Художественные особенности романа А. Мердок Черный принц
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Художественные особенности романа А. Мердок Черный принц»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Художественные особенности романа А. Мердок Черный принц
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРИТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
1.1 Философский роман 20 века
1.2 Философское течение Экзистенциализма
1.3 Влияние экзистенциализма на британскую культуру
ГЛАВА 2. ВОПЛОЩЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ А.МЕРДОК
2.1 Жизнь и творчество А.Мердок
2.2 Анализ романа «Черный Принц»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В 20 веке в конце 60-х – начале 70-х гг. у Мердок возникает интерес к философии древнегреческого мыслителя Платона, под влиянием которой читательница создает романы «Приятное и доброе», «Сон Бруно», «Черных принц». Она отвергает мистический принцип в философии Платона, частично модернизируя ее, сосредотачиваясь на учении Платона об Эросе, о любви как творческом начале жизни.
Говоря о философском содержании романов Мердок, следует отметить, что они не сильно различаются по глубине. Философское начало проявляется в идейных спорах, которые ведут герои, в развитии сюжета, в конфликтной ситуации. Но, используя идеи определенного учения, писатель сознательно упрощает их, адаптирует к интересующей его психологической, моральной и даже повседневной ситуации. В каждой теории, которую использует Мердок, она пытается подчеркнуть то, что подлежит прямому конкретному и художественному воплощению, философские коллизии, очевидно, обычны. Философия часто предлагает подходящую систему символов и лейтмотивов.
Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью в отечественном литературоведении творчества А. Мердок в целом и его экзистенциального потенциала – в частности.
Цель работы – исследовать художественные особенности романа А. Мёрдок «чёрный принц».
Задачи исследования:
1 Описать философский роман 20 века.
2 Охарактеризовать философское течение Экзистенциализма.
3 Изучить влияние экзистенциализма на британскую культуру.
4 Описать жизнь и творчество А. Мердок.
5 Проанализировать роман «Черный Принц».
Предметом исследования является художественные особенности романа, объектом исследования является роман А. Мёрдок «чёрный принц».
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРИТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
1.1 Философский роман 20 века
Философский роман — художественное произведение в романной форме, иллюстрирующее те или иные философские концепции. Термин получил распространение в XX веке, хотя его применяют и к произведениям, написанным ранее [6, c.456].
Предпосылки создания жанра можно увидеть уже в древности. Платон и Ксенофонт создали жанр философского диалога, в котором художественный смысл текста не уступает его концептуальному смыслу. В литературе средневековья были распространены аллегории, в которых также прослеживается тесная связь между чисто художественной формой выражения и философским смыслом произведения.
Сатирические притчи Джонатана Свифта и Мандевиля сыграли важную роль в становлении жанра. «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо можно отнести к предшественникам философского романа.
Философский роман как жанр был сформирован в Западной Европе в эпоху Просвещения, в это время созданы такие работы как «Кандид» Вольтера (1759) или «Племянник Рамо» (точная дата написания неизвестна). Публикация романов французского философа Руссо «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль» (1762) окончательно определила значение этого жанра в литературе. Немецкий философ Якоби первым решил выразить свои взгляды в художественной форме, опубликовав в 1779 году философский роман «Вольдемар». Традиция философского романа включает произведения Сада, которые, несмотря на свою скандальную репутацию, во многом являются продолжением этой литературной традиции и еще одним этапом ее развития, часто пародийным.
ГЛАВА 2. ВОПЛОЩЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ А.МЕРДОК
2.1 Жизнь и творчество А.Мердок
Дама Джин Айрис Мёрдок – британский философ и писатель. Родилась 15 июля 1919 года в Фибсборо, Ирландия, много писала о добродетели и зле, морали и этике, сексуальности и бессознательном. Повторяющиеся темы в трудах Айрис Мердок были связующим звеном между философией и психологией с оттенком юмора.
В конце 1940-х годов, когда Мердок поступила в Кембриджский университет, изучая философию, она назвала себя платоником. Она не соглашалась с логическим позитивизмом и встала на сторону школы экзистенциализма.
Огромное влияние на нее оказали сочинения Симоны Вейль, и она представила критику Жан-Поля Сартра и Людвига Витгенштейна. Мердок попытался осмыслить видение добродетельной жизни между иллюзиями к реальности добродетели.
Мердок начала свой философский путь с публикации критики Жан-Поля Сартра под названием «Сартр: романтический рационалист», положив тем самым начало изучению экзистенциализма на протяжении всей жизни, критикуя его за недостаточное внимание к Другому и большое внимание к героическому «я». Короче говоря, Айрис Мердок остается моралистом. Она считала, что некоторые реалии жизни существуют для того, чтобы мы могли их распознать, и их правдивость не зависит от нашего восприятия. В своей статье 1956 года под названием «Мечты и самопознание» она обсуждает, как следует воспринимать добро и мораль [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном произведении были рассмотрены следующие задачи:
Философский роман – художественное произведение в романной форме, иллюстрирующее те или иные философские концепции. Термин получил распространение в XX веке, хотя его применяют и к произведениям, написанным ранее.
Экзистенциализм – одно из самых мрачных философских и эстетических направлений современности.
Идеи экзистенциализма имели разные версии в произведениях разных писателей. Яркими представителями британского экзистанциализма считаются Айрис Мёрдок, Норман Мейлер, Джон Фаулз.
Дама Джин Айрис Мёрдок – британский философ и писатель. Родилась 15 июля 1919 года в Фибсборо, Ирландия, много писала о добродетели и зле, морали и этике, сексуальности и бессознательном.
В данном исследовании был проведен анализ по роману «Черный Принц», данный роман придерживается идей экзистенциализма, в нем рассматриваются такие вопросы как добро и зло, противопоставляются данные понятия.
Автор придерживалась идей платонизма, поэтому в произведении четко просматриваются, идеи Платона об Эросе, а именно принятие творческого начала и отказ от отрицательных эмоций.
Также в произведении очень четко прослеживаются образы и символы, есть символ названия произведения «Черный принц», где под принцем имеется ввиду принц датский «Гамлет» – Шекспир, а черный имеется ввиду костюм, в котором героиня Джулиан играла на сцене в спектакле.
Сам герой утверждай, что это «Черный Эрот» или демон чувственной любви.
Здесь также упоминается Локсий – это символическая фигура в романе, о которой знает только сам герой, остальные только гадают, кто это.
1. Бабенко, В. Г. Драматургия современной Англии/ В.Г. Бабенко. – М., 1981.
2. Ивашева, В.В. Современный английский философский роман. – Иностранная литература/ В.В.Ивашева. 1970.
3. Ивашева, В.В. Судьбы английских писателей/ В.В.Ивашева. – М., 1989
4. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа/ И.П.Ильин. — М., 1998.
5. Киссель, М.А. Экзистенциализм. Современная западная философия: Словарь/ М.А.Кисель. — М., 1991.
6. Философский роман // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 436. — 509 с.
7. Famousphilosophers [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.famousphilosophers.org/iris-murdoch
8. IRIS-MURDOCH-THE-BLACK-PRINCE Электронный ресурс] Режим доступа: https://libcat.ru/knigi/proza/klassicheskaya-proza/316562-81-iris-murdoch-the-black-prince.html#text
9. Murdoch, I Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature/ I. Murdoch, 1992. – Penguin
10. Murdoch, I. Metaphysics as a Guide to Morals: Writings on Philosophy and Literature/I. Murdoch, 1992
11. Peter, J , Philosophy and the Novel/J.Peter. (Oxford, 1975).
12. Stephen,D. Ross , Literature and Philosophy/D. Stephen. – New York, 1969.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты