Моральное развитие ребенка
МИУ (Минский университет управления)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Моральное развитие ребенка»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
45.00 BYN
Моральное развитие ребенка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Организация: Ясли-сад №54, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список испытуемых детей старшего дошкольного возраста.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты морального развития детей дошкольного возраста
1.1 Подходы к определению морали и моральной нормы в психологии и педагогике
1.2 Освоение моральных норм в дошкольном возрасте
Выводы по главе 1
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование морального развития детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст – это время наиболее активного социального развития ребенка. Социализация человека длится всю жизнь, это непрерывный процесс. Дошкольное детство – это период интенсивной социализации ребенка и активного усвоения норм общественной жизни. Таким образом, социализация – это процесс и результат освоения дошкольниками представлений о моральных нормах и правилах поведения, существующих в обществе.
По мнению И.В. Дубровиной, период наиболее активного освоения правил поведения и моральных норм, – это дошкольный возраст. Благоприятной психологической основой для вступления в общественную жизнь являются высокие темпы развития личности ребенка, ее открытость новым впечатлениям и знаниям о мире. Но часто взрослые вокруг ребенка недооценивают важность дошкольного периода в формировании моральных норм. Этот возраст считается подготовительным для будущей жизни. «Реальная» жизнь ребенка, по их мнению, начинается с момента его поступления в школу, поскольку в школе предъявляются первые серьезные требования к ребенку с точки зрения поведения и соблюдения моральных норм. Многие родители, и даже некоторые педагоги, не ставят задачу морального развития ребенка, потому что у него второстепенное место. Между тем, в дошкольном периоде ребенок закладывает основы социального поведения в обществе и формирует свой личный стиль поведения.
Дошкольное образование призвано осуществлять позитивную социализацию, в рамках которой формируются представления о нормах нравственности и мораль, представления о добре и зле. Организация дошкольного образования направлена на предотвращение дальнейшего антисоциального поведения ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Подходы к определению морали и моральной нормы в психологии и педагогике
Для того чтобы определить понятие моральной нормы, следует представить определение морали. Не существует единого мнения относительно взаимосвязи между моралью и нравственностью. Мораль часто интерпретируется как синоним нравственности, но со времен Гегеля принято различать эти понятия. Согласно данному разделению, мораль является внутренней установкой человека – в отличие от морали, которая (наряду с законом) является лишь внешним требованием для человеческого поведения. Гегель связывал мораль с царством правильной, идеальной, а нравственность – с реальностью. Существует действительно большая разница между тем, что люди считают само собой разумеющимся, и тем, что они на самом деле делают. При таком взгляде на мораль он признан «протезом нравственности» [11, с. 214].
Мораль представляет собой совокупность норм и принципов человеческого поведения в обществе; это старейшая форма общественного сознания; которая выполняет функцию регулирования поведения.
Мораль имеет дуалистический характер: она является регулятором, обслуживающим социальные системы ради своей стабильности, устойчивости, ради социальной адаптации людей (и поэтому его можно считать утилитарным, контекстуальным, детерминированным), а также в то же время это предопределенная система ценностей, мотивация, превосходящая функциональность, с упором на критику любых форм социальной принадлежности, установленных в обществе. Мораль представляет собой внутренний самоконтроль действия, истинную моральную практику. Мораль подразумевает ответственность за ваши действия. Мораль основана на свободной воле, в то время как только свободное существо может быть моральным.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы являлось провести исследование развития моральных норм у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, было реализовано опытно-экспериментальное исследование морального развития детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №54 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет. Список детей представлен в Приложении А. Дети были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную, в каждой по 15 человек.
Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня сформированности моральной нормы взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы, особенно П. В. Андреева [2], позволил выявить показатели и критерии формирования моральной нормы взаимопомощи старших дошкольников, а также выбрать методы диагностики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было провести исследование развития моральных норм у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели исследования был выполнен ряд задач.
На первом этапе мы описали подходы к определению моральной нормы в психологии и педагогике. Мораль представляет собой совокупность норм и принципов человеческого поведения в обществе; это старейшая форма общественного сознания; которая выполняет функцию регулирования поведения. В психологии моральные нормы понимаются как способность адаптироваться к социальной среде. В педагогике моральные нормы относятся к моральным качествам личности и рассматриваются как составная часть концепции всестороннего гармоничного формирования личности.
Далее мы охарактеризовали освоение моральных норм в дошкольном возрасте. Необходимым условием формирования моральных норм у старших дошкольников является организация деятельности детей, то есть активность ребёнка в процессе освоения моральных норм. Гуманное отношение к ребёнку взрослых. Обеспечение эмоционально-положительного комфорта, уважение личности ребёнка.
Далее мы провели эмпирическое исследование формирования моральной нормы взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования. Констатирующий эксперимент позволил установить, что преобладает средний уровень моральной нормы взаимопомощи. Чаще всего понятия взаимопомощи связаны с домашним хозяйством или не существуют; дошкольники имеют корыстную и нормативную направленность мотивов оказания помощи; эмпатия проявляется как сопереживание и симпатия; дети оказывают помощь под непосредственным присмотром взрослого или наблюдая за его поведением.
1. Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника / Т.П. Авдулова, Е. Аксёнова, Т. Захарова. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». – 2014. – 50 с.
2. Андреев, П.В. Формирование основ помогающего поведения у детей дошкольного возраста / П.В. Андреев // Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография. – Калуга: КГУ, 2016. − С. 187-203.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
5. Бабаева, Т.И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Баева, Л.С. Римашевская. – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 220 с.
6. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
7. Змановская, Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия». – 288 с.
8. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, В.Н Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 176 с.
9. Илуева, М.Ф. Совместная деятельность как основа развития готовности дошкольников к взаимопомощи / М.Ф. Илуева // Новая наука: Стратегии и векторы развития. − 2016. − № 4-2 (76). − С. 35-38.
10. Князева, О.Л. Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников / О.Л. Князева. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. – 168 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
12. Кон, И.С. Ребёнок и общество : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / И.С. Кон. – М.: Издательский центр «Академия» 2003. – 336 с.
13. Курочкина, И.Н. Этикет. Методы обучения и воспитания в области дошкольного образования / И.Н. Курочкина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 122 с.
14. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореферат. дис.... канд. психол. наук / Н.В. Мельникова. – Курган, 2009. – 343 с.
15. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, кн.2. Психология образования. / Р.С. Немов. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 450 с.
16. Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Р. Овчаренко. – Волгоград, 2003. – 32 с.
17. Пеньков, Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения личности : некоторые вопросы методологии и теории / Е.М. Пеньков. – М.: Издательство «Мысль», 1972. – 198 с.
18. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.
19. Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников / Л.С. Римашевская. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.
20. Смирнова, Е.О. Материалы курса «Моральное и нравственное развитие дошкольников» : лекции 1 – 4 / Е.О. Смирнова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 52 с.
21. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.П. Стрелкова. − М., 1987. − 24 c.
22. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. − М.: Смысл, 2005. − 334 с.
23. Сушкова, И.В. Формирование взаимопомощи детей в подвижной игре / И.В. Сушкова // Дошкольное воспитание. − 2009. − № 3. − С. 10.
24. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. сред.учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М. : Академия, 2011. – 185 с.
25. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый. – 2015 – №23. – С. 1020-1022.
26. Чепикова, Л.В. Технология воспитания основ нравственной культуры личности у старших дошкольников / Л.В. Чепикова // Известия Смоленского государственного университета. − Смоленск, 2015. − № 4 (32). − С. 358.
27. Шамионов, Р.М. Психология социального поведения личности : учеб. пособие / Р.М. Шамионов. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. – 186 с.
28. Шипицина, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками / Л.М. Щипицина, О.В. Защиринская, О.В. Воронова. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,1998. – 384 с.
29. Щетинина, В.В. Диагностика опыта сотрудничества у детей 5-7 лет / В.В. Щетинина, Е.В. Бабич. – Самара : Издательство СНЦ РАН, 2010. – 72 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список испытуемых детей старшего дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты