем, возникающих в процессе формирования их профессиональных намерений, и необходимости разработки новых форм и методов профессиональной ориентации школьников, которые обеспечат эффективную социально-педагогическую ориентацию для их профессионального самоопределения [2, с.92].
Социально-педагогическая поддержка – это процесс выявления вместе с ребенком его собственных интересов, целей, возможностей и способов преодоления препятствий (проблем), мешающих ему утверждать свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самообразовании, общении, образе жизни и развитии личности.
Социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения молодежи связана со следующими задачами:
1) Проводить информационную работу;
2) Обучение тому, как принимать решения относительно выбора индивидуального образовательного маршрута.
3) Определение основных ограничений (трудностей, проблем) выбора.
4) Определение уровня готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.
5) Определение реальные проблемы личностного и профессионального самоопределения.
6) Изучение специфики психологии индивида.
7) Изучение мира профессий.
8) Определение психологической готовности к личностному и профессиональному самоопределению.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1 Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников
База исследования: ГУО «Средняя школа №55» г. Минска.
С целью формирования представлений о особенностях профессионального самоопределения старшеклассников, нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 30 учащихся старших классов в возрасте 14-15 лет. Выборка составила 10 (35%) мальчиков и 20 (65%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Этапы эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей личности студентов как субъектов общественных отношений с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности применения технологий социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся.
Задачи исследования:
1. Провести диагностическое исследование.
2. Разработать программу психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся.
3. Разработать рекомендации в рамках психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся.
Методики исследования:
1. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов, А.А. Азбель) (Приложение А)
Данная методика направлена на формирование представления об особенностях профессиональной направленности на основе различных видов деятельности.
Для данной методики используется классификация профессий, направленная на классификации профессии на группы по предмету труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человекзнаковая система», «человек-художественный образ».
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы способны одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы вам пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы вы предпочли? Выберите один вид работы из каждой пары и отметьте его номер в бланке ответов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что профессиональное самоопределение представляет собой одно из наиболее важных направлений в процессе обучения и воспитания детей старшего школьного возраста. Для формирования оптимального уровня развития процесса профориентации данной категории детей необходимо определенная социально-педагогическая поддержка, которая может осуществляться как педагогами, так и родителями.
Старшеклассник – это одновременно реалист и романтик, переживающий как собственную целостность, так и возможность ее утраты. Старшеклассники открывают свой внутренний мир и способны к самоанализу; их чувства и эмоции дифференцированы. Это создает основу для проведения праздников в этом возрасте, исходя из особенностей подросткового возраста.
Психолого-педагогическое сопровождение – это деятельность, направленная на решение личностных проблем и одновременно способствующая успешному профессиональному самоопределению и личностному развитию учащихся.
В дополнение к вышесказанному, чтобы помочь старшеклассникам выбрать профессию, необходимо организовать для них специальные мероприятия, которые включают:
1. получение знаний о себе (самовосприятие);
2. предоставление информации о мире труда (анализ карьеры и профессиональной деятельности);
3. актуальность знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическое самоопределение является одним из наиболее важных направлений в рамках изучения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста. Основными технологиями в рамках данного направления деятельности является профессиональное обучении и воспитание, профессиональное просвещение, профессиональная адаптация и т.д.
Нами было проведено эмпирическое исследование для формирования представления о профессиональных особенностях старшеклассников. В ходе исследования нами было определено, что в основном, для детей характерным является наличие профессии «человек-человек».
Нами была сформулирована программа оказания психолого-педагогической поддержки детей старшего школьного возраста. Данная программа направлена на формирование представления о особенностях различных профессий и определенных индивидуально-психологических различий в рамках профессиональной деятельности. Также нами были выделены определенные этапы, направленные на формирование оптимального уровня психолого-педагогического сопровождения.
1. Ажнина, О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей–сирот //Воспитание школьников. – 2005. – № 7. – С. 41–47
2. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре/ Е.А. Александрова. – Саратов, 2007. – 192 с.
3. Боревникова, С.А. Профессиональное самоопределение. //Психологическое обеспечение трудовой деятельностью / С.А. Боревникова. – СПб. – 1991. – С. 6–23
4. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Г.Б. Логинова. – М.: Знание, 2011. – 80 с.
5. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. / О.С. Газман. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
6. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: универ, 2008. –156 с.
7. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голомшток. – М.: Педагогика, 2009. – 160 с.
8. Горностай, Н.Н. Теория и практика психологического консультирования / С.В. Васьковская. – К.: Наукова думка, 2005. – 156 с.
9. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 2011 – 258 с.
10. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. / О.А. Карабанова. – М.: Рос. пед. агентство, 2007. – 191 с.
11. Климов, Е.А. Путь в профессию. / Е.А. Климов. – Л.: Лениздат, 1974. – 187 с.
12. Кодатенко, О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка. / О.М. Кодатенко. – Саратов, 2008. – 224 с.
13. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. –М.: «Академия», 2008. – 160 с.
14. Колеченко, А.К. Психологическое обеспечение / А.К. Колеченко. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
15. Кузьмина, Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя/ Н.В. Кузьмина. – М.: Академия, 2004. – 245 с.
16. Костюк, Г.С. Роль профессионального самоопределения в формировании личности. //Вопросы профессиональной ориентации учащихся. – М.: Просвещение, 2009. – С. 3–14
17. Кривошеева, Г. Выбери свое будущее! //Тренинг профессионального самоопределения. //Психолог. – 2006. – № 11. (Март) – С. 25–28
18. Кудрявцев, Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. //Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 51–59
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд–во полит. Литер, 2010. – 256 с.
20. Лесовик И.В. Педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении /И.В. Лесовик //Ростовский электронный журнал. – №18 – С–22.
21. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Знание, 2006. – 64 с.
22. Лунина, Е.Г. Социально психологическая поддержка как фактор минимизации профессиональной деформации сотрудника правоохранительных органов. / Е.Г. Лунина. – Москва: Академия, 2007. – 22 с.
23. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб: Питер, 2009. – 478 с.
24. Макаренко, Н.В. Основы профессионального психологического отбора/ Б.А. Пухов. – Киев, 2007. – 245 с.
25. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциально-диагностический опросник.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциально-диагностический опросник.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты