Одной из основных функций любой конституции является определение устройства государственной власти, т. е. создание, закрепление определенной системы высших органов государства. Для разрешения базовой, наиболее общей проблемы того, как непосредственно распределяется власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой в теории государствоведения разработано понятие – форма правления. Государство, тем самым, представляет собой механизм власти, а форма правления – конкретный способ её распределения между органами государства. Форма правления есть наиболее общее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.
Форма правления не исчерпывается определением правового положения высшего органа государственной власти – главы государства – но предполагает выяснение, установление правового статуса парламента, правительства, высших судебных инстанций. Форма правления определяет структуру и принципы взаимоотношений основных органов государства (парламента, правительства, главы государства). Характер формы правления, существующей в данном государстве, зависит от баланса политических сил. Выбор формы правления не может носить абстрактный характер. Он детерминирован необходимостью обеспечения общего руководства и разработки политического курса страны, эффективности государственного управления, стабильности правительства, взаимоотношений правительства с гражданским обществом. Ввиду основополагающей роли понятия формы правления в устройстве органов государства, задающего самые важные направления будущего развития государства и общества, её исследование в правовой науке имеет непреходящую актуальность.
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. После Второй мировой войны монархия была упразднена в Болгарии, Италии, Румынии и некоторых других странах, а затем в Греции и Афганистане. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко).
Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, принцип разделения властей при этом отрицается. В правовом отношении монарх — источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. Король – зачастую высшее духовное лицо при наличии государственной религии. Для абсолютной монархии свойственно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей полноты государственной власти в лице единоличного правителя.
Абсолютная монархия, сформировавшаяся в поздний период развития Средневековья, в настоящее время характерна для богатых, но экономически неразвитых стран, которым присуща строгая морально-этическая регламентация общественной жизни [5]. При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. На современном этапе данный конституционный строй присутствует в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ, Брунее. В ОАЭ он имеет свои особенности: правитель страны избирается сроком на пять лет из числа эмиров - правителей субъектов федерации, которые, в свою очередь являются абсолютными монархами в своих эмиратах [1, c.73].
Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным органами. При республиканской форме правления высшие органы власти избираются населением на определённый срок и несут ответственность перед избирателями. Переход к республике как всемирная тенденция начался в период буржуазно-демократических революций, важнейшей вехой в которых была война за независимость США.
В президентской республике глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей участие парламента. В классическом примере – в США – однако, существует процедура косвенных выборов президента. При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько сенаторов и представителей он посылает в конгресс. ХХШ поправка к Конституции США предоставила Федеральному округу Колумбия право избрания трех выборщиков [8, c.399]. Выборщиков избирают списком по мажоритарной системе относительного большинства. Партия, набравшая наибольшее число голосов, получает все места выборщиков от данного штата. В остальных случаях президентской республики, характерных, прежде всего, для Латинской Америки: Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика – президент избирается непосредственно.
Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей [16, c. 83]. Конституционный строй в таком случае основан на разграничении компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Создатели концепции разделения властей полагали, что ограниченный монарх, будучи главой государства, одновременно будет осуществлять исполнительную власть через подчиненных ему министров [21, c.171]. Данный принцип впоследствии был перенесён на президентскую республику, в которой обе ветви власти - законодательная и исполнительная - действуют независимо друг от друга, но имеют возможность уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов опирается на предположение о равном правовом положении высших органов государства.
Проведенное исследование форм правления позволяет сделать ряд следующих выводов:
1.Форма правления представляет собой составную часть комплексного правового института формы государства. Данный компонент формы государства задаёт конечные, самые общие принципы распределения основных полномочий государства между высшими органами власти, устанавливает, кому подотчётно и подконтрольно правительство.
2.Форма правления зависит от конкретно-исторических условий её возникновения и развития. Причины, детерминирующие выбор конкретной формы правления, кроются в соотношении политических сил в стране, особенно в период её возникновения. Появление государства и его развитие подчинены всеобщим диалектическим законам. Форма правления, не обусловленная историческим опытом, догматически навязанная извне радикальной группой общества путём буквального перенесения зарубежных образцов, ведёт к тому, что оно перестаёт быть действенным механизмом. Государство не отвечает вызовам, как из собственной социальной среды, так и внешним, теряет контроль над обществом. Иными словами, форма правления есть следствие культурного и экономического окружения, в котором предполагается её функционирование.
3. Абсолютной монархии свойственны неограниченные полномочия монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дуалистическая монархия, характеризуется отделением части власти монарха в пользу парламента, в крайней виде такая форма правления представляет собой номинальный парламентаризм.
4.Президент в президентской республике является главой государства и главой исполнительной власти. Правительство формируется президентом самостоятельно. Отличительной особенностью президентской республики выступает жесткая система разделения властей.
5.В парламентарных странах, как монархии, так и республике, правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия. Премьер-министр является ведущей политической фигурой в государстве. Глава государства представляет национальное единство. Президент или монарх наделены правом роспуска парламента.
6. Если министры несут ответственность за свою деятельность перед президентом, то республика является президентской, а если перед парламентом (в основном, только перед нижней палатой) - парламентарной. Если правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом, то данная форма правления является смешанной республикой. Правительство назначается президентом, но для того, чтобы приступить к обязанностям, ему необходимо одобрение парламента. Выражение вотума недоверия парламентом может иметь своими последствием либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.