Взаимосвязь профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли-сад № 28, ГУО (г. Борисов)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные методики «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методике диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Показатели взаимосвязи профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Феномен «выгорания» в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Особенности трудовой мотивации педагогов учреждения дошкольного образования
1.3 Влияние трудовой мотивации на профессиональное выгорание педагогов учреждения дошкольного образования
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования
Выводы по второй главе
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня многие представители социономических профессий подвергаются негативным влияниям профессиональной деятельности. Работа с различными категориями людей, которые обладают своими установками и особенностями характера, необходимость разрешать конфликтные ситуации, предъявляет к этим специалистам высокие требования к их компетентности и навыкам совладания. Специалист, неспособный успешно преодолеть стрессовую ситуацию, особенно подвергается профессиональному выгоранию. В случае неконструктивного совладания с профессиональными стрессами появляется ощущение фрустрации в достижении жизненно важных целей, неудовлетворенность собой как профессионалом.
Проблема мотивации трудовой деятельности является одной из ключевых для психологии труда, поскольку знание детерминант профессиональной активности открывает широкие возможности управления субъектом труда, повышения эффективности его работы и саморегуляции. Вопросам мотивации труда посвящено большое количество исследований, по результатам которых накоплен обширный материал, требующий систематизации и обобщения на новом методологическом уровне. Феномен трудовой мотивации изучали Ш. Ричи, Ф. Тейлор, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоутер, В. Врум и др. Эти ученые создавали различные теории и модели мотивации труда, вырабатывали практические рекомендации по применению своих теорий.
В отечественной психологии проблемой изучения профессиональной мотивации занимались Т.А. Бердиёров, Т.И. Захарова, А.Н. Занковский, А.А. Когдин, А.Г. Шмаков и др.
Цель исследования: выявить взаимосвязь профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – профессиональное выгорание педагогов учреждения дошкольного образования.
Предмет исследования – взаимосвязь профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Феномен «выгорания» в отечественной и зарубежной психологии
Эмоциональное выгорание – это состояние человека, для которого характерно эмоциональное истощение, в медицине квалифицируется как 273.0 по МКБ-10. Изучение эмоционального выгорания началось еще задолго до появления этого термина. Проблема сохранения психического здоровья и эмоционального благополучия беспокоила людей с начала времен. Однако, технический прогресс, развитие медицины и накопление знаний в области психологии привели нескольких исследователей к введению понятия «эмоциональное выгорание».
Изучение феномена профессионального выгорания уходит своим корнями в 1974 год, когда психиатр Г. Фрейденбергер начал использовать термин эмоционального выгорания по отношению к специалистам помогающих профессий, для обозначения эмоционального истощения своих коллег, используя слово «выгорание» как метафору [29]. Далее этот же термин использовался разными ученые, в том числе К. Маслач. Она использовала данный термин для описания более широкого спектра состояний, а именно физического, эмоционального и умственного истощения у людей [32].
В последующие годы были проведены и опубликованы десятки исследований касательно «эмоционального выгорания». Однако это привело к сумбуру как в понимании данного термина, так и моделях объясняющих эмоциональное выгорание. Одним из ярких примеров подобного сумбура, который до сих пор можно встретить, является разделение понятий «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание». Надо отметить, что изначально оба понятия подразумевали эмоциональное выгорание во время профессиональной деятельности, но в дальнейшем исследователи показали, что эмоциональное выгорание связано с жизнедеятельностью человека в целом, и сейчас оба понятия считаются синонимичными.
В психологии сложились разные подходы к изучению профессионального выгорания. В контексте межличностного подхода (К. Маслач, С. Джексон и др.) признается роль интенсивного и длительного общения в возникновении профессионального выгорания [32]. В структуре выгорания выделяются такие компоненты, как: эмоционально истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений. Позднее К. Маслач установила, что профессиональное выгорание может возникать не только из-за психического истощения в процессе профессионального общения с людьми, но и по причине конфликта психических потенций человека с условиями их реализации в жизни [32].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования.
Этапы исследования:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение эмпирического исследования взаимосвязи профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов.
Эмпирическая база исследования: Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 28 г. Борисова».
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняло участие 30 педагогов учреждения дошкольного образования. Средний возраст педагогов 34 года, стаж работы по специальности от 2 до 25 лет (среднее значение 10 лет).
Методики исследования:
1. Тест «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин) [19].
Цель: выявление наиболее актуальных потребностей личности как факторов мотивации трудовой деятельности.
С помощью методики можно выявить потребности и стремления работника и сформировать представление о его мотивационных факторах.
Опросник содержит 33 вопросы и несколько вариантов ответов. Испытуемому предлагается распределить 11 баллов по каждому вопросу в зависимости от значимости варианта ответа. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Большое количество баллов, присужденных какому-либо фактору, свидетельствует о его высокой значимости, малое количество баллов указывает на низкий уровень потребности относительно других факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональнее выгорание – это профессиональный синдром, обусловленный стрессом в трудовой деятельности, результат накопления негативных изменений в различных сферах специалиста в трудовой деятельности, что проявляется в таких реакциях, как: циничное отношение к клиенту, редукция своих обязанностей, снижение продуктивности труда, эмоциональное истощение. Профессиональное выгорание отражается на личности специалиста, проявляется в негативных переживаниях, снижении физических и личностных ресурсов, появление тревожности, раздражительности, позитивности профессионального самоотношения.
Понятие трудовой мотивации в психологии определяется как процесс побуждения работника к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения их собственных потребностей в сочетании с достижением целей организации. На мотивацию сотрудников оказывают влияние различные факторы мотивации, которые могут быть внутренними и внешними. Важным аспектом формирования мотивации профессиональной деятельности педагога в учреждении дошкольного образования становится возможность постоянного повышения уровня его квалификации и компетентности. Система мотивации педагогической деятельности работника дошкольного учреждения способствует постоянному поиску ответов на вопросы о том, как и что воспитывать у детей, как оценивать новые проявления результатов социализационного процесса в детском саду.
Симптомы, присущие явлению «эмоциональное выгорание», знакомы большинству работающих людей. Это потеря интереса к изначально любимой работе и, порой, к избранной профессии; утрата мотивации, а также негативные установки по отношению к своей деятельности и, как следствие, снижение эффективности и качества работы; пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная, порой очень низкая самооценка, пассивность, чувство вины. При такой ситуации у человека все чаще проявляются немотивированные вспышки агрессии и гнева по отношению к коллегам и другим людям.
Целью исследования было выявить взаимосвязь профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования.
1. Аминов, Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности / Н. А. Аминов. – Ярославль: Изд-во Ярославского гос. ун-та, 2014. – 169 с.
2. Бакута, А.П. Сущность феномена профессионального выгорания / А. П. Бакута // MODERN SCIENCE. – 2021. – № 4. – С. 346-352.
3. Бараева, Е.И. Профессиональное самоотношение педагога и эмоциональное выгорание / Е. И. Бараева // Народная асвета. – 2017. – № 7. – С. 74-78.
4. Бердиёров, Т.А. Понятие мотивации трудовой деятельности / Т. А. Бердиёров, Ё. Ю. Ортиков // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 83-86.
5. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2012. – 241 с.
6. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
7. Войниленко, Н.В. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности / Н. В. Войниленко, С. Г. Молчанов // Специальное образование. – 2017. – № 4. – С. 55-71.
8. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб. : Питер, 2014. – С. 143-156.
9. Дмитриева, Н.А. Мотивация персонала в организации / Н.А. Дмитриева // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2017. – № 3. – С. 141-145.
10. Зубайдуллина, Д.В. Трудовая мотивация в современной России: комплексный подход / Д.В. Зубайдуллина // Аллея науки. – 2019. – № 7. – С. 417-420.
11. Карпинский, К. В. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики: монография / К. В. Карпинский, А. М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2014. – 139 с.
12. Китаев-Смык, Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души / Л.А. Китаев-Смык // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2018. – № 2. – С. 41-50.
13. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когтин // Основы экономики, управления и права. – 2019. – № 4. – С. 80-83.
14. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя / Н. В. Кузьмина. – М.: Просвещение, 2013. – 321 с.
15. Лукина, А.В. Мотивация и удовлетворенность работой / А. В. Лукина // Исследования молодых ученых: материалы XII Междунар. науч. конф. – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 40-41.
16. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 3–11.
17. Мишурова, И.В. Управление мотивацией персонала : учебно-практическое пособие / И. В. Мишурова, П. В. Кутелев. – М.: ИКЦ «МарТ», 2013. – 224 с.
18. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / В.Е. Орел //Психологический журнал. – 2016. – №1. – С.90-101.
19. Ричи, Ш. Управление мотивацией / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ., под ред. Е. А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 399 с.
20. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. – 2015. – № 43. – С. 15-23.
21. Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.
22. Толмачева, М. С. Эволюция теорий мотивации в зарубежных исследованиях / М. С. Толмачева, Г. А. Мешкова // Успехи гуманитарных наук. – 2019. – № 2. – С. 6-14.
23. Хагур, Ф.Р. Вклад зарубежных ученых в исследовании мотивации трудовой деятельности / Ф.Р. Хагур // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2016. – № 2. – С. 11-19.
24. Цыганова, Л.Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / Л.Н. Цыганкова // Вестник Мордовского университета. – 2012. – № 2. – С. 188-196.
25. Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. – М.: Гросс-Медиа, Росбух, 2012. – 224 с.
26. Шмаков, А.Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала / А.Г. Шмаков, А.В. Топоркова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 103-106.
27. Щербатых, Ю.В. Общая психология / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2012. – 257 с.
28. Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study // Journal of Organizational Behavior. – 2019. – Vol. 13, № 1. – P. 1-11.
29. Frydenberg, E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges / E. Frydenberg. – Oxford University Press, 2016.
30. Kondo K. Burnout syndrome / K. Kondo // Asian Medical J. – 2012. – № 34 (11).
31. Maher E. The burnout syndrome / E. Maher // J. of Consylting and Clinical Psychologie. – 2013. – № 7. – P. 8-12.
32. Maslach C., Jachson S.E. The measurement of experienced burnout / C. Maslach, S.E. Jachson // Journal of Occupational Behaviour. – 2011. – №2. – Р. 99-113.
33. Perlman B., Hartman E.A. "Burnout": summary and future and research // J. Hum. Relations. – 2012. – Vol. 14, N 5. – P. 153-161.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные методики «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методике диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Показатели взаимосвязи профессионального выгорания и трудовой мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты