Гендерные особенности межличностного общения в подростковом возрасте
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гендерные особенности межличностного общения в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
45.00 BYN
Гендерные особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник состояния агрессии Баса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Первичные баллы по методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
1.1 Структура общения
1.2 Особенности общения в подростковом возрасте
1.3 Психологическая характеристика общения подростков в зависимости от гендера
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРА
2.1 Описание эмпирической группы и методов исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования адаптивных возможностей общения в подростковом возрасте в зависимости от гендера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблема формирования гендерной идентичности подростка стоит особенно остро из-за изменений в системе традиционных и культурных стереотипов внутри системы гендерной стратификации с точки зрения изменения культурных устоев, понимания мужественности и женственности. Глубина и значение текущих изменений заметно отражаются на самосознании человека и его гендерных предпочтениях. Границы, которые, ранее дифференцировали и уточняли понятие представления о признаках этих двух гендерных типов стали куда менее жесткими и полярными. В результате современное общество переживает трансформацию ролевой структуры, симметричность функций в партнерских отношениях, изменение представлений о главе семьи, получение большего авторитета от матери.
Подростковый возраст как период преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений, нуждается в повышенном внимании со стороны педагогов, психологов, родителей. Выстраивание межличностных отношений является особенно важным для подростка, так как у него возникает потребность в групповой принадлежности, для него становится важно занимать среди них удовлетворяющее его положение. Важную роль приобретает проблема межличностного общения. Но в связи с тем, что подростковый возраст, как правило, характеризуется категоричностью взглядов, конфликтностью, у него могут появиться повышенная агрессивность по отношению к окружающим, враждебность, нетерпимость, интолерантность в общении, что может существенно усложнить ситуацию взаимодействия с социумом.
Актуальность изучения гендерных различий в рамках межличностного общения в подростковом возрасте обусловлена необходимостью поиска способов более эффективного оказания психологической помощи молодым парням и девушкам, остро переживающим жизненные проблемы, связанные с установлением межличностного понимания с другими людьми.
Цель исследования: определить гендерные особенности общения в подростковом возрасте.
Объект исследования: адаптивные возможности общения у подростков в зависимости от гендера.
Предмет исследования: гендерные особенности межличностного общения в подростковом возрасте.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
1.1 Структура общения
Общение играет огромную роль в развитии личности, становлении культурного поведения. Умение эффективно общаться с другими людьми является неотъемлемой частью успешности в различных видах деятельности. Общение – это сложный многомерный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный необходимостью совместной деятельности.
В настоящее время в психологии не существует общепринятого определения общения. Различные авторы при определении этого термина раскрывают либо основные его функции, либо стороны общения.
В современной психологии сложились несколько подходов к пониманию общения. Согласно информационному подходу, общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегию общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, ограничивающие выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу [2, с. 119].
В рамках интеракционального подхода общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми с помощью разных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.) [2, с. 116].
Согласно мнению советского психолога и философа, педагога и организатора науки, Алексея Николаевича Леонтьева, общение – это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера [8, с. 16].
Отечественный исследователь А.А. Бодалев определяет общение в качестве взаимодействия людей, которое представлено обменом информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [7, с. 692].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРА
2.1 Описание эмпирической группы и методов исследования
С целью выявления адаптивных возможностей общения в подростковом возрасте в зависимости от гендера нами организовано эмпирическое исследование.
В исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов. Количество испытуемых – 50 человек: 25 девочек и 25 мальчиков. Девочки и мальчики были разделены на разные группы.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование (методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко (Приложение 1), опросник враждебности Басса-Дарки (Приложение 2), тест адаптивности МЛО-АМ) (А. Маклаков, И. Чермянин) (Приложение 3); анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
Для достижения цели исследования использовались следующие методики:
1. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко [17].
Назначение: выявление уровня коммуникативной толерантности. С помощью методики можно выявить толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Шкалы методики:
1) неприятие или непонимание индивидуальности человека;
2) использование себя в качестве эталона при оценках других;
3) категоричность или консерватизм в оценках людей;
4) неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства;
5) стремление переделать, перевоспитать партнера по общению;
6) стремление подогнать других участников коммуникации под себя;
7) неумение прощать другому ошибки;
8) нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера по общению;
9) неумение приспосабливаться к другим участникам общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый период – это переходный период от детства к взрослости, соотносящейся с хронологическим возрастом от 10 – 11 лет до 14 – 15 лет. Юность – это период жизни между подростковым возрастом и взрослостью (зрелостью), соотносящийся с возрастом от 15 до 23 лет.
Подростковый период – это период интенсивного физического и физиологического развития, юность – период завершения физического созревания человека, окончательный переход к зрелости личности.
Возрастная особенность подростков – возникновение чувства взрослости, отношение к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком, юность же – это период достижения реальной полной личностной и социальной зрелости. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью.
В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста: реакция отказа, оппозиции, протеста, имитации. В этот период формируется характерное поведение подростков: стремление к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых, аффективные вспышки, направленные на родителей, взрослых людей, потребность в общении со сверстниками.
Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения. К концу подросткового возраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения, соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина, Я как женщина». Подростки начинают понимать гендерные различия.
Гендер – это сочетание культурных характеристик, определяющих социальное поведение и психологические особенности женщины и мужчины, формирующиеся в процессе социализации. Гендер предполагает осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности.
В результате эмпирического исследования было выявлены адаптивных возможностей общения в подростковом возрасте в зависимости от гендера. Так, у мальчиков подросткового возраста высоко выраженно непринятие или непонимание индивидуальности другого человека, слабо выражено неумение прощать другому ошибки, высокая нетерпимость к дискомфортным, ярко выражено неумение приспосабливаться к другим участникам общения. У девочек подросткового возраста ярко выражено стремление переделать, перевоспитать партнера по общению, слабо выражено неумение прощать другому ошибки, высокая нетерпимость к дискомфортным, а также неумение приспосабливаться к другим участникам общения. При этом, сравнительный анализ показал, что у мальчиков более выражено неприятие или непонимание индивидуальности человека, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, неумение приспосабливаться к другим участникам общения, полное неприятие окружающих людей. У девочек более выражено стремление переделать, перевоспитать партнера по общению.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. — 672 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2003. –385 с.
3. Байгускарова, Д. М. Понятие гендерной идентичности как психологического феномена / Д.М. Байгускарова // Молодой ученый. – 2019. – № 3 (241). – С. 330-331.
4. Безруких, М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2003. - 416 с.
5. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем // Пер. с англ. − М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. – 320 с.
7. Бодалев, А.А. Психология общения: избр. психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
8. Большая российская энциклопедия / под общ. ред. В.В. Давыдова. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 562 с.
9. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.
10. Ильин, Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
11. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 580 с.
12. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И. С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 309 с.
13. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2000. – 144 с.
15. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / А.Я.Лупьян. – Ростов н/Д: Н.Изд-во, 1991. – 224с.;
16. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога) / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
17. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 149-154.
18. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.М. Маклакова и С.В. Чермянина [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/101.pdf /.
19. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 2000. – 97 с.
20. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.
21. Риккер, Ю. О. Основные подходы к исследованию понятия «гендерная идентичность» в истории науки / Ю. О. Риккер // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 142-147.
22. Семенова, Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза: монография / Л. Э. Семенова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2009. – 308 с.
23. Сластенин, В.А. Педагогика: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
24. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. - М.: Высшая школа,1989. – 282 с.
25. Шишлова, Е. Э. Трансформация гендерной идентичности: социально-психологический аспект / Е. Э. Шишлова // Вестник МГИМО Университета. – 2012. – № 2. – С. 204-210.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник состояния агрессии Баса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты