Обучение пересказу литературных произведений детей среднего дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение пересказу литературных произведений детей среднего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2021
45.00 BYN
Обучение пересказу литературных произведений детей среднего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика развития речи
Организация: Детский сад №11, УДО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Составление предложения по трём картинкам, связанным тематически.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Пересказ текста знакомой сказки «Репка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс игр и упражнений для коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, направленных на формирование умений пересказывать.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1.2 Особенности обучения пересказу детей среднего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это время, когда особое внимание уделяется развитию связной речи детей. Правильно организованные пересказы окажут неоценимую помощь в оттачивании навыков презентации. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания и мышления.
В детском саду пересказ литературы является одним из видов речевой деятельности, развивающих связную речь. К сожалению, в методической литературе вопросу пересказа уделяется мало внимания. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, в то время как вопрос пересказа в обучении рассматривается недостаточно.
Педагогическая практика показывает, что даже опытные педагоги часто сталкиваются с трудностями при организации пересказа в классе, что подтверждает актуальность нашего исследования. Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые современные учебные программы детских садов предоставляют воспитателям право выбора литературы для чтения, пересказа и декламации. Поэтому при развитии навыков пересказа у детей дошкольного возраста целесообразно учитывать как теоретические подходы, так и практические аспекты.
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста сегодня особенно актуальна. Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и другие психологи и методисты отмечают, что дети усваивают родной язык в основном путем подражания разговорной речи окружающих. К сожалению, в наше время родители, в силу сложных социальных условий, склонны забывать об этом и оставлять процесс развития языка своих детей на произвол судьбы. Дети проводят больше времени за компьютером, чем в живой среде.
Литература является эффективным средством психологического, нравственного и эстетического воспитания, которое оказывает важное влияние на всестороннее развитие детей и вносит непосредственный вклад в подготовку к школе. Литература раскрывает перед детьми мир человеческих эмоций и вызывает у них интерес к внутреннему миру героев [8, с.145].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Средний возраст детей дошкольного возраста требует особого внимания в силу своего особого положения в дошкольном детстве, когда ребенок еще не вырос, но уже и не маленький. Раннее детство – это переходный период для детей дошкольного возраста. В этот период нормально развивающийся ребенок претерпевает огромные изменения в своем психическом развитии. Значительно повышается когнитивная активность – развивается восприятие, визуальное мышление и зачатки логического мышления.
Средний дошкольный период – это промежуточный этап, переход между младшим и старшим дошкольным возрастом, который влияет на новое формирование сознания и личности, включая становление основной и полной картины окружающего мира; целенаправленное поведение; эмоциональные и интеллектуальные проекции; освоение правил поведения; нравственные эмоции; самодеятельность и творчество в его простейшей форме [1, с.12].
Возраст от четырех до пяти лет – это период относительного спокойствия. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал более спокойным, послушным и послушным. Их физические способности улучшились: движения стали более уверенными и разнообразными.
В четыре года дети испытывают сильную потребность в движении. Если эта потребность не удовлетворяется, и активная двигательная деятельность ограничивается, они быстро становятся перевозбужденными, непослушными и своевольными. Поэтому особенно важно установить разумный двигательный режим и наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, музыкально-танцевальными движениями и хороводными играми [9, с.28].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: УДО «Детский сад №11» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 16 детей в возрасте 4-5 лет. Выборка составила 10 (63%) мальчиков и 6 (37%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Этапы эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей личности студентов как субъектов общественных отношений с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития навыков пересказа у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить инструментарий и выборку исследования
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Провести анализ результатов эмпирического исследования.
Методики исследования:
1. Пересказ рассказа с использованием наглядного материала (Приложение А).
Цель: выявление умения составлять пересказ опорой на иллюстрацию.
2. Пересказа без использования наглядной опоры (пересказ текста знакомой сказки или короткого рассказа) (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что средний дошкольный возраст представляет собой переходный этап от младшего к старшему дошкольному возрасту. Данный возрастной период представляет собой период относительного спокойствия в рамках формирования основных интеллектуальных и физических функций организма ребенка. Происходит качественное изменение игровой деятельности. В рамках данного возрастного периода дети постепенно переходят от индивидуальных к групповым формам деятельности.
Пересказ литературы является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста. Для пересказа подходят прозаические сказки и рассказы, простые по содержанию, языку и грамматической структуре, легко доступные детям дошкольного возраста.
Благодаря систематической работе у дошкольников формируются навыки воспроизведения содержания текстов (рассказов, сказок), они начинают глубоко переживать произведение, у них развивается потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения персонажей, оценить их поступки и распознать причинно-следственные связи между событиями. По мере развития логической памяти развивается и связность мышления. Если эта работа проводится систематически, то к концу учебного года дошкольники будут более чувствительны к ошибкам в точности воспроизведения и к пропускам материала.
С целью формирования представлений об уровне развития навыка пересказа у детей среднего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики Глухова. В ходе проведения исследования нами было выявлено:
У всех детей среднего дошкольного возраста, установлен низкий или недостаточный уровень сформированности навыка пересказа. Хороший и удовлетворительный уровень не был выявлен ни у одного ребенка. Исходя из полученных данных, в ходе проведенной экспериментальной работы, было установлено, что у данной категории детей умения пересказывать тексты, а также другие характеристики и параметры связной речи сформированы достаточно слабо.
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4–6 лет / О.В. Александрова. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
2. Бородич, A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.
3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду / В.В. Гербова. – М.: Академия, 2005. – 254 с.
4. Гурович, Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии / Л.М. Гурович // Дошкольное воспитание. – 1983. – №4. – С. 15–18.
5. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни / Н. В. Ёлкина. – М.: Академия, 1999. – 312 с.
6. Жукова, О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования / О.В. Жукова. – М.: Академия, 2007. – 258 с.
7. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368 с.
8. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2002. – 400 с.
9. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Э.П. Короткова. – М.: «Просвещение», 2012. – 128 с.
10. Лебедева, Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем / И.В. Козина. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
11. Нищева, Н.В. Методические рекомендации по обучению дошкольников пересказу / Н.В. Нищева //Дошкольная педагогика. – 2005. – №2. – С. 51–54.
12. Патрушева, С. Обучение детей монологической речи / С. Патрушева // Ребёнок в детском саду. – 2001. – №2. – С. 40–43.
13. Приходько, Е.В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников / Е.В. Приходько // Молодой ученый. – 2017. – № 3.1. – С. 59–60.
14. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223 с.
15.Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева. Художник И. Павлова. – Мн.: Совр. школа, 2010. – 80 с.
16. Сохин, Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Т. Арушанова и др.; под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.– 271с.
17. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2005. – 315 с.
18. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981.– 400с.
19. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос / О С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
20. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Институт психотерапии, 2001. – 256 с.
21. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.– 323 с.
22. Филичева. Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/ Т. Б. Филичева. – М.: Владос, 2000. – 327 с.
23. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: для дошкольников / О.Г. Ханина. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 48 с.
24. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1981. – 234 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия. – 371 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Составление предложения по трём картинкам, связанным тематически.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Пересказ текста знакомой сказки «Репка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс игр и упражнений для коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, направленных на формирование умений пересказывать.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты