Профессиональная ориентация, как направление социальной профилактики правонарушений среди подростков
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профессиональная ориентация, как направление социальной профилактики правонарушений среди подростков»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Профессиональная ориентация, как направление социальной профилактики правонарушений среди подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Средняя школа №37, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспекты некоторых мероприятий по социальной профилактики правонарушений среди подростков методами профессиональной ориентации.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие правонарушений и факторы, влияющие на проявление противоправного поведения
1.2 Профессиональная ориентация как направление социальной профилактики
1.3 Формы и методы работы педагога социального с несовершеннолетними, совершившими правонарушения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Диагностика уровня личностного развития учащихся, совершивших правонарушения
2.2 Разработка направлений социальной профилактики правонарушений среди подростков методами профессиональной ориентации
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Процесс омоложения правонарушителей, а также рост правонарушений совершаемых с особой жестокостью вызывают серьезные опасения.
Специалисты из различных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения. Рост различных форм девиантности среди несовершеннолетних тревожит все общество. Сегодня несовершеннолетние предоставлены сами себе, семья перестала быть институтом, прививающим нормы морали и права. Родители, постоянно занятые на работе, не в состоянии объяснить разницу между «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо». Поэтому несовершеннолетние сами устанавливают рамки своего поведения.
Современная система образования остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-педагогического сопровождения. Рост молодёжной преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед системой образования и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов. В современной теории социальной педагогики изучение форм и методов деятельности педагога социального с различными категориями семей и воспитанников занимает одно из ведущих направлений в решении проблемы профилактики девиантного поведения.
Цель социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того, формы и методы также между собой взаимосвязаны. Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности.
Методы и технологии социально-педагогической деятельности исследовали и разрабатывали известные отечественные ученые, в частности Б.Н. Алмазов, Ю.В. Василькова, Г.Н. Голоухова, В.И. Загвязинский, И.Н. Закатова, В.В. Дудадрев, А.И. Капская и др.
Методику профилактики и реабилитации подростков правонарушителей изучали Л.Г. Борисова, В.О. Занкратов, Л.В. Олиференко, Л.И. Сидорова, С.Н. Степанов другие ученые.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие правонарушений и факторы, влияющие на проявление противоправного поведения
Правонарушение – неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние, противоречащее требованиям правовых норм и совершенное праводееспособным лицом или лицами. Влечет за собой юридическую ответственность [4, с. 11].
Правонарушения являются одной из форм антиобщественного поведения. Антиобщественное (антисоциальное) поведение направлено против интересов общества в целом, отдельных его ячеек, конкретных людей. К антиобщественному поведению, наряду с правонарушениями, относят поступки, связанные с невыполнением или непризнанием нравственных норм поведения в обществе. У подростков они чаще всего проявляются в противоречии старшим, родителям, воспитателям, в лживости, драчливости, вызывающей манере поведения, сквернословия и ношении осуждаемой обществом одежды, отказе от учебы и трудовой деятельности, бродяжничестве, пьянстве.
По своей тяжести правонарушения делятся на проступки и преступления.
Проступки – главным образом малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности. Как правило, это нарушения установленных обществом требований и правил поведения, закрепленных в различных правовых актах и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия [16, с. 45].
Преступление, в отличие от проступка, – это опасное для общества действие (или бездействие), а потому в качестве меры наказания законодательством предусматривается уголовная ответственность.
По закону уголовную ответственность не несут граждане, которым до совершения преступления не исполнилось 16 лет. Однако за особо опасные преступления (убийство, нанесение тяжелых телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, злостное хулиганство, умышленное повреждение общественного или личного имущества, распространение наркотических веществ) несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет.
В целом преступность несовершеннолетних представляет собой концентрированное выражение таких факторов, как недостатки, упущения и недоработки в воспитании подрастающего поколения: в семье, дошкольных и школьных учреждениях, колледжах и техникумах, в трудовых коллективах, по месту жительства; просчет в организации работы с подростками государственных учреждений и общественных организаций – добровольных формирований граждан; недостаточная координация их усилий мри осуществлении конкретной деятельности по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних [8].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Диагностика уровня личностного развития учащихся, совершивших правонарушения
Цель исследования на данном этапе работы является провести анкетирование для выявления уровня личностного развития учащихся, совершивших правонарушение.
База исследования: ГУО «Средняя школа №37 г. Могилева».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие учащиеся в возрасте 12-15 лет в количестве 20 человек, совершившие правонарушения.
С целью исследования жизненных приоритетов, отношения к алкоголю, наркотикам, курению, взаимоотношений и ситуации в семье, взаимодействия в группе сверстников нами была использована комплексная анкета (Приложение А).
По результатам исследования мы получили следующие результаты:
1. В опросе участвовали 20 человек 90% юношей и 10% девушек.
2. Возраст: 20% – учащиеся 12 лет, 50% – 13 и 30% – 14-15 лет.
3. Ценности, которые у ребят на 1 месте это:
- 55% – друзья, 45% – родители;
- 70% – отдали преимущество здоровью, 30% – выбрали любимого человека;
- 90% предпочли учебе друга или подругу и 10% выбрали учебу;
- семью предпочли 45% и здоровье близких – 55%
4. На вопрос «Ошибаются ли подростки», если:
- совершают кражу» – «да, часто» – 90%, «иногда» – 5%, «нет, никогда» – 5%;
- провоцирует конфликт или драку – «да, часто» – 35%, «иногда» – 65%;
- употребляет алкогольные напитки – «да, часто» – 10%, «иногда» – 80%, «нет, никогда» -– 10%;
- курят сигареты – «да, часто» – 10%, «иногда» – 30%, «нет, никогда» – 60%;
- курят «план» или употребляют наркотики – «да, часто» – 85%, «иногда» – 10%, «нет, никогда» – 5%;
- употребляют нецензурные выражения – «да, часто» – 10%, «иногда» – 40%, «нет, никогда» - 50%.
5. На вопрос «Каковы ваши шансы идти в ногу со временем», если вы:
- курите сигареты – «да, часто» – 55 %, «иногда» – 30%, «нет, никогда» – 15%;
- употребляете алкогольные напитки - «да, часто» - 40%, «иногда» - 20%, «нет, никогда» - 40%;
- занимаетесь спортом – «да, часто» – 40%, «иногда» – 20%, «нет, никогда» – 40%;
- хорошо учитесь – «да, часто» – 50%, «иногда» – 50%;
- курите «план» или употребляете наркотики – «да, часто» – 5%, «иногда» – 5%, «нет, никогда» – 90%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону. Причинами правонарушений подростков могут быть разные поводы, связанные с воспитанием родителей, воздействием общества и современного мира. Факторами, влияющие на проявление противоправного поведения несовершеннолетних являются: безнадзорность; безнаказанность; недостатки и упущения в общей организации досуга, и в первую очередь по месту жительства несовершеннолетних; недостатки, упущения в деятельности органов и организаций, ведущих борьбу с преступностью; проблемы в правовом воспитании подростков; высокая латентность преступления несовершеннолетних недостаточная эффективность всех видов наказаний; рост токсикомании и наркомании, пьянства и половой распущенности среди подростков и их родителей или лиц, их заменяющих; отрицательные последствия экологических проблем; резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций и др.
Профессиональная ориентация с целью подготовки их к осознанному выбору профессии, требует четкого планирования работы с учетом поставленных обществом целей и задач, возрастных особенностей и социальных условий. Суть профессиональной ориентации заключается в преодолении противоречий между существующими потребностями общества через структуру кадров и профессиональными желаниями и стремлениями подростков. Содержание профессиональной ориентации с подростками тесно связано с привлечением подростков к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Деятельность социальных педагогов должна быть направлена на формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; оказание психолого-педагогической поддержки, способствующей преодолению кризисного состояния личности, предоставление возможности получить образование, нормально развиваться.
Выбор и эффективность различных методов работы педагога социального определяется спецификой каждой конкретной жизненной ситуации. Следует отметить, что при выборе методов работы социальный педагог должен исходить из цели и актуальных задач воспитания, учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение, уровень квалификации педагогов. Существует большое количество форм и методов работы педагога социального с несовершеннолетними подростками, совершившими правонарушения, которые нужно продуманно, оценивая их актуальность и значимость для каждого конкретного подростка, использовать для достижения общественно значимых целей.
Большинство испытуемых отрицательно относятся к вредным привычкам, но курение и алкоголь считают допустимым, общение с друзьями предпочитают общению с родителями, своими чувствами и мыслями предпочитают делиться вне семьи или держать в себе, большинство испытуемых также оценили ситуацию в своей семье как нормальную, но все же часть учащихся оценили ее как неблагоприятную. Можно сделать вывод, что во многих семьях испытуемых нарушены детско-родительские отношения, в частности в диаде «подросток-отец». По результатам проведенного исследования было установлено, что мотивация профессионального выбора подростков, совершивших преступление, представлена преимущественно внутренними индивидуально-значимыми мотивами, отражающими высокую значимость выбранной ими профессии, которая приносит удовлетворение, преимущественно благодаря ее творческому характеру, возможности общения. Умеренно выражены у этих подростков внешние положительные мотивы, слабо выражены – внутренние социально значимые и внешние отрицательные мотивы.
1. Акимова, Т.Н. Профессиональная ориентация учащихся в школе как средство формирования личности выпускника / Т.Н. Акимова, А.В. Лисицинская // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 9–1. – С. 40–42.
2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
3. Власова, Е.А. Профориентация как одно из направлений социально-педагогической деятельности со старшеклассниками / Е.А. Власова, С.В. Шанин // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2015. – № 2. – С. 30–36
4. Голоухова, Г.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие / Г.Н. Голоухова. – Архангельск: Поморский университет, 2010. – 196 с.
5. Игошев, К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего / К.Е. Игошев. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 2013. – 183 с.
6. Загвязинский, В.И. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2012. – 405 с.
7. Зикратов, В. Девиантно-делинквентное поведение подростков и детей / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 34 – 39.
8. Капская, А.И. Социальная работа: некоторые аспекты работы с детьми и молодежью: науч.-метод. пособие / А.И. Капская. – Киев: КГУ, 2000. – 321 с.
9. Карушева, А.В. Особенности профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательных учреждений / А.В. Карушева // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 687–691
10. Камбиева, М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков / М. Камбиева // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С.845 – 847.
11. Колков, В.В. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью: учебное пособие / В.В. Колков, С.В. Колков, Н.А. Шахина. – М.: Социально-технический институт, 2000. – 560 с.
12. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
13. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2001. – 325 с.
14. Олиференко, Л. Социально-педагогическая поддержка детства / Л. Олиференко. – М.: Владос, 2002. – 157 с.
15. Павленок, П.Д. Социальная работа с группами девиантного поведения : учеб. пособие; отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М. 2007. – 122 с.
16. Рожков, М. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 231 с.
17. Сидорова, Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита / Л. Сидорова // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 45 – 53.
18. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Автор-составитель Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
19. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы / Автор – составитель Т.А. Шишковец. – М. : ВАШ, 2007. – 336 с.
20. Степанов, С. Подростки с отклоняющимся поведением / С. Степанов // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 12 – 18.
21. Чабнова, С.А. Социальная практика реализации охранно-защитной концепции по отношению к несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом / С.А. Чабанова // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – № 3. – С. 91– 99.
22. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 390 с.
23. Чечулин, В.Л. Основания методики социальной работы с несовершеннолетними дезадапитированными детьми и правонарушителями / В.Л. Чечулин, Е.А. Сорамотина, Е.А. Пузракова // Вестник Пермского университета. – 2012. – № 4. – С. 85 – 92.
24. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
25. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
26. Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения / В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспекты некоторых мероприятий по социальной профилактики правонарушений среди подростков методами профессиональной ориентации.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты