Эмоциональная готовность 6-летних детей к обучению в школе
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эмоциональная готовность 6-летних детей к обучению в школе»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
45.00 BYN
Эмоциональная готовность 6-летних детей к обучению в школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Организация: Ясли-сад №1, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица первичных баллов по методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Психологическое развитие 6-летних детей
1.2 Эмоциональная готовность как компонент психологической готовности к школе
ВЫВОДЫ
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Диагностика эмоциональной готовности 6-летних детей к обучению в школе
2.3 Первичная обработка полученных результатов
2.4 Анализ результатов исследования гендерных различий в эмоциональной готовности 6-летних детей к обучению в школе
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема готовности 6-летних детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Наличие сформированности психологической готовности детей к школе облегчает процесс адаптации ребенка к обучению в школе. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и эмоциональной готовности к школе 6-летних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Изучение эмоциональной сферы 6-летних детей является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте еще не утрачена непосредственность выражения эмоций, свойственных ребенку, но вместе с тем, налицо интенсивное становление эмоционально-волевой сферы, способность вербализовать собственные чувства и чувства окружающих людей, умения подчиняться требованиям и правилам.
Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка высокого уровня развития произвольной и эмоционально-волевой регуляции, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения в трудных ситуациях, управлять своими эмоциями и поведением. Потому эмоциональная готовность особенно важна при подготовке к школьному обучению.
Изучением психологической готовности к школьному обучению занимались такие ученые как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Г.Р. Кобелева, М.В. Михайлова, М.М. Рыскулова, Ю.Б. Орлянская, О.О. Суздальцева, С.М. Хапачева, В.А. Хохлова и др.
Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел, Ф.Л. Илг, А. Керн, Л.Б. Эймс) рассматривали проблему готовности к школе в аспекте школьной зрелости.
Изучением проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста занимались такие авторы, как Н С. Ежкова, Е.И. Изотова, И.О. Карелина, А.Д. Кошелева, Л.С. Подымова и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Психологическое развитие 6-летних детей
Старший дошкольный возраст охватывает период психического развития ребенка от 5 до 6-7 лет (до момента поступления в школу) и характеризуется активным развитием психических процессов. В этом возрасте активно развивается произвольное внимание, произвольная память, наглядно образное мышление достигает высокого уровня и начинает развиваться логическое мышление, речь усложняется и пополняется активным словарным запасом [24, с. 86].
В возрасте 6 лет появляется целостное восприятие и осмысление реальности: неконкретные, мало осознаваемые впечатления, полученные посредством ощущений, об окружающем мире сменяются на более четкие, ясные и обобщенные. В этом возрасте происходит познавательное развитие, развивается познавательный интерес [24, с. 90].
Внимание 6-летних детей отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Дошкольник сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. В этом возрасте увеличивается объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени [24, с. 93].
Социальная ситуация развития ребенка 6-ти лет характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. Дошкольник, сохраняя в качестве наиболее значимых отношения с родителями и другими членами своей семьи, начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками, с воспитателем как социальным взрослым, предъявляющим новые для ребенка требования [22, с. 59].
В дошкольном возрасте происходит активное развитие эмоционально-волевой сферы. Дети дошкольного возраста впечатлительны, открыты для усвоения общечеловеческих и социально-культурных ценностей. У них ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Согласно Н.С. Ежковой, опыт эмоционального отношения к миру, полученный в дошкольном возрасте, является весьма прочным, который с возрастом принимает характер установки [11, с. 29].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1 Организация и методики исследования
В данном исследовании под эмоциональной готовностью понимается необходимый для успешного обучения в школе уровень развития эмоциональной сферы детей. Нами была исследована эмоциональная готовность на основании методик, позволяющих выявить такие стороны эмоциональной сферы, как эмоциональное состояние и тревожность.
Цель исследования: выявить гендерные различия в эмоциональной готовности 6-летних детей к обучению в школе.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют гендерные различия в эмоциональной готовности к школе у 6-летних детей.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №1 г. Могилев». Всего в исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 6 лет, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе осуществлялась диагностика гендерных различий в эмоциональной готовности 6-летних детей к обучению в школе.
На втором этапе исследования была проведена обработка результатов диагностики с помощью методов первичной математической статистики.
Третий этап предполагал статистическую проверку гипотезы и подведение итогов исследовательской работы.
Эмоциональная готовность 6-летних детей к обучению в школе включает: умеренную тревожность и позитивное психическое состояние. Потому для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) [16].
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что возраст 6 лет – это важнейший возрастной период, когда происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Старший дошкольный возраст – это период, когда формируются предпосылки для психологической готовности к школьному обучению: познавательная рефлексия, самооценка, общение со взрослыми и сверстниками, внутренняя позиция школьника. В возрасте 6 лет чувства ребенка становятся более осознанными, глубокими и обобщенными, формируются навыки контроля собственных эмоций, происходит развитие эмоциональной регуляции общения и поведения, совершенствование способности к эмпатии.
Эмоциональная готовность является важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению – необходимого уровня развития совокупности всех элементов психического и физиологического развития ребёнка для начала освоения школьной программы в условиях группового обучения со сверстниками. Эмоциональная готовность определяется высоким уровнем контроля импульсивности, произвольно управлять эмоциями и чувствами. Эмоционально зрелый ребенок имеет устойчивое эмоциональное состояние, умеет контролировать свои эмоции, имеет оптимальный уровень тревожности. Эмоциональная готовность считается сформированной, если старший дошкольник испытывает позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, которые создают благоприятные условия для овладения новыми знаниями, снижают утомляемость и повышают учебную мотивацию.
В результате диагностики эмоциональной готовности 6-летних детей к обучению в школе было установлено, что большая часть мальчиков обладает низкой степенью негативного эмоционального состояния. Девочки характеризуются средней степенью негативного эмоционального состояния. Это свидетельствует о том, что 6-летние дети обладают достаточной эмоциональной готовностью к школьному обучению, так как для них характерно нормальное эмоциональное состояние. Большая часть 6-летних детей обладает средним уровнем тревожности – склонности переживать волнение, беспокойство и тревогу в определённых ситуациях. Такой уровень тревожности у детей является нормальным, даже полезным, т.к. он оказывает мобилизирующее воздействие не деятельность. Потому можно говорить о том, что 6-летне дети эмоционально готовы к обучению в школе.
1. Бадулина, О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников : автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / О.И. Бадулина. – М. : Институт общего образования, 1998. – 140 с.
2. Бочкарева, Н.В. Формирование психологической готовности к учению у детей старшего дошкольного возраста в традиционных и инновационных психолого-педагогических условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Бочкарева. – Москва, 2004. – 25 с.
3. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М. : Смысл, 2004. – 544 с.
4. Буркова, С. А. Особенности изучения самооценки у детей 6–8 лет / С. А. Буркова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 7, Т. 51. – С. 64–65.
5. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 66-74.
6. Гаджиева, З. М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З. М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки : опыт, проблемы и перспективы : материалы международной научно-практич. конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
7. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.А. Гайворонская. – СПб., 2009. – 25 с.
8. Гараева, Е.В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению / Е.В. Гараева // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 2. – С. 125-130.
9. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – М.: Просвещение, 2009. – 208 с.
10. Джиоева, Г.Х. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста/ Г.Х. Джиоева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – № 2. – С. 217–220.
11. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова. – М.: Владос, 2010. – 130 с.
12. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. — М. : Академия, 2004. – 288 с
13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 185 с.
14. Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С. В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2012. - С. 63-65.
15. Масленникова, У.Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста [Текст] / У.Н. Масленникова // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
16. Методика Паровозик» (С.В. Велиева) // Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / Сост. С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2005. – С. 125-127.
17. Михайлова, М. В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: автореф. дис. … канд-та психол. наук / М. В. Михайлова. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 18 с.
18. Молодцова, Т.Д. Факторы, способствующие появлению школьной дезадаптации / Т.Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 417-418.
19. Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? / В.С. Мухина // Семья и школа. – 1987. – № 4. – С. 25-27.
20. Подымова, Л.С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Текст] / Л.С. Подымова, С.В. Ильина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. – 2016. – № 2. – С. 152–155.
21. Рослякова, Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н. И. Рослякова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 66. – С. 314-315.
22. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие / Е. О. Смирнова. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 192 с.
23. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 19–28.
24. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
25. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – Воронеж : НПО Модек, 1995. – 438 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица первичных баллов по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты