Использования мнемотехники для развития памяти школьников во время подготовки воспитательных мероприятий
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использования мнемотехники для развития памяти школьников во время подготовки воспитательных мероприятий»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Использования мнемотехники для развития памяти школьников во время подготовки воспитательных мероприятий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал к методике «Запомни рисунки».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Стимульный материал к «Методике исследования типов памяти».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты первичной диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты повторной диагностики.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И МНЕМОТЕХНИКА В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Память: понятие, виды памяти
1.2 Произвольное и непроизвольное запоминание как научно-практическая проблема
1.3 Мнемотехника: понятие, виды
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1 Исследование уровня развития памяти школьников
2.2 Упражнения, направленные на развитие памяти школьников посредством мнемических приемов запоминания
2.3 Результаты использования мнемотехники для развития памяти школьников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.
Так исторически сложилось, что в жизни каждому индивидууму приходится запоминать большой объем информации. А с учетом современных тенденций и быстрого ритма повседневной жизни, который не дает порой расслабиться ни на минуту, людям приходится запоминать в разы больше. Это касается не только взрослых людей, которым приходится перерабатывать большое количество информации в силу своей работы, но и детей.
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают, что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться. Важно помнить, что память является основой многих, если не всех, способностей человека. Она – есть центральное условие получения знаний и навыков, формирования способностей и привычек.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И МНЕМОТЕХНИКА В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Память: понятие, виды памяти
В современной психологической науке память понимается как форма психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает человеку накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности [2].
Память является сложной психической деятельностью. В её структуре различают основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение) [13].
Запоминание – это процесс закрепления в сознании тех образов, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание – это, как правило, установление связи с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в памяти, в психологии называют ассоциациями.
Сохранение и забывание являются двумя взаимосвязанными процессами. Сохранение – это удержание заученного в памяти, забывание – это исчезновение, выпадение из памяти, т.е. своеобразный процесс угасания и затормаживания связей. Забывание является естественным процессом, однако бороться с ним всё-таки необходимо. Забывание бывает полным или частичным, длительным или временным. На процесс забывания влияет несколько факторов, таких как время, деятельность, предшествующая запоминанию и степень активности имеющейся информации.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1 Исследование уровня развития памяти школьников
Цель исследования: изучение использования мнемотехники для развития памяти школьников во время подготовки воспитательных мероприятий.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация системы занятий с помощью мнемических приемов запоминания в условиях общеобразовательного учреждения способствует улучшению развития памяти младших школьников.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести диагностику памяти детей младшего школьного возраста и проанализировать полученные результаты.
2. Разработать и реализовать систему занятий, направленных на развитие памяти младших школьников посредством мнемических приемов.
3. Провести повторное диагностическое обследование младших школьников с целью анализа эффективности проведенной развивающей работы.
Экспериментальная база исследования:
Выборка исследования представлена младшими школьниками в количестве 20 человек.
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: методика «Запомни рисунки» и «Методика исследования типов памяти».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение). В основе классификации памяти лежат следующие критерии – объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти.
Запоминание является одним из процессов памяти, который направлен на объединение предыдущего опыта и вновь обретенного. Необходимо различать произвольное и непроизвольное запоминание, которое отличается тем, что в первом случае имеется определенная целенаправленность.
Использование мнемотехнических приемов позволяет создать наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением, а также эффективно повысить уровень развития образной памяти. Мнемонические приемы базируются в основном на создании ассоциаций или связей между запоминаемыми фактами.
Нами было проведено исследование памяти детей младшего школьного возраста. При первичной диагностике было выявлено для 15 % (3 чел.) младших школьников выявлен низкий уровень объема кратковременной зрительной памяти; для 55 % (11 чел.) характерен средний уровень; у 30% (6 чел.) диагностирован высокий уровень объема кратковременной зрительной памяти. Уровни развития каждого из видов памяти (зрительной, слуховой, моторно- слуховой, зрительно-моторно-слуховой) у большинства детей находятся в пределах нормативных значений, хотя и на нижней допустимой границе.
Нами была разработана и реализована система развивающих занятий, направленных на развитие памяти посредством мнемических приемов запоминания.
1. Андреева, И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы / И.В. Андреева. – СПб.: 2004. – 152 с.
2. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: «Питер», 2001. – 288 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. – М.: АСТ. Астрель, 2008. – 544 с.
4. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. – М. – №11. – С. 22-24
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 Т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1989. – Т.2: Проблемы общей психологии 504 с.
6. Гатанова, Н.В. Развиваю память / Е.Г. Тунина. – СПб: «Питер», 2000. – 160 с.
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Основы психологии / Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: 2008. – 156 с.
8. Зинченко, П.И. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – М.: Академия, 2009. – 243 с.
9. Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
10. Зяблицева, М. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения / М. Зяблицева. – М.: Академия, 2005. –189 с.
11. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / З.М. Истомина. – М.: Академия, 2011. – 176 с.
12. Когнитивная психология / Под ред. X. Гейвин. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
13. Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найсера, А. Хаймен. – М.: Олма-Пресс, 2005. – 332 с.
14. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 289 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. 412 с.
17. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта : учеб. пособие / А.П. Лобанов. – Минск : Новое знание, 2008. – 376 с.
18. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: изд-во «Academia», 2013.
19. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – М.: Эйдос, 2019. – 88 с.
20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд. перераб. и доп. - М.; Издательская корпорация "Логос", 2006. – 320 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал к методике «Запомни рисунки».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Стимульный материал к «Методике исследования типов памяти».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты первичной диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты повторной диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты