Обучение пересказу литературных произведений детей среднего дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение пересказу литературных произведений детей среднего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2021
45.00 BYN
Обучение пересказу литературных произведений детей среднего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика развития речи
Организация: Детский сад №11, ДОУ (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Составление предложения по трём картинкам, связанным тематически.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Пересказ текста знакомой сказки «Репка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс игр и упражнений для коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, направленных на формирование умений пересказывать.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы: психологические, лингвистические и педагогические основы формирования монологической речи в дошкольном возрасте
1.1 Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
1.2 Пересказ как метод формирования монологической речи дошкольников
1.3 Методический аспект обучения детей среднего дошкольного возраста пересказу литературных произведений
Глава 2. Экспериментальное исследование по обучению детей среднего дошкольного возраста пересказу литературных произведений
2.1 Выявление уровня сформированности навыков пересказа литературных произведений у детей контрольной и экспериментальной групп
2.2 Содержание и методика сформированности навыков пересказа литературных произведений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это время, когда особое внимание уделяется развитию связной речи детей. Правильно организованные литературные пересказы являются ценным подспорьем для развития языковых навыков детей дошкольного возраста.
Литературный пересказ в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности, которая проводится на занятиях с целью развития связной речи. К сожалению, в методической литературе пересказу уделяется мало внимания. В учебниках рассматриваются все основные вопросы развития речи у детей дошкольного возраста, но вопрос обучения пересказу рассматривается недостаточно.
Педагогическая практика показывает, что даже опытные преподаватели часто испытывают трудности при организации уроков по пересказу, что подтверждает актуальность нашего исследования. Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые современные учебные программы для детских садов предоставляют учителям возможность читать, пересказывать или декламировать то или иное литературное произведение. Поэтому при развитии навыков пересказа у детей дошкольного возраста целесообразно учитывать как теоретические подходы, так и практические аспекты.
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного примера. В отличие от других видов деятельности, развивающих связный монолог, перефразирование преподается с той спецификой, что качество пересказа оценивается с точки зрения того, насколько он близок к исходному материалу. Если дети добавляют слишком много от себя или упускают важные детали, мы останавливаем их и отправляем обратно к образцу.
Пересказы художественных произведений приемлемы и доступны для детей дошкольного возраста, потому что дети получают готовую модель, которая действует на их чувства и находит отклик, создавая желание запомнить и пересказать услышанное [1, с.12].
Глава 1. Теоретические основы проблемы: психологические, лингвистические и педагогические основы формирования монологической речи в дошкольном возрасте
1.1 Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
Вопрос о развитии перцептивных характеристик детей актуален потому, что этот психический процесс является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности детей, их общего поведения. В последние годы в психолого-педагогической литературе все чаще поднимается вопрос о роли восприятия в психологическом развитии детей и определении природы перцептивных механизмов [2, с.11].
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих эмоций, вызывая у них интерес к личностям и внутренним мирам своих героев. Учась сопереживать героям художественных произведений, дети учатся видеть психологическое состояние своих близких и окружающих их людей. Они пробуждают гуманные эмоции – способность выражать участие, доброту и противостоять несправедливости. Это является основой для развития добросовестности, честности и хорошей гражданской позиции.
Чувства детей формируются в процессе изучения языка произведения, вводимого учителем. Художественный язык помогает детям понять красоту родного языка и учит их эстетическому восприятию окружающей среды, одновременно формируя у них этические (высокоморальные) установки [4, с.54].
Знакомство детей с художественной литературой начинается с миниатюр из фольклора, таких как детские стишки и песенки, а затем они слушают народные сказки. Полная человечность, самые точные моральные послания, живой юмор и выразительный язык – вот отличительные черты этих сказок и миниатюр. В конечном итоге ребенок читает авторские рассказы, стихи и сказки, которые он с готовностью принимает.
Глава 2. Экспериментальное исследование по обучению детей среднего дошкольного возраста пересказу литературных произведений
2.1 Выявление уровня сформированности навыков пересказа литературных произведений у детей контрольной и экспериментальной групп
База исследования: ДОУ «Детский сад №11» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 16 детей в возрасте 4-5 лет. Выборка составила 10 (63%) мальчиков и 6 (37%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Выборка исследуемых была разделена на две группы по 8 человек: контрольная и экспериментальная.
Этапы эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей личности студентов как субъектов общественных отношений с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Цель эмпирического исследования: выявить уровень развития навыков пересказа у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить инструментарий и выборку исследования
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Провести анализ результатов эмпирического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дошкольный возраст является сензетивным периодом в рамках построения системы восприятия художественных текстов. Для детей дошкольного возраста характерным является наличие сложностей в процессе построения восприятия художественных текстов. Данная особенность основана на процессах формирования личного опыта и конкретности мышления. Для более старшего возраста характерными являются такие особенности как формирование способности к анализу художественного произведения.
Монологическая речь представляет собой важное средство развития связной речи. Пересказ представляет собой письменное или устное изложение своими словами содержания прочитанного или услышанного. Пересказ способствует развитию у детей умения самостоятельно излагать собственные мысли и чувства.
Пересказ является особой формой монологической речи, направленной на развитие связной речи является пересказ. Основными методами работы по формированию пересказа являются такие как пересказ по иллюстрациям, пересказ с использованием фланелеграфа; пересказ по серии сюжетных картин; пересказ по ролям; пересказ по частям; пересказ по плану, предложенному воспитателем; пересказ по мнемотаблицам.
С целью формирования представлений об уровне развития навыка пересказа у детей среднего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики Глухова. В ходе проведения исследования нами было выявлено:
У всех детей среднего дошкольного возраста, установлен низкий или недостаточный уровень сформированности навыка пересказа. Хороший и удовлетворительный уровень не был выявлен ни у одного ребенка. Исходя из полученных данных, в ходе проведенной экспериментальной работы, было установлено, что у данной категории детей умения пересказывать тексты, а также другие характеристики и параметры связной речи сформированы достаточно слабо.
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
2. Бородич, A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.
3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду / В.В. Гербова. – М.: Академия, 2005. – 254 с.
4. Гурович, Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии / Л.М. Гурович // Дошкольное воспитание. – 1983. – №4. – С. 15–18.
5. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни / Н. В. Ёлкина. – М.: Академия, 1999. – 312 с.
6. Жукова, О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования / О.В. Жукова. – М.: Академия, 2007. – 258 с.
7. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368 с.
8. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2002. – 400 с.
9. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Э.П. Короткова. – М.: «Просвещение», 2012. – 128 с.
10. Лебедева, Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем / И.В. Козина. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
11. Нищева, Н.В. Методические рекомендации по обучению дошкольников пересказу / Н.В. Нищева //Дошкольная педагогика. – 2005. – №2. – С. 51–54.
12. Патрушева, С. Обучение детей монологической речи / С. Патрушева // Ребёнок в детском саду. – 2001. – №2. – С. 40–43.
13. Приходько, Е.В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников / Е.В. Приходько // Молодой ученый. – 2017. – № 3.1. – С. 59–60.
14. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223 с.
15. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева. Художник И. Павлова. – Мн.: Совр. школа, 2010. – 80 с.
16. Сохин, Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Т. Арушанова и др.; под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.– 271с.
17. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2005. – 315 с.
18. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981.– 400с.
19. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос / О С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
20. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Институт психотерапии, 2001. – 256 с.
21. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.– 323 с.
22. Филичева. Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/ Т. Б. Филичева. – М.: Владос, 2000. – 327 с.
23. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: для дошкольников / О.Г. Ханина. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 48 с.
24. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1981. – 234 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия. – 371 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Составление предложения по трём картинкам, связанным тематически.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Пересказ текста знакомой сказки «Репка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс игр и упражнений для коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, направленных на формирование умений пересказывать.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты