Обучение учащихся основам безопасного поведения в сети Интернет
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение учащихся основам безопасного поведения в сети Интернет»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Обучение учащихся основам безопасного поведения в сети Интернет
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета №2 «Осторожно, Интернет!».
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты обучения учащихся основам безопасного поведения в сети Интернет
1.1 Ключевые понятия проблем информационной безопасности
1.2 Психолого-педагогические особенности детей школьного возраста как фактор формирования поведения в сети Интернет
1.3 Формирование у пользователей безопасного поведения в Интернет-сети
Глава 2 Практический анализ обучения учащихся основам безопасного поведения в сети Интернет
2.1 Организация проведения анкетирования, анализ результатов
2.2 Рекомендации родителям по формированию безопасного поведения детей в сети Интернет
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема обеспечения безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи со значительным увеличением количества несовершеннолетних пользователей.
Информационная безопасность детей - это состояние защиты детей, при котором отсутствует риск, связанный с нанесением информации, в том числе информации, распространяемой в Интернете, вреда их здоровью, физическому, умственному, духовному и нравственному развитию.
В Интернете, как и в реальной жизни, студенты сталкиваются с опасностями: доступность несоответствующего контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные SMS на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, зависимость от азартных игр и Интернета, суицидальные наклонности и т. д.
Многие дети уверены, что знают, как обезопасить себя в Интернете. Однако есть несколько причин, по которым дети часто подвергаются большему риску. Они не всегда могут думать о последствиях своих действий, что может привести к тому, что они поделятся слишком большой информацией о себе. Дети также иногда становятся жертвами кибер-хулиганов или мошенников.
Обеспечение безопасности детей, не готовых иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают – одна из главных задач цивилизованного общества, в том числе системы образования, родителей, правоохранительных органов, системы здравоохранения, всего общества.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.1 Ключевые понятия проблем информационной безопасности
Рассмотрим основные понятия связанные с проблемой информационной безопасности.
Информационная грамотность - поиск, интерпретация, оценка различных источников информации, работа с видами учебных, деловых и научно-популярных текстов.
Информационная культура - совокупность материальных и духовных ценностей в области информации.
Информационный иммунитет - способность личности отражать негативное влияние информационной среды, выражающаяся в умении выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело противостоять им. Адекватное восприятие и оценка информации, ее критическое осмысление на основе нравственных и культурных ценностей [6, c. 58].
Информационная безопасность - это практика защиты информации путем снижения информационных рисков. Обычно это включает предотвращение или снижение вероятности несанкционированного / несоответствующего доступа к данным или незаконного использования, раскрытия, нарушения, удаления, повреждения, модификации, проверки, записи или обесценивания информации. Сюда также входят действия, направленные на уменьшение негативных последствий таких инцидентов. Защищенная информация может принимать любую форму, например электронные или физические, материальные (например, документы) или нематериальные (например, знания) [1, c. 99].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
2.1 Организация проведения анкетирования, анализ результатов
Анализ научно-методической литературы позволил оценить состояние изученности интересующего вопроса, определить методологическую основу исследования, установить предположение, направленное на решение поставленной проблемы.
Одним из основных принципов подбора методов исследования и анкет является соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики, анкеты целям данной работы.
Данное практическое исследование проводилось нами с целью изучения уровня знаний учащихся по основам безопасного поведения в сети Интернет.
Исследование проводилось на школьниках подростках в возрасте 12-13 лет. В исследовании принимало участие 32 человека. Исследование проходило на протяжении октября 2021 года.
Тестирование проводилось в групповой форме. Испытуемые были предварительно проинструктированы о данном мероприятии.
Исследование проводилось с помощью следующих теста и анкеты:
1) Тест-опросник на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних (Приложение А).
Тест позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, информационная безопасность является первичной, комплекс мер и методов по формированию информационной безопасности способствует развитию информационной грамотности, информационной культуры.
Возраст от 6 до 12 лет наиболее чувствительна к усвоению моральных, культурных норм, ценностей, духовных ориентаций К концу подросткового возраста, началу отрочества дети все чаще начинают задумываться над главным вопросом своей жизни: «Кто я?», Появляется качественно новое образование - самоопределение.
Дети и подростки в силу своего возраста не имеют возможности фильтровать качество информации. У них нет разработанных критериев различия, они не видят опасностей и не понимают рисков, они принимают всю информацию, не осознавая, что она может быть незаконной, неэтичной, ненадежной или вредной.
Один из возможных способов решения проблемы информационной безопасности - научить ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе моральных и культурных ценностей. Для полноценного развития ребенка необязательно создавать идеальную информационную среду, важнее и продуктивнее заниматься развитием информационной безопасности личности ребенка.
В ходе проведенного исследования, было выявлено, что среди опрошенных учащихся преобладает средний уровень компьютерной зависимости. Для учащихся в целом характерен высокий уровень знаний о безопасности в сети. Можно сказать, что дети осведомлены об основных правилах поведения и возможных опасностях в сети Интернет. Однако следует обратить внимание на культурную, этическую составляющую поведения. Рекомендовано воспитывать уважительное отношение к другим пользователям.
1. Алигулиев, Р.М. Вопросы защиты детей возраста от интернет-зависимости / Р.М. Алигулиев, Р.Ш. Махмудова, Р.Ш. Махмудов. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - № 5. - С.97-107.
2. Баранова, Ю.Э. Безопасноcть в сети Интернет / Ю.Э. Баранова // Беспризорник. - 2015. - № 4. - С.58-61.
3. Будунов, Г.М. Технологии в образовательной среде:"за" и "против" / Г.М. Будунов. - : Аркти, 2006. - 192 с.
4. Букина, Е.Ю. Формирование у школьников безопасности в сети Интернет / Е.Ю. Букина // Информатика в школе. - 2014. - № 5 (98). - С.40-49.
5. Воронина, Л.А., Иванова, Н.Е., Ратнер, С.В. Информационная культура как фактор инновационного развития // Качество. Инновации. Образование. -2008. - № 3. - С. 9-22.
6. Гендина, Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и отечественный подходы к решению проблемы // Проблемы образования. - 2007. - № 5. - С. 58-65.
7. Данильчук, Е.В. Методические особенности формирования понятия "информационная безопасность" на разных этапах обучения в школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. - №4. – С. 13-19
8. Дубровина, Е.Е. Психология : для студентов сред. проф. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. - 12-е изд., стереотип. - : Академия, 2014. - 496 с.
9. Казанцева, В.А. Информационная культура личности // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - Р. 134-136.
10. Киселев, Г.М. Информационные в педагогическом : по направлению "Педагогическое / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - : Академия, 2012. - 308 с.
11. Климонтова, Г.С. Защита информации для школьников / Г.С. Климонтова // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 8. - С.74-81.
12. Леонтьева, О.Н. Интернет: друг или враг? / О.Н. Леонтьева // технологии. - 2016. - № 3. – С. 241-246
13. Малых, Т.А. Педагогические условия развития безопасности школьника [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд пед. наук / Т.А. Малых. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book296. pdf.
14. Привалов, А.Н. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2012. – №1. – С. 184-190
15. Забокрицкая, Л.Д. Информационная культура современной молодежи: угрозы и вызовы виртуального социального пространства // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2017. - №1. – С. 64-69
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета №2 «Осторожно, Интернет!».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты