ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ СФЕРЕ
1.1. Обзор источников по теме исследования
1.2. Нормативно-правовая база проекта
1.3. Историко-теоретический аспект продюсерской деятельности в музыкальной сфере
ГЛАВА 2. ПРОДЮСИРОВАНИЕ НАРОДНОГО АНСАМБЛЯ
ПЕСНИ И ТАНЦА «ДНЯПРО» РЕЧЦКОГО ГДК
2.1. Менеджмент проекта
2.1.1. Описание продукта
2.1.2. Организационный план проекта
2.1.3. Бюджет проекта
2.2. Маркетинг проекта
2.2.1. Анализ рынка, конкурентов и партнеров
2.2.2. Реклама и PR деятельность по продвижению продукта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С приходом рыночной экономики учреждения культуры столкнулись с принципиально новыми условиями функционирования. Снижение уровня бюджетного финансироܙвания, условжнившиеся условия привлечения спонсорской помощи и благотворительности, возрастающая непредсказуемость поведения аудитории, в том числе с учетом развития коммерческого сектора организации досуга, вместе с постоянно возрастающей ролью отдельных домов культуры и иных государственных учреждений в развитии общества и населения, обуславливают целый комплекс проблем. Решение таких проблем возможно с использованием современных концепций и возможностей маркетинга и менеджмента, которые в силу своего развития становятся все более применимыми в том числе в сфере культуры и искусства.
Менеджмент и маркетинг присутствуют в сфере культуры как в явно выраженных фоܙрмах, так и в ситуациях, подразумевающих их присутствие. Например, в том случае, когда речь идет о потребностях в сфере культуры, на самом деле имеются в виду проблемы управления и маркетинга. Наиболее видным ученым, занимающимся изучением маркетинга в сфере культуры и искусства является Франсуа Колбер, профессор маркетинга Высшей коммерческой школы (HEC) в Монреале, заведующий кафедрой менеджмента искусства, руководитель программы подготовки менеджеров для организаций культуры, главный редактор международного журнала по арт-менеджменту.
Для дальнейшего развития социально-культурной сферы особое значение приобретают вопросы экономики культуры. Вместе с тем до настоящего времени в стране практически отсутствует научное исследоܙвание эконмических законов и аспектов функционирования сферы культуры в современном обществе, что является серьезным сдерживающим фактором устойчивого развития социально-культурной сферы как в целом , так и ее отдельных отраслей. Особенно остро эти проблемы проявляются в регионах и районах. Именно менеджмент как система управленческой деятельности обеспечивает успешное функционирование самых различных социально-культурных организаций. Менеджмент в деятельности учреждений культуры включает и арт-менеджмент, и технологии продюсерской деятельности, и рекламные технологии, и социально-культурное проектирование, и т.д.
Одной из требующих внимания и развития проблем в сфере национальных культуры и искусства является проблема эффективного развития продюсерской деятельности, а также проблемы, с которыми сталкиваются отечественные учреждения и отдельные коллективы в случае необходимости реализации определенных проектов и отсутствия квалифицированной продюсерской поддержки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ СФЕРЕ
1.1. Обзор источников по теме исследования
Проблема музыкального продюсерства в академическом искусстве в современной литературе не является предметом специального рассмотрения. Глубоких исследований, которые относились бы непосредственно к изучению специфических аспектов деятельности продюсера, существует немного, а их содержание имеет как правило косвенное отношение к теме исследования. Преобладающая часть источников литературы XX века и начала XXI века содержит общие и специальные вопросы музыкального менеджмента, арт-менеджмента, а также вопросы управления шоу-проектами (бизнес, экономика, право).
По мнению таких исследователей, как Г.Н. Новикова, В.М. Чижиков, В.В. Чижиков – «арт-менеджмент является на сегодняшний момент одним из самых актуальных направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства» [33, с. 8].
Отечественные исследователи Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова, С. Корнеева [13] рассматривают арт-менеджмент в качестве «системы управления различными видами искусства, а также как сферу научного знания, помогающую осуществлять процессы управления в сфере культуры и искусства, продвижение на рынке культурных услуг и продуктов творческой деятельности» [5, с. 34].
Среди отечественных авторов можно отметить работу А.Н. Хренова «Театр как социокультурный феномен», написанную еще в советский период, в которой проанализирована статистика посещений театров, раскрываются вопросы, связанные с работой со зрителем и организацией концертной деятельности.
Также исследованию продюсерства в сфере культуры посвящен ряд диссертаций. Одним из таких исследований является диссертация И. Сергеевой «Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры» [26]. В ее работе использованы труды зарубежных ученых XX в., в которых объединены знания по культурологии и эстетике (X. Ортега-и-Гассет), психологии искусства, музыкальной социологии, теории общения, переросшей в коммуникативную теорию (Т. Адорно, М. Вебер, А. Моль).
ГЛАВА 2. ПРОДЮСИРОВАНИЕ НАРОДНОГО АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ТАНЦА «ДНЯПРО» РЕЧЦКОГО ГДК
2.1. Менеджмент проекта
2.1.1. Описание продукта
Народный ансамбль «Дняпро» был создан еще в 1958 г. Во второй половине 50-х в Речицком районном доме культуры работали известные коллективы: хоровой (рук. А. Финкельберг), танцевальный (рук. В. Соколов), инструментальный (рук. Г. Лазаревич), духовой (рук. П. Мельников), драматический (рук. Н. Полторацкий) и др.
«Дняпро» – неизменный участник многочисленных конкурсов и фестивалей, побеждал на многих из них. Ансамбль - лауреат трех Всесоюзных фестивалей народного творчества (1978 г., 1983 г. и 1989 г.), республиканского фестиваля хорового пения «Певческое поле» (1996 г.), республиканского фестиваля «Беларусь- моя песня» (1997 и 1998 гг.), обладатель Гран-при областного фестиваля хорового искусства имени Т. К. Лопатиной (2002 и 2005 гг.) и т. д.
В 1963 году ансамблю песни и танца «Дняпро» было присвоено звание «Народный».
Коллектив – постоянный участник международных конкурсов и смотров, в том числе в Украине и Молдове, международного фестиваля «Сожсю карагод», дипломант областного конкурса смешанных ансамблей со званием «Народный» и др.
В 2003 году коллектив ансамбля «Дняпро» был удостоен специальной премии Президента Республики Беларусь в области художественной самодеятельности «За духовное возрождение».
Организация концертной деятельности в Лошанском сельском ДК осуществляется по следующей схеме, представленной на рисунке 2.1.
Согласно рисунка 2.1, основные этапы при реализации и менеджменте концертной деятельности в Лошанском сельском ДК включают в себя:
- разработку и формирование под руководством заместителя директора ДК по организации культурной работы с привлечением собственных творческих коллективов и кружков, а также сторонних исполнителей и коллективов концертной программы для реализации отдельного мероприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Теория современного управления продюсерской деятельностью, включая сферу музыкального продюсирования, в XX веке представлена по большей части работами зарубежных авторов и исследователей, причем вопросы продюсирования здесь затрагиваются лишь косвенно в рамках общей теории менеджмента искусства. Среди наиболее значимых авторов и ученых, чьи работы в той или иной степени затрагивают вопросы менеджмента в отдельных отраслях, в том числе в сфере музыкальной индустрии, необходимо выделить работы и исследования таких специалистов, как Т. Амблер, П. Друкер, Ф. Котлер, Дж. Траут, Э. Райс и др. В современных исследованиях можно отметить ряд работ П. А. Алексеевой, Ю. М. Белозеровой, Т. В. Ртищевой, Е. В. Сазоновой, В. И. Сидоренко, содержание которых раскрывает уже непосредственно продюсерскую деятельность, в том числе в области продюсирования музыкальных мероприятий – современный менеджмент в музыкальной сфере не обходится без использования концепций менеджмента, а также без организации эффективной продюсерской деятельности.
Современный менеджмент в музыкальной сфере не обходится без использования возможностей маркетинговых технологий и концепций менеджмента, а также без организации эффективной продюсерской деятельности. На современном этапе в практике менеджмента в музыкальной сфере сформировалась классическая модель управления, включающая определенные этапы, причем одним из ключевых аспектов данного управления является продюсерская деятельность. Продюсерство представляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию разноуровневых творческих событий, процессов, явлений. Успех продюсерской деятельности во многом определяется профессиональными, личными и деловыми качествами, помогающими продюсерам создавать и поддерживать в коллективе жесткую дисциплину, сохраняя при этом творческую атмосферу.
Народный ансамбль песни и танца «Дняпро» – неизменный участник многочисленных конкурсов и фестивалей, побеждал на многих из них. При организации и проведении деятельности ансамбль «Дняпро» ежегодно сталкивается со следующими проблемами, сдерживающими развитие концертной деятельности:
- недостаток финансирования как со стороны бюджета, так и со стороны частных организаций и лиц;
- низкая интенсивность взаимодействия с привлеченными артистами и коллективами, как в части организации собственных мероприятий, так и в части привлечения их на собственные площадки.
1. Проблемы управления в сложных эконмических и социальных системах. – 2018. – С. 5-9.
2. Алексеева, П. А. Историю продюсерства кино и телевидения: учеб. пособие / П. А. Алексеева. – Санкт-Петербург, 2018. – 217 с.
3. Алексеева, П. А. Основы продюсирования: учеб. пособие / П. А. Алексеева. Санкт-Петербург: Сакнт-Петербургский ГИКиТ, 2021. – 221 с.
4. Барабанов, А.А. Региональные фестивали классической музыки в условиях глобализации: история и современные практики: Автореферат дис. ... канд. культурологии / А.А. Барабанов . – М., 2017. – 171 с.
5. Белозерова, Ю. М. Наука и искусство управления в деятельности продюсера / Ю. М. Белозерова // Сборник научный статей кафедры продюсерского мастерства. – М., 2016. – С. 17-23.
6. Бердников, С. Ю. Актуальность маркетинг-менеджмента для концертной деятельности / С. Ю. Берников // Инженерные кадры – будущее инновационной экономики. – 2016. – № 8. – С. 76-79.
7. Быстрова, О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы / О.А. Быстрова // Аналитика культурологии. – 2013. – № 27. – С. 164-168.
8. Волкогон, Ю. С. Основные функции современного продюсирования аудиовизуального произведения / Ю. С. Волкогон // Культура - искусство – образование: Материалы XL научно-практической конференции научно-педагогических работников института / Ю.В. Гушул. – 2019. – С. 89-92.
9. Герасимов С. В. Менеджмент специальных событий в сфере культуры / С.В. Герасимов, Г.Л. Тульчинский, Т.Е. Лохина – СПб., 2012. – 384 с.
10. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г.Доброслонская – М. : Флинта: Наука, 2008. – 264 с.
11. Добрынин, С. А. Специфические особенности продюсирования театрализованных форм праздничной культуры / С. А. Добрынин // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. – 2019. – № 4. – С. 101-103.
12. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 11. – С. 28–39.
13. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособ. / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
14. Зотова, О.И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О.И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2010. – №1-2. – С. 252-259.
15. Калугина, М. В. От продюсерской идеи до зрителя / М. В. Калугина // Материалы круглого стола, посвященного 70-летию факультета продюсерства и экономики и 95-летию ВГИКа 21 марта 2014 года. – Москва, 2015. – С. 24-35.
16. Кащенко Е. Г., Разумова М. С. Инструменты управления социальным маркетингом на рынке театрально зрелищных услуг // Вестник ОГУ. 2010. №8 (114). – С. 46–49.
17. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф / – М. : Классика-XXI, 2004. – С. 38.
18. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с.
19. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере : учебное пособие / Н.А. Михеева. – Спб. : Изд-во Михайлова, 2000. – 180 с.
20. О признании утратившим силу постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 23 «О предельных максимальных ценах на билеты на спектакли, концерты и цирковые представления театрально-зрелищных организаций Республики Беларусь на 25 процентов общего количества мест в зрительном зале» : постановление М-ва культуры Республики Беларусь от 12 окт. 2010 г., № 39 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 8/22850.
21. О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь : Директива Президента Респ. Беларусь от 31 дек. 2010 г. № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 1/12259.
22. Олешкевич, К. И. Теоретико-методологические основы продюсирования в шоу-бизнесе: учеб. пособие / К. И. Олешкевич. – М.: МГИК, 2021. – 274 с.
23. Рогова, Е.Г. Роль технологии фандрейзинга в развитии бюджетных учреждений культуры / Е.Г. Рогова, Н.С. Хохлова // Baikal research journal. – 2017. – Т. 8. – №2. – С. 15.
24. Ртищева, Т. В. Анализ результатов продюсерской деятельности / Т. В. Тищева. – Санкт-Петербург, 2019. – 148 с.
25. Сазонова, Е. В. Событийное проектирование в продюсерской деятельности: учеб. пособие / Е. В. Сазонова. – Санкт-Петербург, 2020. – 258 с.
26. Сергеева, И. В. Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. – Саратов, 2004. – 159 c.
27. Сидоренко, В. И. Перспективы профессиональной подготовки продюсеров в контексте развития кинобизнеса / В. И. Сидоренко // Вестник ВГИК. – 2018. – № 2. – С. 122-140.
28. Сидоренко, В. И. Трудовые аспекты продюсирования / В. И. Сидоренко. – М.: Продюсерство, 2020. – 178 с.
29. Сидоренко, В. И. Трудовые аспекты продюсирования: учеб. пособие / В. И. Сидоренко. – М., 2020. – 168 с.
30. Судаков, А.В. Особенности системы управления гастрольно-фестивальной деятельностью / А.В. Судаков // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 44-48.
31. Тульчинский, Г. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособ. / Г. Тульчинский, Е. Шекова. – СПб.: Лань, 2009. – 528 с.
32. Фестивальный менеджмент: российский и зарубежный опыт: практические советы, как эффективно управлять фестивалем: Сборник статей / Сост. и ред. В. Бабков. – М.: ART-менеджер, 2016. – 416 с.
33. Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособ. / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382.
34. Шорина, А. В. Правовые и эконмические особенности музыкального продюсирования / А. В. Шорина // Colloquium-journal. – 2020. – № 11. – С. 5-8.