ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ
1.1 Понятие, виды и способы запоминания в психологии
1.2 Мнемотехника: понятие, виды
1.3 Эффективные мнемотехнические приёмы, развивающие память у школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методика исследования смысловой и механической памяти
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития памяти у школьников
2.3 Выводы и рекомендации по развитию памяти у школьников при помощи мнемотехнических приёмов запоминания
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.
Так исторически сложилось, что в жизни каждому индивидууму приходится запоминать большой объем информации. А с учетом современных тенденций и быстрого ритма повседневной жизни, который не дает порой расслабиться ни на минуту, людям приходится запоминать в разы больше. Это касается не только взрослых людей, которым приходится перерабатывать большое количество информации в силу своей работы, но и детей.
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают, что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться. Важно помнить, что память является основой многих, если не всех, способностей человека. Она – есть центральное условие получения знаний и навыков, формирования способностей и привычек.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ
1.1 Понятие, виды и способы запоминания в психологии
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит консолидация нового материала через связи с ранее приобретенным опытом. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, происходит ли это в форме вынужденного или добровольного процесса [2, с.35].
Выделяют две формы памяти: произвольную и непроизвольную.
1. Непроизвольная память – это естественная память, не ставящая конкретных целей. Произвольная память показывает тесную связь между вниманием и памятью. То, что попадает в поле внимания, запоминается непроизвольно.
На непроизвольное запоминание влияет:
1. Необычность объектов.
2. Эффективное отношение к запоминаемому материалу.
3. Уровень мотивации
Бывают моменты, когда мотивация действует на степень силы запоминания; иногда, если деятельность завершена, материал запоминается так же сильно (или более сильно), как если бы деятельность завершена.
4. Степень эмоциональной окраски, сопровождающей работу с материалом [4, с.22].
Эксперименты однозначно не подтверждают того, что запоминается больше: с положительным или отрицательным потенциалом. Важна именно динамика эмоциональной окраски, а не положительная или отрицательная окраска эмоций.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методика исследования смысловой и механической памяти
Цель исследования – выявить уровень развития смысловой и логической памяти детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Диагностировать уровень развития смысловой и механической памяти младших школьников.
- Выявить различия уровня развития смысловой и логической памяти у младших школьников по гендерному признаку.
Гипотеза: у девочек уровень смысловой памяти выше, чем у мальчиков, а уровень механической памяти у мальчиков выше, чем у девочек.
Диагностика смысловой и механической памяти детей младшего школьного возраста проводилась с помощью методики «Определение коэффициента логической и механической памяти». Испытуемыми выступили младшие школьники 4 «А» и «Б» классов в количестве 35 человек. Стимульным материалом служили 2 ряда слов. В первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором она отсутствует.
Ход выполнения задания: испытуемым зачитываются 10 пар слов 1 ряда (интервал между парой - 5 с). После 10-секуного перерыва читаются левые слова ряда с (интервалом 15 с), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Запоминание является одним из процессов памяти, который направлен на объединение предыдущего опыта и вновь обретенного. Необходимо различать произвольное и непроизвольное запоминание, которое отличается тем, что в первом случае имеется определенная целенаправленность.
Использование мнемотехнических приемов позволяет создать наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением, а также эффективно повысить уровень развития образной памяти. Мнемонические приемы базируются в основном на создании ассоциаций или связей между запоминаемыми фактами.
Для лучшего запоминания широко используются различные мнемотехнические приемы. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Основные приемы мнемотехники запоминания: метод ассоциаций, метод связок и метод мест.
Диагностика смысловой и механической памяти детей младшего школьного возраста проводилась с помощью методики «Определение коэффициента логической и механической памяти». Испытуемыми выступили младшие школьники 4 «А» и «Б» классов в количестве 35 человек.
У младших школьников на высоком уровне (80%) развита смысловая память. Детям свойственно запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала. Результаты такой мыслительной работы оформляются в виде словесных формулировок, чертежей, схем, которые отражают в сознании ученика не столько внешнюю форму предмета или явления (они часто бывают совсем не сходны с внешней формой подлежащего заучиванию материала), сколько его смысл.
Уровень механической памяти развит на среднем уровне. Дети запоминают слова точно в такой форме, в какой они их видят или слышат. Если в заучиваемый текст закралась ошибка, то и при воспроизведении она останется.
1. Андреева, И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы / И.В. Андреева. – СПб.: 2004. – 152 с.
2. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: «Питер», 2001. – 288 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. – М.: АСТ. Астрель, 2008. – 544 с.
4. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. – М. – №11. – С. 22-24
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 Т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1989. – Т.2: Проблемы общей психологии - 504 с.
6. Гатанова, Н.В. Развиваю память / Е.Г. Тунина. – СПб: «Питер», 2000. – 160 с.
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Основы психологии / Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: 2008. – 156 с.
8. Зинченко, П.И. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – М.: Академия, 2009. – 243 с.
9. Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
10. Зяблицева, М. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения / М. Зяблицева. – М.: Академия, 2005. –189 с.
11. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / З.М. Истомина. – М.: Академия, 2011. – 176 с.
12. Когнитивная психология / Под ред. X. Гейвин. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
13. Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найсера, А. Хаймен. – М.: Олма-Пресс, 2005. – 332 с.
14. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 289 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. 412 с.
17. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта : учеб. пособие / А.П. Лобанов. – Минск : Новое знание, 2008. – 376 с.
18. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: изд-во «Academia», 2013.
19. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – М.: Эйдос, 2019. – 88 с.
20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд. перераб. и доп. - М.; Издательская корпорация "Логос", 2006. – 320 с.