Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №1, ГУО (г. Калинковичи)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Методика «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование процесса формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям
1.1 Сущность понятия «ценность» и «эмоционально-ценностные отношения» в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Учет особенностей детей младшего школьного возраста при формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения
Глава 2 Эмпирическое исследование по формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям в учреждениях общего среднего образования
2.1 Формы и методы по формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям в учреждениях общего среднего образования
2.2 Содержание и оценка работы по формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
С раннего детства родители помогают своим детям выстраивать хорошие отношения со своими сверстниками. Говоря, как нужно себя вести, что нужно делать, что говорить, они учат их по-своему «правильному» поведению в обществе. Задача учителя, содействовать в формировании у детей позитивных эмоционально-ценностных отношений к окружающим их людям. Для этого, он должен знать психологические особенности учащихся, их личностные качества, чтобы найти подход к каждому и устранить возможные негативные отношения в коллективе.
Данная тема всегда была достаточно актуальна и востребована и требует постоянного развития, а в наше время, когда требования современного общества стали более жесткими к сфере образования и психологического комфорта учащихся в пределах школьного пространства, эта тема стала еще более значимой, как для педагога, так и для учащихся, их родителей и общества в целом. Вся жизнь общества играет огромную роль и накладывает определенный отпечаток на формировании личности ребенка, его психологическое состояние и в итоге его отношение к окружающему миру, обществу и самому себе.
Формирование здорового, позитивно-психологического состояния учащихся обсуждается с самых первых дней, как только ребенок пошел в школу. Потому что его эмоциональное развитие с этого момента во многом зависит от опыта, который он уже приобретает вне дома.
И вот поэтому так много этой теме уделяется времени на родительских собраниях, классных часах, факультативах.
В современных исследованиях процесса формирования ценностных ориентаций (Д. А. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, В. С. Мухина, Ж. В. Горькая) подчеркиваются необходимость активизации процесса смыслообразования личности, присвоения ценностей современного общества в условиях свободного выбора.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
1.1 Сущность понятия «ценность» и «эмоционально-ценностные отношения» в психолого-педагогических исследованиях
Ценностные отношения формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для их развития является возраст 6–12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и места человека в нем.
Понятие ценности имеет несколько значений. Во-первых, ценности – это реальные предметы и явления, важные для культуры, духовной жизни общества и человека. Все многообразие природных объектов и предметов человеческой деятельности может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться с позиций значимости, полезности, необходимости. Во-вторых, ценности характеризуются как мотивационные структуры личности, т.е. личностные ценности – представления о совершенстве в различных сферах жизни, а также оценки и установки, являющиеся ориентирами деятельности. Не будем углубляться во все многообразие определений ценностей, поскольку далее речь пойдет о формировании ценностных отношений младших школьников на уроках окружающего мира [4, с. 65].
По мнению М. Вебера – ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или не справедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека [9, с. 134].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы и методы по формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям в учреждениях общего среднего образования
Целью данной курсовой работы является изучение условий формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям. Исходя из цели работы, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
База исследования: ГУО «Средняя школа №1 г. Калинковичи».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 30 учеников младшего школьного возраста (возраст 7-8 лет), среди которых 17 девочек и 13 мальчиков.
Для исследования условий формирования позитивного отношения младших школьников к другим людям была проведена диагностика с помощью следующих методик:
– методика «рассказ о друге» Е.О. Смирновой;
– метод наблюдения.
Методика «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой [19]. Цель: выявление характера восприятия и видения сверстника.
Педагог индивидуально с каждым ребенком проводит беседу, в ходе которой выясняет, кто с кем дружит, а с кем нет. Далее детей просят дать характеристику каждому из названных ребят. Анализируя ответы, выделяют два типа высказываний:
– характеристики самого ребенка и указание на его способности;
– характеристики сверстника, которые опосредованы его отношением к испытуемому.
При обработке результатов подсчитывается процентное соотношение высказываний этих двух типов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Рассмотрена сущность понятия ценности и эмоционально-ценностное отношение.
Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества. Ценностное отношение понимается как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного. Эмоционально-ценностные отношения – это интегрированный опыт отношений человека с природой, обществом, другими людьми, определяющий специфику его переживаний, особенно восприятия действительности, характер поведенческих реакций, направленных на личностное осмысление различных объектов.
2. Охарактеризованы психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это особый период жизни, в который ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. В 6-7–летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
3. Определены формы и методы по формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения младших школьников к другим людям в учреждениях общего среднего образования.
Для исследования условий формирования позитивного отношения младших школьников к другим людям была проведена диагностика с помощью следующих методик: методика «рассказ о друге» Е.О. Смирновой и метод наблюдения. Методика «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой. Цель: выявление характера восприятия и видения сверстника. Метод наблюдения. Этот метод помогает увидеть живую картину взаимодействия сверстников. Этот метод позволяет увидеть и описать много интересных фактов, реальную жизнь ребенка, исследовать его в естественных условиях, увидеть живую картину детского взаимодействия.
1. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 2008. – 253 с.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 321 с.
3. Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение / В.О. Василенко. – М., 2009. – 215 с.
4. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие / С.В. Васильева. – СПб, 2015. – С. 128
5. Возрастная и педагогическая психология : [Учебник для пед. ин-тов] / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.]; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 2009. – 288 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2010. – 328 с.
7. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2010. – № 8. – С. 118-122.
8. Жуйкова, Т. П. Идеи ценностей, их развитие в общей аксиологии / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. – 2014. – № 21. – С. 632-634.
9. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко А. Ф. Филиппова. – М. : Прогресс, 2010. – 804
10. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
11. Маслов, Е. С. Основные категории и проблемы теории ценностей: Учебно-методическое пособие / Е. С. Маслов. – Казань: Казанский государственный университет, 2010. – 38 с.
12. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. – 494 с.
13. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
14. Равкин З. И. Образование: Идеалы и Ценности / З. И. Равкин. – М.; 2015. – С. 28.
15. Риккерт Г. О системе ценностей / Г. Риккерт // Науки о природе и науки о культуре. – М., 2008. – С. 363-391.
16. Осипов И.Д. Личность и цивилизация в философии В. П. Тугаринова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. – 2010. – №4. – с. 36-39.
17. Товпинец, И. П. Характеристика ценностных ориентаций младших школьников / И. П. Товпинец // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: сб. научных трудов. – М. : МПГУ. – 2016. – С. 91-101.
18. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. – Москва, 2013. – 839 c.
19. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2010. – 285 с.
20. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2011. – 473 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Методика «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты